Содержание:

Школы водительского мастерства отличаются от рядовых автошкол своими автодромами, программами подготовки, уровнем инструкторов, парком машин и, разумеется, ценами. Корреспондент "ИП" Влад Гринкевич посетил четыре таких заведения и выяснил, чему и почем в них можно научиться.

Более тридцати лет уже работает в Москве Центр высшего водительского мастерства под руководством Эрнеста Цыганкова. Первые выпускники ЦВВМ - бойцы спецподразделений КГБ и МВД - покинули стены школы в 1975 году. ИП побывал также в двух "марочных" школах - Школе водительского мастерства BMW и Школе водительского мастерства quattro (Audi) и, кроме того, посетил школу Driving Art - она не считается "марочной", хотя ее парк укомплектован исключительно автомобилями Mitsubishi.

К содержанию

Поцелуев не будет

Школы предлагают на выбор от трех-четырех до десяти и более учебных программ, рассчитанных на людей с разным уровнем начальной подготовки. При желании вас научат даже выводить машину из-под пулеметного огня. Но если вы только получили права и боитесь выехать в город, разумнее будет пройти базовый курс, где вас научат парковаться, не задевая соседние автомобили, маневрировать, преодолевать перекрестки и въезжать в гараж, не обдирая борта своей машины.

А для опытных водителей - приемы скоростной езды по льду, прохождение поворотов с помощью управляемого заноса и "полицейские развороты" (когда разогнавшийся автомобиль резко разворачивается на месте на 180 или 360 градусов). Обыватели иной раз называют это экстремальным вождением. Но преподавателям школ такое определение не по нраву. "Мы не готовим экстремалов, - говорит шеф-инструктор Школы водительского мастерства quattro, заслуженный мастер спорта Евгений Васин, - все, чему мы учим, - необходимые элементы контраварийной подготовки".

Правда, инструктор Екатерина Каренина из Школы BMW признала: нередко молодые люди изучают рискованные элементы, чтобы произвести впечатление на девушек.

Хотя сотрудники школ и подчеркивают, что основные их клиенты - это те, кто уже получил водительское удостоверение, каждая имеет специальную программу для новичков. Но "завязок" с ГИБДД школы водительского мастерства, как правило, не имеют, поэтому, пройдя курс, выпускники сами заботятся о сдаче экзамена. Из всех обследованных нами лишь Школа BMW предлагает полную программу подготовки к экзаменам, включая 20-часовую теоретическую часть, и организовывает для учеников экзамен в ГИБДД. Если верить представителям школы, 85% выпускников удается сдать на права с первого раза. Правда, стоит обучение на порядок выше, чем в обычной автошколе- около 48 тыс. руб. Кстати, обучение может проходить на автомобиле с "автоматом", но сдавать придется все равно с "механикой" - таково требование ГИБДД.

C правом на ошибку
Преподаватели школ водительского мастерства утверждают, что выпускникам автошкол зачастую прививают неверные навыки вождения, которые приходится искоренять. Обобщив замечания инструкторов, ИП составил список типичных ошибок начинающих водителей:
  • неправильная посадка, неумение регулировать высоту сиденья, выбрать оптимальное расстояние до руля и педалей;
  • неправильная работа с рулем, неумение правильно перемещать руки по рулевому колесу;
  • слишком высокие обороты двигателя в начале движения;
  • прохождение поворотов и торможение с выключенным сцеплением;
  • боязнь скорости, неумение маневрировать на скорости.
Кстати, единственным упражнением, которое новоиспеченные водители делают вполне сносно, оказалось трогание на подъеме.

К содержанию

Найти десять отличий

"Хотите понять, в чем разница между нами и простой автошколой? Давайте съездим на нашу площадку", - предлагает мне Екатерина Каренина. Конечно, я согласен! По пути Екатерина рассказывает мне о том, чему учат в Школе BMW. Для совершенствования навыков действующих водителей школа предлагает 15 различных программ длительностью от одного до трех дней и стоимостью от 2 тыс. руб. до 57 тыс. руб. Три программы, их как раз ведет сама Екатерина, разработаны специально для водителей-женщин. Парк школы насчитывает шесть автомобилей BMW разных модификаций.

Впрочем, некоторые курсы клиенты могут проходить на своих машинах.

Через 15 минут мы подъезжаем к Ходынке (здесь же находятся автодромы Driving Art и Школы quattro). Термин "площадка" никак не вяжется с "аэродромом" 200 на 400 метров, где тренируются "бээмвэшники". Одновременно здесь отрабатывают вождение не более чем на четырех машинах. Екатерина обращает мое внимание на соседнюю площадку- она принадлежит районной автошколе. На маленьком квадратике (сторона меньше 40 метров) "на сцеплении" неумело маневрируют четыре автомобиля. Сквозь лобовое стекло видно перепуганное лицо женщины, пытающейся выполнить "змейку". Посреди площадки стол, за которым четверо мужчин-инструкторов заняты какой-то настольной игрой.

