Содержание:

В какой детский сад пойдет осенью ваш ребенок? Можно ли будет приводить малыша в удобное время, а родителям — находиться в группе? Может ли ребенок там не есть нелюбимую еду? Много ли дети гуляют, занимаются физкультурой? Будет ли у ребенка возможность уединиться в течение дня? Вряд ли вы ответили «да» на все вопросы. А вот в начале 90-х годов такие детские сады существовали.

Занятия в детском саду

6 мая 1989 года я дежурила на открытом телефоне в редакции «Комсомольской правды». Звонки шли друг за другом, один из них был из Луганска. Напористый женский голос возмущался, почему так мало внимания уделяют фундаменту образования — дошкольному воспитанию? «Если здесь все не перевернуть, то и выше ничего не получится!».

Я даже растерялась от неслыханного везения. Воистину, на ловца и зверь бежит.

— А разве можно перевернуть? — кричу в трубку.

— Пробуем! Вот уже два года наш детский сад этим занимается... — И дальше скороговоркой: «уроки» отменили, занятия для детей — по интересам, нет обязательного сна, режим гибкий, спортснаряды в группах, ходим в трусиках и босиком и даже по снегу, родители по желанию могут быть в группах, в перспективе — разновозрастные группы, «школа счастливой семьи» и еще много-много чего... даже сауна!

— Лилия Анатольевна, есть идея — приехать к вам!

— Конечно, приезжайте, ждем!

К содержанию

Экскурсия по детскому саду

И вот вместе с Л.А.Блудовой, заведующей детским садом, я хожу по «Теремку» и ахаю от удивления. Сразу бросилась в глаза раскрепощенность ребятишек: никаких шеренг и рядов, приказных «встаньте-сядьте», неизбежных «сиди как следует» и «дети, тише!» — короче, никакой муштры не обнаружила за все дни знакомства с обитателями «Теремка». А их, вместе со взрослыми, за 300 человек (260 детей в 11 группах, из которых 4 — ясельные). Кого ни встретишь — открытые приветливые лица, с готовностью откликающиеся на улыбку. Так бывает в дружной гостеприимной семье.

В первый же день знакомства меня повели в два спортивных зала (не предусмотренные проектом, но выкроенные из других помещений), где были тренажеры и разные спортснаряды, никакими программами и методиками не рекомендуемые. Я воспрянула духом: это не гимнастические палочки и мячи (они тоже были), это нагрузки посерьезнее, а возможности подвигаться — вдоволь.

В зал вбежали малыши вместе со стройной красивой девушкой в спортивном костюме, и все — босиком, а детишки — только в трусиках! Грянула музыка: «А-э-ро-би-ка! А-э-ро-би-ка!». Ребята, не теряя ни минуты, рассыпались по залу, и тут началось: то ли танец, то ли гимнастика, то ли просто радостное кувыркание вместе со всеми — кто как мог, без всяких понуканий и замечаний, но в темпе, интенсивно, без остановок и задержек, радостно, энергично — вот это зарядка!

— Это у вас особая группа? — спросила я.

— Нет, что вы! — засмеялась Лилия Анатольевна. — Это проводится ежедневно по утрам для всех без исключения. А потом еще физкультурные занятия, ритмика, игры на прогулке. В общем, ребята у нас двигаются много, практически сколько хочется: ведь спортснаряды есть и в каждой группе, они доступны всем и в любое время.

В последующие дни мне пришлось еще не раз удивляться, и все мои удивления свелись к одному: значит, это возможно?!

К содержанию

Детский сад по-новому: 6 плюсов для развития детей

Я не чувствую себя вправе на основании лишь первых впечатлений анализировать и оценивать работу дружного коллектива воспитателей «Теремка», но не поделиться ими просто не могу: здесь я увидела воплощенным то, что мне казалось вообще несбыточным в условиях дошкольного учреждения. Расскажу о самом главном.

Здесь не боятся простуд. Во всех помещениях (кроме кухни, наверно) температура 17-18°, не выше 20° (за этим следят). Везде открытые форточки, а иногда и окна, хотя на улице похолодало и дождит. В группах дети одеты по-разному: кто обут (но без колготок), кто босиком, кто в майках и трусиках, кто потеплее, но в общем одежда не теплая и не стесняющая движений.

Раздеваться до трусиков полагается только для спортивных занятий, зарядки, ритмики и пробежек по двору в любую погоду, в том числе и зимой по снегу (последнее — по договоренности с родителями и желанию детей, даже часто болеющих). Для расхрабрившихся — обливание холодной водой.

Никакой муштры. Да, в этом доме посягнули на «святая святых» детской жизни — всесильный режим. Его сделали гибким, удобным для детей, родителей и воспитателей. Например, детей могут приводить в детский сад и забирать домой практически в любое время с 7 часов 30 минут до 20 часов. Завтрак не точно с 8 до 8.30, а с 8 до 9.30. Можно привести малыша в течение этого времени, и он будет ласково встречен и накормлен, а если позже, то его должны покормить дома.

