Содержание:

Мы привыкли пить его рано утром, собираясь на работу, на конференциях и деловых встречах, в поездах и самолетах... Современный ритм жизни не оставляет времени для традиционного чаепития.

Даже в Великобритании, стране, где живут настоящие знатоки и ценители этого напитка, на пакетированный чай приходится 70% чайного рынка. И в нашей стране его потребление растет быстрыми темпами. По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет доля "пакетиков" в общем объеме рынка составит 35-40%.

Давно прошли те времена, когда в них расфасовывали некачественный чайный лист, а посредственный вкус напитка пытались заглушить различными искусственными добавками и ароматизаторами, которые, по сути дела, и создавали "чайный" букет. Сегодня многие пакетированные чаи производятся из приличных сортов чая. Только изготовлены они из самых мелких чаинок, которые получают путем дробления листа специальными машинами. Большая поверхность соприкосновения мелких чаинок с кипятком и обеспечивает эффект быстрого заваривания. При этом вкус чая более насыщен, так как вещества, содержащиеся в дробленых листах, быстрее переходят в напиток.

"Пакетированная" часть рынка развивается в двух направлениях. Первое связано с расширением ассортимента продукции, использованием более качественных блендов и созданием новых оригинальных вкусов и ароматов, чем занимаются лаборатории крупных компаний-производителей. Второе - с разработкой новых вариантов пакетиков: без скобки, с двумя нитками "для отжима", в форме пирамидок. Есть даже золотые саше из плотной фольги, в которых сохраняется первозданный вкус и аромат чая, металлизированные конверты, защищающие его от посторонних запахов и влаги, шелковые и марлевые мешочки - подобные тем, в которых чаеторговец Томас Салливан когда-то рассылал образцы своей продукции клиентам.

В продаже представлены пакетированные чаи самых разных сортов - черные и зеленые, ароматизированные, фруктово-травяные (тизаны). И среди них немало предложений, заслуживающих внимания.

Кстати

К содержанию

Черные, зеленые, цветные

В первую очередь это чай в пакетиках от знаменитого английского чайно-кофейного дома Whittard of Chelsea, основанного в 1886 году. Пакетики-пирамидки заполнены исключительно качественным крупнолистовым чаем - в "пакетированном" ассортименте компании встречаются даже дарджилинги. А всего компания выпускает более 150 видов плантационных черных и зеленых чаев класса супер премиум - от классических Earl Grey, Gunpowder, Jasmine, Lapsang Souchong до редких сортов Royal Blend, Darjeeling Kalej Valley, Special Earl Grey, Ceylon Single Estate. Более крупные, чем обычные пакетики, пирамидки предназначены для заваривания в чайнике - это делает чаепитие более уютным.

Компания Newby предлагает 24 сорта чая в пакетиках, причем многие из них практически не имеют аналогов на чайном рынке. Например, экзотическая серия Aromatics - ароматизированные черные чаи в восточном стиле - "Корица", "Кардамон", "Шафран". При их производстве используются исключительно натуральные ингредиенты.

Новая серия Newby Organic интересна хотя бы потому, что полностью отвечает концепции органических продуктов, широко распространенной во всем мире, но пока еще новой для нашей страны. Органические напитки Newby изготовлены в строгом соответствии со стандартами экологически безопасного производства, принятыми в Великобритании. В серии Organic Newby - три вида пакетированных тизанов: "Мята Перечная Organic", "Шиповник и Гибискус Organic" и "Цветы Ромашки Organic".

Последняя коллекция цейлонской компании "Маброк" - Dr. Green - создана по японским технологиям из экологически безопасных сортов зеленого чая. Вот уже более 100 лет фирма занимает лидирующие позиции в производстве элитных чаев. Она первой привезла в Россию цейлонский зеленый чай и до сих пор является его основным поставщиком. В коллекции Dr. Green - четыре вкуса: тонизирующий чай "Восточная ночь", "Зеленый чай с жасмином", "Японская сен-ча" и "Японская сен-ча с лимоном".

Необычные, яркие купажи JAF TEA, разработанные в лаборатории компании "Джафферджи Бразерс", составили основу новой серии "Эксклюзивная коллекция". В ней можно найти лучшие сорта цейлонских чаев - зеленый с лимоном, жасмином и традиционный зеленый без добавок, а также черные - "Айриш крим", "Форест фрут", "Мистик" и черный без добавок - "Мажестик".

В числе новых предложений известной марки Pikcwick- ассорти зеленых и черных ароматизированных чаев. В составе первого - чай с лимоном, с жасмином, с мятой и Earl Grey. Во втором, помимо южных фруктов и черной смородины, вы найдете два новых вкуса - манго и апельсин. Благодаря использованию более качественного бленда черного чая производителям удалось существенно улучшить вкусовые качества черного чая с фруктами.

