Содержание:

Что вы знаете о восточных интеллектуальных играх? Такой вопрос я задавала своим друзьям. Большинство из них сумели вспомнить только шахматы и шашки, некоторые назвали нарды. Таким образом, мало кто знает, что восточные интеллектуальные игры - это целый мир, не ограничивающийся вышеперечисленными спортивными дисциплинами.

О шахматах и шашках знают все, им посвящена обширная литература, и вряд ли мне удастся сказать о них что-либо новое читателям, среди которых, я уверена, есть не только любители, но и профессионалы. Я расскажу о менее известных играх, таких как нарды, рэндзю и го, которые с каждым годом становятся все более популярными во всем мире. К сожалению, несмотря на возрастающий интерес к этим играм, найти специальную литературу по этой теме довольно сложно, хотя какая-то информация есть и в Интернете.

К содержанию

Нарды

Нарды - древняя игра, пришедшая к нам с Ближнего Востока. Еще египетские фараоны играли в нарды, в гробницах даже найдены доски для этой игры. Само название персидское, означающее "богатыри", "воины". Нарды были весьма популярны в Персии. Через Османскую империю нарды распространились на Кавказ. В начале XIX в. нарды попали в Европу, и в скором времени в них играли во всех аристократических салонах. Наверняка в художественной литературе того времени вы встречали упоминание о загадочной игре в трик-трак. А некоторые, возможно, видели в музеях странную доску с чередующимися красными и зелеными треугольниками в два ряда. Так вот, это и есть доска для игры в трик-трак - одну из разновидностей нард.

Игра в нарды ведется двумя игроками на доске с начерченными на ней треугольниками, последовательно раскрашенными в белый и черный цвет (иногда в красный и зеленый). Эти треугольники называются полями. Я не буду вдаваться в подробности построения фишек на доске и правила игры, а лишь скажу, что условно доска делится на две части - "двор" и "дом". Задача каждого игрока - переместить все свои фишки в "дом", двигая их против часовой стрелки из верхнего правого угла в нижний правый угол доски. Таким образом, "дом" у каждого из игроков свой. Затем, приведя всю армию в "дом", нужно последовательно снимать фишки с доски. Выигрывает не тот, кто первым провел все фишки в "дом", а тот, кому первому удалось снять их все с доски. В игре используются две зары - игральные кости, которые бросают перед тем, как сделать ход. Ходы делаются в зависимости от выпавших очков, и, как показывает практика, часто тому, кто привел фишки в "дом" последним, удается победить противника. Бросание костей вносит в игру элемент случайности и делает ее еще более динамичной и непредсказуемой.

В наборы для игры в нарды входит также загадочный маленький кубик с написанными на его гранях числами от 2 до 64, так как каждое последующее число вдвое больше предыдущего. Этот кубик используется при игре на деньги. В начале его кладут цифрой 2 кверху и делают ставки. Если в ходе игры один из игроков сочтет, что преимущество на его стороне, он может предложить удвоить ставки.

Существует множество разновидностей игры в нарды. Прежде всего, следует упомянуть две классические разновидности - длинные и короткие нарды (по-английски backgammon). Короткие нарды иначе называются трик-трак, за которым, как уже было сказано, часто проводили время литературные герои XIX века. На мой взгляд, короткие нарды более динамичны, и, в отличие от длинных нард, исход партии невозможно предугадать до самого ее завершения, что и объясняет большее распространение коротких нард. Есть также турецкий трик-трак, начинающийся с пустой доски расстановкой на ней фишек путем бросания костей, и другие разновидности. Подробнее о них можно посмотреть на www.backgammon.ru, www.amis.h11.ru/nardprav.htm.

К содержанию

Рэндзю

Рэндзю является популярным видом спорта во многих странах, прежде всего в Японии. Играют в рэндзю на доске размером 14х14 полей, которые, в отличие от шахмат и шашек, не раскрашены. В игре используются белые и черные фишки (по 50 у каждого игрока), имеющие форму двояковыпуклой линзы, которые ставятся не на поле, а на пересечение линий. Эти пересечения называются пунктами.