И никаких нервотрепок из-за опозданий, никакой суеты и лишнего напряжения для воспитателей из-за того, что надо сразу (за 30 минут!) усадить за стол 20-25 детей и успеть втолкнуть в них (опять же положенную) порцию пищи. Кстати, о порциях: здесь ничего насильно детям не дают. Правда, не удалось еще решить проблему с остатками еды, но я уверена, что со временем решат, потому что считают это проблемой нравственной.

Занятия не по расписанию, а по интересам. Каково?! Обязательные для всех, методически разработанные действа: лепка, рисование, конструирование, дидактические игры, игры «во что-то» (заранее спланированные!) — это тоже пугало меня всегда в детском саду. Я инстинктивно боялась для ребят этого стадного подчинения руководящему началу, да и просто какой-то жесткой запрограммированности жизни. Но я не представляла себе, как же миновать ее, если в группе 20-30 однолеток-несмышленышей и всех надо разносторонне воспитывать. Как же тут обойтись без расписания?!

Оказалось, можно.

В «Теремке» расписание осталось только для тех занятий, которые проходят в специальных помещениях: физкультурных и музыкальных залах. А в группах — никаких уроков по-школьному: занимаются тем, что интересно, и столько, сколько хочется. Конечно, этот интерес воспитатели исподволь организовывают (найдены для этого психологически тонкие приемы), но обязаловки нет. У каждого есть возможность, когда хочется, позаниматься на спортивных снарядах, находящихся здесь же в группе, поиграть другими игрушками или взять книжку. Можно даже... уединиться: в спальных комнатах оборудованы такие уголки, где можно поиграть одному или вдвоем.

Здесь идут от ребенка и его насущнейших потребностей: в движении, в самостоятельности, в проявлении личностных особенностей, в свободе выбора вида и способов деятельности. Здесь не увидишь одинаковых аппликаций и рисунков, грибочков, зайчиков, елочек и человечков, сделанных по готовому образцу. И как же отдыхает глаз на развешанных по стенам детских рисунках. Яркие «вернисажи» постоянно меняются, и каждому маленькому художнику в них находится место — никто не обделен вниманием, и все защищены от жестокого осознания: у меня хуже, чем у других.

Нет избыточного веса — на весь детский сад только два толстячка. Какое же это прекрасное зрелище: столько ловких, подтянутых, раскованных малышей, у которых естественная грация переходит постепенно в умение управлять своим телом. Усилие для них становится наслаждением, а ощущение «Я могу!» освобождает их от страха и стеснительности.

Конечно, успехи не у всех одинаковы, но здесь не принято устраивать соревнование между детьми: каждый продвигается по мере своих возможностей. Мне это очень понравилось.

А вот Борис Павлович обратил внимание на существенную недоработку этой принципиальной установки: дети не приучаются к переживанию поражения, неудачи, к напряжениям изо всех сил, а ведь то и другое обязательно им пригодится в жизни. В этом разница между мужским и женским подходом к явлению. Мне бы сотворить детей тоньше, терпимее, мягче; отцу — укрепить их для неизбежных неожиданностей, трудностей жизни.

«Пусть дети больше смеются!» — Лилия Анатольевна это не просто сказала, она это воплощает в жизнь.

В «Теремке» я ни разу не услышала детского плача и истерических разнузданных воплей. Но и тишины, противоестественной для места, где живут дети, здесь нет и в помине. Детский гомон, словно птичий щебет, наполняет этот дом с утра до вечера и стихает только во время сна.

Физкультура в детском саду

К содержанию

Судьба «Теремка»

В последний вечер перед моим отъездом воспитатели собрались в методкабинете, и я попыталась передать им свои наблюдения, накопленные за три дня. Под конец не удержалась и от вопросов:

— Скажите, так работать труднее?

— Да, — признались многие, — особенно в самом начале было очень непривычно.

— А не хочется перейти в обычный детский сад?

— Нет! — отозвались дружно, не сомневаясь.

— Но ведь там было бы легче?!

— Зато здесь интереснее, и человеком себя чувствуешь.

Вот еще один драгоценный результат, достигнутый в «Теремке» всего за два года.

Я возвращаюсь в Москву, переполненная впечатлениями. Самым удивительным было то, что я впервые почувствовала доверие к этим недомашним стенам и неродным людям. Пожалуй, в такой детский сад я привела бы внуков.

... Но не торопитесь ехать в Луганск. Нет теперь того «Теремка», о котором вы только что прочитали: не сберегли его люди. «Теремок» сделал два шага назад и вернулся в царство режима, инструкции, насилия и скуки — и уж, конечно, без Лилии Анатольевны Блудовой. Ушли из детского сада те воспитатели, которые не могли возвращаться к старому, некоторые родители забрали детей домой, остальные смирились — куда денешься?! А кое-кто был рад: кончилось наконец беспокойное непривычное напряжение, покатилось все по накатанной дорожке.

Но не так-то просто убить не высиженное в кабинете, а рожденное самой жизнью. Зерно, брошенное в души людей, болеющих за детство, прорастает новыми «Теремками» в разных городах. Для тех, кто не хочет ждать распоряжений сверху, а хочет действовать, предлагаем познакомиться с опытом Л.А.Блудовой в книге «Родителям XXI века» М., «Знание», 1998. Авторы — Л. А. Никитина, Ж. С. Соколова, Л. А. Блудова — желают вам успеха!