Умные продукты

Погрузившись в домашние хлопоты, не забывайте о детях. На кухне — между делом — можно найти массу возможностей для занятий с малышом. Все необходимое у вас под рукой. Думайте о пользе не только для желудка, но и для ума!

Мама так много времени проводит на кухне, а малыш все время крутится под ногами. "Иди, поиграй, не мешай", — обычно не без раздражения говорит она, упуская при этом уникальную возможность заняться с ребенком развитием его памяти, речи, воображения и восприятия.

Развиваем речь

  • На кухне малыш знакомится с новыми для него словами: морковь, свекла, репа, брокколи, авокадо... Проговаривайте названия четко и ясно, не ленитесь повторять по несколько раз, а через некоторое время спросите у ребенка, "как это называется".
  • Знакомьте ребенка с обобщающими понятиями. Разбирая покупки, принесенные из магазина, объясняйте: "Это фрукты: яблоки, груши, апельсин, банан, это — овощи: свекла, лук, картошка, морковь".
  • Загадывайте загадки, например про морковку: "Сидит девица в темнице, а коса — на улице", "Длинный рыжий нос по макушку в землю врос". Ребенок с удовольствием будет придумывать загадки и сам: "Гладкая, оранжевая, длинная, сладкая…"
  • Вспомните или прочтите сказки "Репка", "Вершки и корешки". Рассмотрите вместе, где у овощей вершки, а где корешки. Попробуйте разделить продукты на две группы: те, у которых вершки съедобные или несъедобные.
  • Называйте продукты, а ребенок (старше двух лет) пусть определяет, в каких словах есть звуки "а", "к", "м". Сначала для него это будет непросто, поэтому нужно произносить слова четко (упражнение тренирует фонетический слух). — Добивайтесь, чтобы малыш правильно употреблял предлоги. Разложите фрукты и овощи в разных местах — в столе, на полке, под шкафом. Ищите вместе: "Где морковка?" — "В холодильнике", "Где яблоки?" — "На столе" и т. п.
  • Сравнивайте предметы: "Этот стакан выше, этот огурец длиннее, эти макароны тоньше, эти конфеты слаще". Следите, чтобы ребенок правильно образовывал сравнительные формы.

Совершенствуем мышление

  • Обратите внимание на размер и форму продуктов. Попросите малыша разложить в разные корзины маленькие и большие или круглые и продолговатые продукты (огурцы, кабачки, помидоры, яблоки).
  • Сортируйте овощи, фрукты, ягоды по цвету. Например, предложите отобрать все зеленое или все красное. Попросите выбрать из трех овощей "не зеленый и не коричневый, не большой и не маленький". Такое занятие послужит для развития логического мышления.
  • Какой-нибудь овощ или фрукт спрячьте в коробочку с отверстием, в которое можно просунуть руку. Предложите малышу ощупать предмет и попытаться определить, что это такое, а затем вытащить — и убедиться в правильности выбранного ответа.
  • Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Или дайте их сразу открытыми — это усложнит задание.
  • Учите узнавать вкус и запах разных продуктов. Достигшие определенного "мастерства" дети смогут делать это с закрытыми глазами: отгадывать, какой из продуктов перед ними.
  • Насыпьте в непрозрачные мешочки крупу: два заполните горохом, два — манкой, два — фасолью, два — крупными макаронами, два набейте ватой. Зашейте или завяжите их. Задача ребенка — на ощупь подобрать одинаковые.
  • Покажите несколько фруктов, затем попросите малыша отвернуться и один спрячьте. Спросите, какой фрукт исчез (хорошее упражнение для развития внимания и памяти). Начинайте с двух предметов, затем увеличивайте их количество.

Тренируем мелкую моторику

  • Насыпьте в таз или большую миску крупу — пшено, рис или любую другую. Набросайте туда мелких игрушек, монеток и покажите малышу, как их можно искать и выкапывать. Поставьте рядом небольшую коробочку, куда ребенок будет складывать найденные "сокровища".
  • Расскажите малышу сказку про Золушку. Вспомните, как птицы помогли ей разобрать крупу. Перемешайте два сорта зерен, дайте ему две чашки и предложите рассортировать крупу.
  • Научите ребенка просеивать крупу через сито. Перемешайте два вида круп, например рис и манку, фасоль и манку (в зависимости от отверстий в сите). Покажите отдельно крупицы риса и манки. "Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоим маленьким и ловким пальчикам. Но тебе поможет сито!" Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала одну крупу, а потом — другую. Отделение одной крупы от другой для ребенка похоже на фокус, он достаточно долго может быть занят таким делом.
  • Насыпьте на противень слой манки — ребенок сможет рисовать пальчиком, писать. Легко встряхните, ровняя поверхность, — "лист" снова чистый.
  • Сделайте малышу массаж рук с помощью грецкого ореха. Расскажите сказку о том, как орех свалился с дерева от ветра, а потом встретил детей, которые начали с ним играть: прятать и находить его в кулачке (кулачок сжимается и разжимается); крутить на карусели (одной ладонью по другой с усилием катать по кругу); спускать с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катать орешек от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом можно покатать орех по столу ладошкой — вперед и назад, словно он машинка. Все это проделать несколько раз сначала одной рукой, потом другой. В конце игры орешек прячется в "бассейне", где вместо воды — горох. Найти его там совсем не просто.
  • Прекрасное занятие — вместе лепить фигурки из теста (рецепт простой: мука, соль, вода, немного растительного масла). По желанию можно добавить краску или пищевой краситель. Тесто должно быть соленым — тогда ребенок не захочет его пробовать. Фигурки можно раскрашивать, украшать макаронами, крупой, пуговицами, ракушками.

