Содержание:

Найти работу в современной компании — дело небыстрое, одних собеседований при приеме на работу может быть несколько. Кадровые агентства и HR-службы работают по выверенному алгоритму, и соискателю, который не часто меняет работу, надо еще суметь к нему адаптироваться. Но совсем иначе обстоит дело в сети магазинов "ВкусВилл". Здесь принимают на работу почти как в старые добрые времена: главное, чтобы человек был хороший.

Как принимают на работу

Пожалуй, ярче всех об HR-службе высказался ученый и публицист Нассим Талеб. По его мнению, "бог помещает HR-службу в компанию для того, чтобы та не росла. Появление HR-департамента — это божья кара". "ВкусВилл" настроен менее агрессивно, но HR-отдела у нас все равно нет. Подбор персонала ведется следующим образом.

К содержанию

Подбор персонала во "ВкусВилл": как это делается

Поиском новых продавцов занимаются девочки-подборщицы, их заказчики — розничные управляющие. По сути, подборщики работают только на розницу, помогая комплектовать открывающиеся магазины новыми продавцами.

Розничные управляющие вольны распоряжаться этим процессом так, как считают нужным. Если хотят, могут прибегнуть к помощи кадрового агентства. Или заниматься подбором сами. Или нанять новых людей. Компания полностью отдала им контроль за процессом подбора продавцов.

Все остальные подразделения ищут новых сотрудников сами. И здесь способы тоже могут отличаться. Кому-то некомфортно писать объявление о вакансии, размещать его на сайте, назначать собеседования. В таком случае можно передать эти функции стороннему кадровому агентству. Но чаще всего сотрудники и руководители, которые озабочены поиском нового человека в команду, сами заинтересованы в участии во всех этапах подбора.

Специалистов по HR обычно будоражит такой подход, и они начинают сыпать профессиональными аргументами: мол, необученный человек "не в состоянии оценить компетенции соискателя и разглядеть потенциал". Мы всегда соглашаемся и объясняем, что компетенции и потенциал мы и не пытаемся оценивать и разглядывать. Нам главное — человека приличного найти, а что там у него с потенциалом — жизнь покажет.

Пожалуй, именно так формируется пресловутая корпоративная культура "ВкусВилла". Ведь человек всегда ориентируется на поиск близкого себе по духу. И по этой причине сотрудников "ВкусВилла" объединяет какая-то неуловимая черта, благодаря которой нас очень часто называют похожими друг на друга. А значит, у нас единые ценности, несмотря на то что в частностях мы очень и очень разные.

Есть еще один плюс такой схемы подбора новичков: сотрудник, который решает принять кого-либо на работу, берет всю ответственность на себя. Теперь он не сможет кивать в сторону HR-департамента, жалуясь на перекуре, какого плохого работника ему нашли эти чертовы подборщики. Ты сам искал, сам собеседовал, сам поверил в этого человека. Значит, или ошибся в выборе, или дело в тебе как в руководителе.

Подбор персонала

К содержанию

Что происходит, когда в компании нет HR-специалистов

Конечно, при нашей схеме бывают ошибки. Иногда очень нелепые и даже смешные. Как-то искали сотрудника на подготовку промоакций для магазинов. Решили, что будет логично предложить кому-то из продавцов отвечать за это направление.

Откликнулась девушка по имени Лиана. На собеседовании нам очень понравилась ее жизненная позиция, отношение к "ВкусВиллу", знание ассортимента и видение развития промоакций в наших магазинах.

Единогласно решили, что Лиане нужно попробовать себя на этой должности. В назначенный день она пришла в офис, ей показали рабочее место. Она долго сидела, периодически поглядывая по сторонам. Когда к ней кто-то подошел и спросил, нужна ли ей помощь, Лиана скромно показала на ноутбук и попросила помочь его включить.

Ну бывает, не вопрос. Ноутбук включили, но легче от этого Лиане не стало. Только через несколько часов мы поняли, что она не умеет пользоваться компьютером. Совсем. Даже на уровне мышки. А вакансия предполагала ежедневную работу в таблицах Excel.


Можете ли вы представить себе, что мы даже не догадались спросить у молодой и современной девушки, владеет ли она компьютером и умеет ли делать сводные таблицы. В этот момент все HR-менеджеры, как правило, злостно потирают руки и говорят: "Все потому, что у вас непрофессионально организован подбор".

Мы снова соглашаемся, но продолжаем следовать исключительно этому методу поиска новых людей в команду. Потому что в девяти из десяти случаев данная схема работает в нашу пользу.

Кстати, вам интересно узнать, что дальше стало с Лианой? Мы попытались взять над ней шефство, чтобы раз и навсегда подружить ее с компьютером, но быстро поняли, что занятие это бесперспективное. Девушка не хотела мыслить на пару с искусственным интеллектом, поэтому мы предложили ей вернуться продавцом в магазин.

Лиана взяла двухнедельную паузу на "подумать". Возвращаться в розницу ей не хотелось, из зоны комфорта она себя уже выдернула, душа просила чего-то нового. Видимо, посовещавшись с мужем, они решили открыть собственное небольшое производство натурального майонеза, который по рецептуре и составу ингредиентов подходит для "ВкусВилла".

Они арендовали цех, наладили производственную линию, приготовили тестовые образцы, прошли все проверки, получили все необходимые документы и теперь успешно поставляют соус в наши магазины. Если в ближайшем к вам "ВкусВилле" увидите на этикетке майонеза наименование производителя — "ИП Нестерова", просто вспомните, какая невероятная история стоит за этой баночкой с продуктом.

А вот был бы у нас HR-отдел, Лиана так бы и работала продавцом-консультантом!