Содержание:

Некоторые родители не видят ничего страшного в том, что их малыш «картавит» или «шепелявит», главное — чтобы рос здоровеньким и хорошо кушал, считают они. Но впоследствии именно такие дети становятся частыми «гостями» психологов, логопедов и прочих специалистов. Дело в том, что безобидные на первый взгляд речевые недостатки могут серьезно отразиться на дальнейшем развитии ребенка.

К содержанию

Не фыфка, а фыфка!

Нарушение звукопроизношения — не только косметический дефект, но и ощутимое препятствие в овладении письменной речью. Представим, что малыш нечетко выговаривает всего лишь один звук [З]. В 90% случаев, если это не обусловлено механическими причинами (короткая уздечка, неправильное строение языка и т.п.), он еще и не отличает данный звук от сходных на слух и может путать [З] с [С], [Ш] и некоторыми другими. Ребенок вырастает, идет в школу, и его речевое нарушение становится почти или вовсе незаметным. Казалось бы, все хорошо, но не тут-то было. Из-за неразличения звуков (логопеды называют это нарушением фонематического слуха) новоиспеченный ученик может писать «роса» вместо «роза», «глас» вместо «глаз». И никакие дополнительные занятия и зубрежка правил тут не помогут. А вот опытный логопед сразу же поймет, что все эти ученические трудности — последствия нарушенного в детстве звукопроизношения, а потом разработает коррекционную программу, направленную на развитие фонематического слуха и речевого внимания.

Бывает, что дети путают буквы, не только обозначающие сходные звуки, но и близкие по начертанию. Так, вышеописанный ученик может смешивать буквы З и В, имеющие общий графический элемент. Занятия с логопедом помогут такому ребенку развить оптико-пространственные представления (ориентацию на листе бумаги, зрительное восприятие) и преодолеть ошибки.

Итак, очевидно, что нарушения речи, пусть даже на первый взгляд незначительные, ставят овладение грамотой и успешное обучение под угрозу. Не говоря уже о том, что они отрицательно влияют на эмоциональное состояние малыша, его общение со сверстниками, самооценку.

К содержанию

Работа над ошибками

Что же делать, если вы заметили у своего ребенка нечеткое произношение или отсутствие звуков, «проглатывание» окончаний слов или другие речевые ошибки? В первую очередь, не паниковать. По данным научных исследований, около 40% детей, не имеющих неврологической или отоларингологической патологии, неверно произносят звуки родного языка. Тем не менее показать малыша специалисту все-таки стоит. Можно посетить логопеда в детском саду, в поликлинике или в консультативно-диагностическом центре (КДЦ). Врач расспросит вас об особенностях течения беременности и родов, этапах развития ребенка, а также поинтересуется заключениями невролога, отоларинголога и педиатра. На первичной консультации логопед проведет диагностику всех компонентов речевой системы: проверит произношение звуков, фонематический слух, структуру слова, состояние словаря, грамматический строй речи (умение правильно составлять словосочетания и предложения) и навыки пересказа. Кроме того, он осмотрит артикуляционный аппарат ребенка, его подвижность, строение и моторику и только после этого поставит диагноз. Это может быть нарушение лишь некоторых составляющих речи, например звукопроизношения и фонематического слуха, или же всех компонентов сразу (такие проблемы называются системными и возникают, как правило, на почве серьезной неврологической патологии).

После постановки диагноза логопед составит для вашего ребенка коррекционную программу. Обычно в нее входят индивидуальные занятия, логопедический массаж и оздоровительные процедуры.

Работа с врачом не ограничивается исправлением речи. Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения), развитие двигательного аппарата и графомоторных навыков у дошкольников (со школьниками проводят уроки письма и чтения). Многое зависит и от родителей: на этапе автоматизации (закрепления) звуков необходимо заниматься с ребенком самостоятельно! Вы можете проводить и сеансы артикуляционной гимнастики — это комплекс специальных упражнений для выработки правильных звуков (см. Практикум).

Даже незначительные нарушения речи ставят успешное обучение в школе под угрозу.

Может случиться так, что логопед порекомендует малышу посещать специализированный детсад и направит вас на психолого-медико-педагогическую комиссию, где уточнят диагноз и дадут направление. Пусть вас ни в коем случае не пугают названия учреждений и страшные слова в медицинских заключениях. Подумайте о том, что лучше сейчас отвести ребенка в садик компенсирующего типа и успеть скорректировать речевое нарушение к школьному возрасту.