Начинают игру не белые, как в шахматах, а черные. Цель игры заключается в построении линии из пяти фишек по вертикали, горизонтали либо диагонали, так называемой "нитки жемчуга", что по-японски звучит как "рэндзю" (отсюда пошло название игры). Этот термин был введен в конце XIX в. японским поэтом Тэнрю Кобаяси. По своей задаче рэндзю схоже с простой детской игрой в крестики-нолики, но в отличие от нее имеет более сложные правила. Ряд из пяти фишек называется "пятеркой", ряд из четырех - "четверкой", а ряд из трех, соответственно, "тройкой". Ситуация, когда на доске есть несколько троек и/или четверок, пересекающихся в свободном пункте, куда может быть поставлена фишка, образующая пятерку, называется вилкой. Считается, что черные, как начавшие игру, имеют преимущество, а потому им запрещено делать ходы, ведущие к появлению вилок, содержащих две и более троек, либо содержащих две и более четверок, а также построение ряда из шести и более фишек. Запрещенный ход называется фолом. В игре разрешено пропускать ходы, причем не только черным из-за опасности фола, но и белым. В то же время вилка, содержащая тройку и четверку, не запрещена. Для белых запрещенных ходов нет.

Если вся доска заполнена фишками и образование "нитки жемчуга" исключено, партия заканчивается вничью. Партию можно завершить и ранее, если партнеры сочтут, что ничья неизбежна. Если оба партнера один за другим отказываются делать ход, партия также завершается вничью.

Таковы правила классических рэндзю. Помимо этого существует несколько модификаций игры. Например, в гомоку играют на доске 15х15, а в гобанк - на 19х19. В игре под названием пента нет запрещенных ходов, но неприятельская фишка, окруженная со всех сторон, снимается с доски, становясь "добычей". Выигрывает тот, кто первым построит пятерку либо захватит пять добыч. О правилах рэндзю подробнее можно узнать на www.renju.gambler.ru, www.gomoku.uka.ru.

К содержанию

Го

На старинных китайских картинах часто можно увидеть двух старцев, сидящих напротив друг друга и расставляющих на доске черные и белые фишки. Это игра в го, одна из самых древних игр, история которой насчитывает более пяти тысяч лет - го значительно древнее шахмат. Древние китайские легенды приписывают изобретение го Яо Шуню, первому из китайских правителей, упоминающихся в летописях, другие легенды называют изобретателем князя Ву, создателя иероглифической письменности и игральных карт. Некоторые исследователи спорят с китайскими легендами, утверждая, что го было придумано в Центральной Азии в III тысячелетии до н.э. и только затем проникло через Индию в Китай. В середине I тыс. н. э. игра через Корею попала в Японию, где обрела поистине всенародное признание. Отмечу, что го - японское название, по-китайски игра называется вейци, по-корейски - падук. За высокий уровень мастерства можно было получить денежное вознаграждение или повышение по службе. В VIII в. были введены сословные ограничения: простолюдинам разрешалось играть камнями, вырезанными из гальки, на грубых неструганных досках.

В 1603 г. в Японии была учреждена Государственная академия го, возглавленная сильнейшим игроком того времени Хонинбо Санся. Основной деятельностью академии была разработка теории игры, обучение и проведение турниров. Мастер, глава школы, выбирал себе преемника из числа лучших учеников школы и передавал ему по наследству свою фамилию. К результатам деятельности академии относится также разработка системы разрядов, существующая по сей день. Система разрядов состоит из девяти данов: от 1-го (низший) до 9-го (высший). Заработать каждый последующий дан не так-то просто, они присваиваются только при наличии больших и стабильных успехов. Сильнейший игрок страны получал титул мэйдзин, что переводится как "избранный", "мастер". За 300 лет звания мэйдзина удостоились лишь девять человек.

В 1908 г. в Европе появился первый учебник го, написанный немецким инженером Коршельтом, который много лет прожил в Японии и брал уроки у японского мастера. Но распространение в Европе го получило значительно позже, после Второй мировой войны. В 1956 г. была создана Европейская федерация го, на данный момент, объединяющая федерации 22 стран, а в 1982 г. образована Международная федерация го. Первое пособие по го в России вышло в 1914 г., но эта игра не получила тогда распространения. В 1965 г. в Ленинграде была создана первая секция, в 1989 г. была создана Федерация го СССР, и эта восточная игра была официально признана в нашей стране как вид спорта.

В го играют на деревянной или пластиковой доске, похожей на доску для рэндзю, но размером 19х19 линий. Для обучения начинающих игроков рекомендуют использовать доски размером 13х13 или 9х9 линий. В игре также используются черные и белые фишки - их принято называть камнями - имеющие форму двояковыпуклой линзы. В китайском варианте го камни плоские. Их изготавливают из пластика, стекла, пластмассы или металла. В каждый комплект входят 181 черный камень и 180 белых. Но, как показывает практика, далеко не все они используются в одной партии. Камни берут из чаш с крышками, в которых они хранятся. Чаши делают из пластика или дерева. Высокие и узкие чаши используются в Японии и Корее, а широкие и более плоские - в Китае. В странах Юго-Восточной Азии обычно применяют стеклянные чаши без крышек. На международных турнирах применяются доски из дерева кайя, слегка прогибающегося под весом камня, причем после того, как камень убрали, прогиб исчезает. Конечно, играют на такой доске не пластиковыми камнями, а камнями из черного сланца и белых раковин. При отсутствии необходимого комплекта для игры используется картонная или клеенчатая доска и камни из картона или линолеума.

