Наверняка вам приходилось сталкиваться с тем, что иногда на полке в супермаркете соседствуют одинаковые на первый взгляд продукты, чья стоимость при этом различается вдвое или втрое. Маркетинговые игры тут ни при чем. Внешне вся разница может сводиться к небольшому значку с иностранной надписью organic или bio. Что это значит и что, помимо достаточно высокой цены, отличает такие продукты?

Не секрет, что более половины вредных веществ попадает в наш организм вместе с пищей. Антибиотики, гормоны роста, используемые в кормах животных, а также гербициды и пестициды употребляются нами внутрь в виде сочных бифштексов, салатов и десертов, вызывая самые разнообразные проблемы со здоровьем – от банальной аллергии до онкологических заболеваний. Подобные вещи заставляют задуматься не только о плюсах технического прогресса, но и о его неизбежных минусах.

Надо ли удивляться, что увлечение продукцией organic стало повальным во всем мире?.. Феномен этой популярности прост – теперь, когда "здоровый образ жизни" уже не роскошь, а средство выживания, люди уделяют все больше внимания своему питанию. Они хотят быть уверенными в том, что потребляемая ими пища не принесет вреда. Более того, они готовы платить за эту уверенность большие деньги.

По словам Риты Медведник, руководителя проекта "Натуральные продукты", ВМП "Экопродукт", "главное отличие продуктов organic от продуктов традиционных – это контроль отсутствия химического воздействия на всех этапах производства, так сказать, от зернышка до прилавка". Пресловутый значок на этикетке призван свидетельствовать, что продукт был сертифицирован независимой сертификационной компанией и произведен в соответствии с экостандартами, принятыми в данном государстве. Причем тестированию подвергается не конечный продукт, как это обычно бывает при традиционной сертификации, а каждый этап производства – начиная от почвы и заканчивая упаковкой.

- На сегодняшний день в мире существует порядка 263 стандартов экологического сельского хозяйства и природопользования, - говорит Андрей Ходус, руководитель НП "Агрософия", - но наиболее известны следующие: американские National Organic Programm, японские JASS, швейцарские Bioswiss, австралийские стандарты и стандарты Европейского союза. Между ними существуют лишь незначительные расхождения. В России подобных стандартов пока еще нет.

Интересно, что ассортимент натуральных продуктов – а именно так принято обобщенно называть все составляющие этой индустрии – неуклонно растет. Если в тех же 70-х это были только продукты питания, причем умещающиеся на прилавке маленького магазинчика, то сейчас это и витамины, и лекарственные средства, и биодобавки, а также косметика, товары легкой промышленности и мебель. В Париже, например, существует 23 сети магазинов, торгующих исключительно продукцией organic. Около 60% открывающихся в Швейцарии супермаркетов специализируется на экопродукции. В США экоиндустрии принадлежит 47% рынка, в то время как традиционной продуктовой рознице отводится лишь 41%. В Америке и странах Европы экобизнес охватил также рестораны и отели: посетителям предлагается сервис, целиком и полностью основанный на organic.

Отдельный разговор – биовина. Собственно, вино является продуктом, процесс производства которого претерпел наименьшие изменения с ходом времени, но и здесь тем не менее существуют наиболее "биологичные" варианты. Биовина изготавливаются из винограда, выращенного в полном соответствии со стандартами экологического земледелия, кроме того, они практически не подвергаются химической обработке в процессе винификации. Занятно, что многие известные виноделы при создании своих вин полностью следуют правилам биопроизводства, но отказываются от использования приставки bio в и без того "говорящих" названиях. Однако не стоит думать, что значки organic или bio на винах – это просто хорошо продуманные маркетинговые ходы. Слишком больших усилий стоит приобретение данных сертификатов: многократные проверки почвы, ручная сборка винограда, сложнейшая система охраны лозы от насекомых-вредителей – эти и другие подобные им проблемы значительно усложняют жизнь виноделов.

Биоалкоголь, конечно, не ограничивается только винами – европейские производители предлагают на рынок не один сорт биопива, а американцы выпускают и водку organic, чья фильтрация происходит через застывшую вулканическую лаву.

Говоря о высокой цене на экопродукцию, не стоит забывать о том, что процесс производства в этом случае в значительной степени более дорогостоящий и трудоемкий: борьба с сорняками без химии, особенные корма для животных. К тому же ввиду отсутствия консервантов в таких продуктах срок их хранения достаточно короток – именно поэтому они и производятся в ограниченных объемах, что тоже, конечно, сказывается на цене. Вот что рассказал Муслим Умирьяев, генеральный директор холдинга "Кладовая Солнца", группа "Русские фермы": "Себестоимость производства экологически чистой продукции в сельском хозяйстве в 3 раза превышает себестоимость традиционного производства. Это объясняется тем, что отказ от использования химических препаратов и средств защиты растений компенсируется физическими средствами, т.е., в частности, ручной прополкой. То же самое происходит и в процессе уборки и вспашки – конечно, это отражается на себестоимости конечного продукта". Однако, по мнению Андрея Ходуса, "парадокс российского экопроизводства состоит в том, что оно значительно дешевле западного. Доля ручного труда в экопроизводстве на 50% выше, чем в традиционном, но в России, где труд крестьян низкооплачиваем, внесение химических удобрений, принятых в традиционном хозяйстве, часто обходится дороже использования ручного труда".

Есть и еще один немаловажный аспект. Эксперты считают, что если бы цена на обычные продукты учитывала все косвенные расходы, связанные с их производством (очистка загрязненной воды, восстановление страдающей от эрозии почвы, медицинские расходы производителей), то обычные продукты были бы дороже продуктов organic, а не наоборот!

Кстати сказать, по оценкам тех же международных экспертов, Россия, где ввиду крайней бедности колхозов поля годами удобрялись, обладает огромным потенциалом к экологически чистому производству. По мнению Андрея Ходуса, "многие российские хозяйства могут получить сертификат organic в течение первого же года после подачи заявки". А некоторые из них уже сейчас готовы предложить продукцию, достойную носить титул organic. Дело только за нами, сознательными покупателями!

Статья предоставлена журналом
ГАСТРОНОМЪ