К содержанию

Какие нарушения речи выделяют современные логопеды, и что они означают

Нарушения одного или нескольких компонентов речи (в детских садах используют диагноз ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и отсутствии неврологических дефектов речевого аппарата. Часто при этом заболевании страдает и фонематический слух. Дислалия бывает механической (когда нарушение вызвано аномалиями в строении речевого аппарата) и функциональной, а также сложной (несколько групп звуков) и простой (1 звук или звуки одной группы).

Дизартрия — нарушение звукопроизношения и проблемы с воспроизведением речи (голоса, темпа, мелодики, интонации, плавности), вызванные недостаточным поступлением нервных импульсов в мышцы. Ребенку трудно произносить звуки и слова, потому что подвижность его языка, губ, щек ограничена. Дизартрия всегда развивается на фоне органического поражения нервной системы — родовая или внутриутробная травмы и последствия заболеваний, перенесенных в раннем возрасте (менингит, энцефалит), ДЦП. Наиболее часто встречается так называемая стертая форма дизартрии, т.е. минимальные проявления нарушения при очень слабо выраженной, а то и вовсе неустановленной неврологической патологии. Важно, чтобы логопед провел дифференциальную диагностику и назначил адекватную коррекцию.

Практикум
Логопеды почти всегда назначают артикуляционную гимнастику для выработки правильных укладов звуков, подвижности языка, тренировки мышц речевого аппарата. Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна, выполняя упражнения по 8-10 раз. При этом следите не за временем, а за состоянием ребенка и результативностью занятий. Помните: лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться результата, чем «пробежаться» по всем пунктам и остаться на прежнем уровне. Вы и сами можете проделывать эти упражнения, чтобы говорить красивее и четче, при этом не уставая, — именно так делают профессиональные дикторы и артисты. Успехов!

Упражнения на растяжку подъязычной уздечки
Грибок
Широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы уздечка натянулась.
Лошадка
Широкий язык «приклеить» к небу. Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком.

Упражнения для языка
Лопаточка
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы он не дрожал и не отклонялся.
Иголочка
Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.
Часики
Высунуть узкий язык и двигать им вправо-влево, не убирая его вглубь.
Качели
Высунуть узкий язык и пытаться дотянуться им до носа и подбородка попеременно. Рот не закрывать.
Змейка
Приоткрыть рот. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.
Парус
Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх и коснуться им бугорков (альвеол) за верхними зубами.

Упражнения для губ
Трубочка-улыбочка
Вытягивать губы в трубочку и широко улыбаться (с закрытым ртом).
Заборчик
Сомкнуть зубы, широко улыбнуться (зубы не размыкать).

Ринолалия — нарушение звукопроизношения и речевоспроизведения, вызванное аномалиями в строении речевого аппарата (расщелины мягкого и твердого неба или губы). Ринолалия требует оперативного вмешательства, а затем тщательной логопедической работы. Если произношение исправлено, а сохраняется только назальный («в нос») тембр голоса, такое нарушение называется ринофонией.

Системные нарушения речи, или ОНР (общее недоразвитие речи). В этом случае ребенку трудно произносить звуки, он пропускает или переставляет местами слоги, его словарный запас беден, предложения не согласованы, а самостоятельная речь ограничена. Системные нарушения возникают не сами по себе, а, как и дизартрия, на почве органического поражения нервной системы, только поражаются не нервы, а непосредственно участки коры головного мозга, отвечающие за речевую функцию.

Алалия — недоразвитие речи. Возникает вследствие незрелости клеток в определенных участках коры головного мозга. Логопеду важно отграничить алалию от задержки речевого развития.

Афазия — распад речи, возникает у взрослых и детей после 3 лет в результате органического поражения клеток мозга (как правило, из-за травмы и перенесенных заболеваний).

Отдельно логопеды выделяют заикание и задержку речевого развития

Задержка речевого развития — имеется в виду стойкая задержка речевого развития, а не вариативность сроков появления звуков, зависящая от индивидуальных особенностей ребенка.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, характеризующееся судорожными запинками. Часто возникает в результате психической травмы или перенапряжения.

Екатерина Ерохина, логопед, специальный психолог МПГУ