В начале игры доска пустая. Как во многих восточных играх, начинают черные. Камни, как и в рэндзю, ставятся на пересечение линий, и больше на протяжении игры не двигаются с места. Цель игры - огородить как можно большее пространство, из-за чего го часто сравнивают с захватом вражеских провинций императором и присоединением их к своей империи. Однако камень можно захватить и снять с доски, если противник перекроет все его дамэ - ближайшие по вертикали и горизонтали пункты. Окружить и захватить можно даже целую группу камней, стоящих вплотную друг к другу. В го, как и в рэндзю, есть некоторые запреты: запрещается делать самоубийственный ход (ход, закрывающий последнее дамэ у своей группы), если он не ведет к захвату камней противника.

С точки зрения японцев, го нельзя рассматривать как просто игру, это вид искусства. Расположение камней на доске должно быть красивым. Основная заповедь го звучит так: "Не стремись выиграть, а стремись сыграть красивую партию".

Таковы в общих чертах правила го. Подробнее об этой игре можно прочитать на www.go.aspec.ru, www.sibgo.narod.ru. Интересен факт: компьютерные го-программы проигрывают даже начинающим игрокам. Тайваньская организация Ing Foundation обещала награду в 1,5 млн. долл. за программу, способную обыграть чемпиона-человека, но претендентов на соискание премии так и не нашлось. В чем причина? Этот вопрос мучает и игроков, и программистов. Как известно, шахматная или шашечная программа представляет собой запись множества ходов и партий. В отличие от шахматиста играющий в го создает образы, чего на данный момент развития информационных технологий компьютер делать не способен. В одной из научных статей, посвященных го, говорится, что создание программы, способной обыграть человека-чемпиона, будет означать равенство искусственного интеллекта человеческому.

Приобретая комплект для го, лучше остановиться на пластиковых камнях и пластиковой доске. В отличие от пластика, дерево может потрескаться, а фаянсовые и стеклянные камни часто разбиваются. Самая дешевая "доска" - это клеенка с начерченными на ней полями, очень удобная для игры вне дома. Аналогичные рекомендации применимы к комплектам для рэндзю. При отсутствии комплекта играть можно и на расчерченной бумаге, рисуя камни, так как они не сдвигаются, и зачеркивая захваченные.

К содержанию

Многообразие восточных игр

Восточные интеллектуальные игры - тема, по которой хочется говорить бесконечно. В статье я не останавливалась подробно на правилах, а сказала о них в общих чертах с целью дать читателям представление о той или иной игре. И все же одна статья не может вместить даже упоминание обо всех восточных играх, ведь существует также корейская игра ют нори, японские игры сеги и сугороку и множество других.

Напоследок расскажу о корейских картах. Они вовсе не похожи на обычные игральные карты. Их делают из пластика. Каждая карта имеет размер меньше спичечного коробка, рубашка, как правило, красная. На картах изображены красивые цветы, птицы и веточки. С корейскими картами существует несколько различных игр. К сожалению, в настоящее время в Рунете нет ни одного ресурса, посвященного их правилам. Однако колода таких маленьких карт может стать прекрасным сувениром.

Каждая восточная интеллектуальная игра - это не только приятное времяпрепровождение. И не только развитие интеллектуальных способностей. Игра отражает мировоззрение восточных народов и передает их духовную практику. Шахматы и шашки - это война между двумя армиями, нарды можно уподобить перемещению войск из одного лагеря в другой при столкновениях с армией неприятеля, рэндзю схоже с нанизыванием жемчуга на нить, а го подобно захвату императором провинций. И еще: и шахматы, и шашки, и рэндзю, и го - волюнтаристские игры. А в нардах присутствует элемент фатализма: игрок решает, какой ход он сделает, в зависимости от выпавших зар.

В настоящее время восточная культура обретает популярность на Западе: кто-то занимается йогой и восточными единоборствами, кто-то практикует медитации, пытаясь обрести блаженство и постичь суть мироздания. На мой взгляд, восточные интеллектуальные игры могут стать одним из путей приобщения к загадочной культуре Востока.

Вера Курская