Будим фантазию и воображение

  • Дети с удовольствием фантазируют. Сочиняйте вместе сказки и истории про разные продукты. Например, пока вы готовите суп, можете рассказывать историю про его компоненты: "Пять картофелин и морковка решили вместе поплавать в кастрюле. (Кстати, какого они цвета?) Но сначала им нужно снять верхнюю "одежду" — давай, поможем им? Их друг лук тоже хотел к ним присоединиться, но когда он начал раздеваться, все вокруг горько заплакали"... Предложите малышу продолжить рассказ, глядя на ваши действия у плиты. Можно вместе пересчитать овощи, затем спрятать один из них и спросить, кого нет на месте.
  • Сочиняйте с ребенком считалки или стишки, предлагая ему продолжить текст: "Из-за леса, из-за гор вышел красный… помидор! С ним зеленый молодец ароматный… огурец! Повернулся на бочок длинный толстый... кабачок. И для щей, и для борщей купим много... овощей!" Привлекайте к игре в "сочинялки" своих домашних — пусть это станет общим веселым семейным занятием.
  • Украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, обычную котлету с картофелем фри можно представить в виде веселой мордашки, если положить на тарелку два кружочка огурца и кетчуп: сверху, в виде волос с челкой — картошка фри, ниже — глаза из кружочков огурца, посередине — котлета — нос, снизу рисуете кетчупом улыбку. Придумайте рожице имя. Предложите малышу составить композиции: кораблик из огурца или баклажана, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков фруктов или овощей с сыром. Поверьте, совсем немного изменив свой взгляд на приготовление пищи и сервировку стола, вы сможете сделать эти дела веселыми, познавательными и доставляющими удовольствие всем членам семьи. А все, что сегодня сделано с любовью и вниманием, завтра — вернется сторицей.
Людмила Цацкина, психолог
Наталья Кулакова, кандидат филологических наук
Статья предоставлена журналом
Мой кроха и я
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Умные продукты"

Вы не авторизованы.

А мы уже пробовали:) получилось. Дочке 3 годика) она у меня вообще ранняя:) в садик не отдавала, целыми днями вместе- хочу много времени уделять своей радости. Играем, гуляем. Вот только не подскажите, мне подруга посоветовала пиковит витамины детские давать. А то я смотрю у дочки весенняя усталость, капризничает в последнее время, спит долго. А они должны вроде как иммунитет поднять, добавить необходимых витаминов в детский организм
2011-04-15, nyawka
Статья хорошая, но вот моя Настена 1год 10 мес не желает играть по правилам, всю эту крупу она разбрасывает, так что потом уборки на час хватает. Такие занятия хороши в кружках, где за тобой всегда уберут. Зато водичку переливать над раковиной-почти без проблем, только лужи подтереть......
2009-01-27, мышьАня
Прям руки зачесались, так захотелось бежать на кухню и смешивать рис с манкой для своего 4-х летнего Сашки. Тем более, что на кухне он так и рвётся "помогать".
2006-06-03, Ольга
Хорошая статья, но не представляю как моя Машка (3 года) будет рисовать манкой на кухне :) Это капут всей квартире
2006-06-04, KovalenkoHelen
мне самой на это фантазии не хвалатало, спасибо :)
2008-11-12
Поделитесь:

02.06.2006
Обновлено 18.05.2011
Близкие по теме статьи
Здоровое питание: 7 рекомендаций скандинавских ученых
Здоровое питание: 7 рекомендаций скандинавских ученых
Меню на день для российского климата: сколько жиров, клетчатки и витаминов включить в рацион
Мозг и здоровое питание: 20 продуктов для ума
Мозг и здоровое питание: 20 продуктов для ума
Как победить старение мозга и болезнь Альцгеймера: включаем в рацион чернослив, изюм, чернику, смородину и чеснок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!