Содержание:

Гнев, раздражение, злость, стыд, печаль и ярость — список эмоций, которые сильно осложняют нам жизнь, довольно велик. Однако с негативом можно справиться простыми методами. Как это сделать, рассказывает Мария Хайнц, автор книги «Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым»

Управление гневом: снять негатив и стать счастливой

Существуют внутренние и внешние источники негативных эмоций. Внешние — это криминальные хроники, негативные новости, люди, наполненные злобой и ненавистью. Как бороться с такими источниками негативных эмоций? Поставить им заслон на входе: негативные передачи не включать, новости читать в печатном виде (они оказывают меньшее эмоциональное воздействие), общение с людьми, изливающими негатив, по возможности ограничить. Если эти эмоции все-таки проникли в жизнь, их можно нейтрализовать. В восприятии негатива событий большую роль играет внутренняя оценка, а она сильно зависит от физического состояния. Если чувствуете нарастающее недовольство и раздражение, обратитесь к своему телу и попробуйте определить, чего ему не хватает — возможно, ответ вы найдете здесь. Если же дело только в эмоциях, то помогут следующие способы.

К содержанию

Самый простой способ

Самый простой способ справиться с негативными эмоциями — лишить их энергии, которую они получают с вашими мыслями и вниманием. Если удастся переключиться на что-то другое, эмоции быстро угаснут. Например, если какой-то прибор не работает, у нас внутри все начинает закипать. В этот момент нужно перевести внимание на что-то другое, проще всего — на дыхание. Оно всегда с нами, и на нем легко сконцентрироваться. Кому-то проще посчитать до десяти — это отлично работает в начале «закипания». Если причина негативных эмоций глубоко скрыта, помогут другие методы.

К содержанию

С позиции жертвы — на позицию ученика

Если в жизнь приходят неприятности, мы порой спрашиваем себя: «Почему?», «За что мне это?». Такая постановка вопроса отражает позицию жертвы, создает негативный настрой и отнимает у нас силы. Жалость к себе и ненависть к другим заполняют ум, что переключает с решения проблемы на выражение эмоций. Мысли непродуктивны, крутятся по кругу. Разорвать этот круг можно, переключившись с позиции жертвы на позицию ученика. Задайте себе такие вопросы: чему меня это учит? Чему я должен научиться, чтобы разрешить проблему? В этом случае мы направляем силы на решение проблемы, а не на выработку негативных эмоций.

Истоки этого способа — в восточной философии. Он подходит во многих ситуациях. В случае потери близких людей или других горестных событий нужно дать себе время. В любом случае оплакивание потери — нормальный для любого человека способ эмоционально справиться с горем. Если собственных ресурсов недостаточно, чтобы прийти в себя и адаптироваться к новой ситуации, лучше обратиться к психологу.

К содержанию

«Я всегда прав, даже если не прав»

Каждому человеку хочется быть правым. Это нормально. Нужно понять, что это норма не только в отношении нас самих, но и в отношении других людей. Не нужно отбирать у них право на выражение собственного мнения. В быту желание быть правым приводит ко множеству негативных ситуаций и эмоций, особенно в отношениях супругов, родителей и детей.

К цели ведет множество путей. Если мы нашли один путь, это не значит, что другой человек не найдет свой. Главное в таком случае — гибкая внутренняя установка: «Я знаю, как это сделал бы я, но другой человек может сделать по-другому».

Управление гневом: снять негатив и стать счастливой

К содержанию

Правило одной ошибки

Для ежедневных негативных ситуаций подходит правило одной ошибки. Разрешайте себе и другим близким людям делать в день по одной ошибке. Одна ошибка — это не так много, каждый имеет на это право. Это правило поможет быть менее критичным к себе и к другим людям. Вы что-то уронили или забыли — скажите: «Имею право на ошибку». Для детей количество ошибок должно соответствовать возрасту (чем младше — тем больше).

Когда я играю со своими детьми (трех и пяти лет) в настольную игру, в которой много мелких частей, эти части периодически летят под стол. Раньше через какое-то время я начинала просить детей быть аккуратнее, но они все равно роняли детали. Чтобы не испытывать лишних негативных эмоций, я решила посчитать, сколько раз за полчаса игры они что-нибудь уронят. Оказалось — 27 раз. То есть это нормальная среднестатистическая цифра «ошибки» для моих детей. Я разрешила им ошибаться 30 раз за полчаса игры. С тех пор каждый раз, когда они начинают ронять детали игры, я просто считаю. До тридцати я пока ни разу не дошла — как и до негативных эмоций.

К содержанию

А так ли это важно на самом деле?

Еще один простой способ борьбы с негативными ощущениями — эмоционально дистанцироваться от происходящего.

Например, вы опоздали на автобус и теперь не успеваете на работу. Попробуйте посмотреть на эту ситуацию словно прошла неделя. Через семь дней вы и не вспомните, что случилось сегодня! Если взять год или пять лет, те вещи, которые сейчас кажутся такими важными, будут вовсе не такими значимыми. Иногда достаточно посмотреть заряжающий энергией фильм, поговорить с человеком, прочитать отрывок из книги, чтобы эмоционально дистанцироваться от происходящего и «перезагрузиться».

К содержанию

Делегирование поручений, которые вызывают негативные эмоции

Делегирование — один из основных инструментов тайм-менеджмента. Чтобы иметь возможность заниматься тем, что можете делать только вы (что является призванием и сферой счастья), нужно делегировать те задачи, которые способны сделать другие.

В позитивном тайм-менеджменте важный критерий для делегирования — если дело не только отнимает время, но и приносит негативные эмоции. Например, при делегировании домашних дел вы проводите ревизию: я охотно готовлю еду и мою посуду, муж ничего не имеет против раскладывания вещей по местам и стирки. Никто из нас не любит мыть полы и пылесосить. Эту задачу можно перепоручить домработнице.