Чтобы почувствовать себя в роли ученика, прошу госпожу Каренину провести со мной начальный инструктаж. Екатерина предлагает мне занять место водителя и объясняет правила посадки. Оказывается, водитель должен учесть около десяти параметров (о многих я и понятия не имел), каждый из которых влияет на безопасность и помогает лучше управлять машиной.

По завершении урока моя наставница показывает несколько приемов контраварийного вождения - "полицейский разворот" на 180 градусов передним и задним ходом и полный разворот на 360 градусов.

К содержанию

Наружное наблюдение

Один из методических приемов Школы BMW заключается в том, что во время занятия (исключение - курсы для "бесправных") наставник не сидит в салоне, а находится на площадке и руководит действиями подопечного по рации.

Так же работают в ЦВВМ иШколе водительского мастерства quattro. "Как бы клиент ни просил, мы уверяем его, что гораздо полезнее, если инструктор будет наблюдать снаружи, - рассказывает Евгений Васин из Школы quattro. - Наблюдая снаружи, можно сказать гораздо больше о том, что делает водитель, нежели находясь в салоне. Видно положение передних колес, стадии заноса, скольжения". Кроме того, ученик привыкает не ждать помощи от инструктора, а полагаться только на себя.

В Школе quattro четыре основных курса: "Начальные навыки" - здесь ученики приобретают навыки управления автомобилем в городе. Курс состоит из 10 занятий по два часа и стоит чуть больше 1 тыс. евро. Затем курс "Постановка техники"- два дня по три часа, обойдется в 480 евро. Третий курс - "Контраварийная подготовка", длится девять часов и стоит 920 евро.

Наконец, вершина обучения- "Карельская программа". Ее участники оттачивают сложные элементы на высоких скоростях на специальном полигоне в Карелии. По завершении курса проводятся соревнования. Зимой занятия идут на льду Ладожского озера, для чего расчищается извилистая трасса шириной в два десятка метров.

К содержанию

Площадное мастерство

Обучение в ЦВВМ Эрнеста Цыганкова ведется на собственных автомобилях клиентов. "Учащийся должен знать все возможности автомобиля, на котором ему предстоит ездить в повседневной жизни", - убежден профессор Цыганков.

Ученики ЦВВМ в город не выезжают, все практические занятия проходят на гигантском полигоне, что, по мнению руководителя центра, с успехом заменяет уличную практику.

"Все, что может случиться в городе, можно смоделировать на полигоне, кроме того, здесь можно обыграть любую критическую или аварийную ситуацию, - поясняет Эрнест Цыганков. - В городе такое невозможно".

Базовый курс ЦВВМ предполагает три программы. Пятидневный курс "Активная безопасность водителя" (летний период) стоит 11,2 тыс. руб. Ученики осваивают приемы экстренного маневрирования, прохождение поворотов в скоростном режиме, преодоление городских неровностей и т. д.

"Управлению автомобилем в критических ситуациях" (зимний период) клиенты обучаются на ледяном стадионе. Стоит интенсивный пятидневный курс 12,7 тыс. руб. Но прежде чем выехать на асфальт или лед, вам придется пройти обязательный 15-часовой (пять дней по три часа) курс "Начальной контраварийной подготовки", состоящий из теории и занятий в классе на специальном тренажере - парте с рулевым колесом, педалями и рукояткой переключения скоростей. После чего надо сдать тест по скоростному рулению.

К содержанию

Близкий контакт

Некоторые коллеги по цеху к тренажерной практике относятся скептически. "Машина и есть лучший тренажер, - уверен инструктор школы Driving Art Валерий Парфенюк. - Человек должен научиться реагировать, преодолеть свой страх, почувствовать уверенность на дороге. Всему этому нужно учить непосредственно на машине".

Школа Driving Art не признает дистанционного обучения с помощью рации. Во время занятий инструктор находится в салоне рядом с учеником. "Снаружи я могу наблюдать лишь положение автомобиля и колес, но чтобы научить правильно водить машину, нужно видеть все движения ученика, как он сидит, как поворачивает руль", - рассуждает Валерий Парфенюк.

Своим клиентам Driving Art предлагает двенадцать программ, от начальной подготовки (правильная посадка, разгон, торможение и т. д.) до преодоления критических ситуаций в летнее и зимнее время, отработки спецприемов, вплоть до взаимодействия автомобилей в кортеже в условиях террористической атаки, и подготовки штурманов и пилотов для спортивных соревнований. Стоимость курсов от $360 до $1,2 тыс. Некоторые программы клиенты могут осваивать на собственных автомобилях - это примерно на 20-25% дешевле.

Влад Гринкевич
Статья предоставлена журналом
Имеешь право