1 июля 2005 г. британский Чайный Дом Curtis & Patridge London, Ltd. выпустил на российский рынок премиальный Victorian Tea. Это название было выбрано не случайно. Годы правления королевы Виктории стали для Англии символом стабильности, благополучия и укрепления семейных ценностей. И именно на этот период приходится зарождение и расцвет английских чайных традиций. Сегодня, как и прежде, чай Victorian выращивают, собирают и обрабатывают на высокогорных плантациях Индии и Цейлона. В классической английской коллекции представлены: English Breakfast Tea, Earl Grey, Jasmine Green, Golden Ceylon, English Tea No.1 и Green Tea.

Сравнительно недавно, в 2001-2002 годах, в продаже появились пакетированные фруктово-травяные чаи (тизаны) от Twinings - старейшей чайной компании, являющейся официальным поставщиком английского королевского двора. На нашем рынке эта марка присутствует с 90-х годов прошлого века. Составленные из различных трав, тизаны совершенно не содержат кофеина и обладают оздоровительным действием. Недаром пакетированные сборы - "Шиповник Каркаде", "Мята", "Цветки ромашки", "Липовый цвет", и более экзотические - "Клубника и Манго", "Персик Маракуйа" - предлагаются в фитобарах SPA-центров и спортивных комплексов. Что касается зеленых чаев Twinings, такого разнообразия не предлагает, пожалуй, ни одна марка. Большим спросом у российских ценителей напитка пользуются освежающий "Зеленый чай с лимоном", яркий "Зеленый чай Лотос Апельсин", мягкий "Зеленый чай Сенча" и терпкий, насыщенный - "Зеленый чай Ява".

Пакетированная "экзотика" представлена этническими напитками. Так, Greenfield предлагает мате с ноткой грейпфрута и ройбос с медовым ароматом. Отметим, что пакетирование нисколько не влияет на качество этих "нечайных" чаев, и они полностью сохраняют свой вкус и аромат. Пакетик мате удобно заваривать в обычной чашке, если под рукой не окажется калебасы и бомбильи для традиционной церемонии матепития. Что касается ройбоса, многие предпочитают именно пакетированный вариант - листочки ройбоса гораздо мельче чаинок, и перед употреблением его обычно приходится процеживать.

Кстати

К содержанию

Пакетики - в конверте и с "хвостом"

Даже лучший пакетированный чай не будет пользоваться спросом, если он расфасован в пакетики, которые неудобно использовать. И это хорошо понимают производители, предлагая самые разнообразные варианты упаковки. В ресторанах и кафе можно часто встретить чаи марок Ronnefeldt и Dammann - они специально созданы для заваривания в чайнике. Пакетик Ronnefeldt изготовлен таким образом, что его "хвост" с ярлычком всегда находится снаружи чайника, и его можно зацепить за ручку - удачное решение для ресторанной подачи: клиент всегда может видеть, какой чай заварен. Пакетики Dammann, как и положено изделию французского производства, просто роскошны - они шелковые. Именно такими, кстати, были первые чайные мешочки, а потом всеобщее стремление все удешевлять привело к замене шелка бумагой из манильской конопли...

Не менее интересны чаи Messmer. Во-первых, необычными вкусами и ароматами (кофейная карамель, ваниль, какао-бобы - все эти "теплые" добавки будут весьма кстати осенью и зимой). Во-вторых, не совсем обычным видом самих чайных пакетиков. На первый взгляд, это, правда, незаметно - поэтому нужно присмотреться. Дело в том, что у них нет металлической скобки (она обычно скрепляет двойные пакетики и к ней крепится ниточка с ярлычком). У пакетиков Me?mer ниточка привязана прямо к бумаге - хитрым, почти морским, узлом. Впрочем, все эти ухищрения связаны совсем не с чаем, а с их утилизацией.

Еще один пример оригинальной конструкции упаковки - чайные пакетики в конвертах и специальная чайная коробочка от Maitre de the. В ней предусмотрена специальная прорезь, которая позволяет доставать пакетики, не открывая коробку целиком.

Желтые ряды чая Lipton недавно пополнились симпатичными жестяными чайными шкатулками - тоже желтого цвета. В них - уже знакомые нам варианты пакетированного чая, как классического, так и ароматизированного.

Привлекательность чая Lipton сразу повысилась - такую шкатулку можно использовать в качестве небольшого подарка "от нашего отдела - вашему отделу"...

Денис Шумаков
Статья предоставлена журналом
ГАСТРОНОМЪ