Содержание:

С самого рождения наше существование сопровождают игры и игровые пространства, будь то детская песочница, стадион, шахматная доска, бильярдный стол, игровые автоматы, компьютер и т.д.

Йохан Хейзинга (1872-1945) — нидерландский историк и философ — основу культуры видел в «игре» как высшем проявлении человеческой сущности. Взгляд на нашу жизнь сквозь призму его знаменитого «Homo Ludens» предполагает, что все мы не только зрители, но и участники самых разнообразных игровых ситуаций, постоянно примеряем те или иные роли.

К содержанию

Ох уж эти русские!

Ещё в далёкие времена многие иностранцы, приезжавшие в Россию, отмечали страсть к азарту как специфическую русскую черту. «У французов забавляются салонными играми, весело ужинают, напевают некоторые водевили, которые ещё не позабыты; у англичан обедают в пять часов, пьют пунш, говорят о торговле; итальянцы музицируют, танцуют, смеются, жестикулируют, их разговор вращается вокруг спектаклей и искусств; у немцев разговаривают о науках, курят, спорят, много едят, изо всех сил стараются делать друг другу комплименты; у русских встречается смесь всех возможных обычаев, а чаще всего — азартная игра: это душа всех их собраний и удовольствий, но она не исключает ни одного из других развлечений», — такое исследование национальных характеров предпринял живший при екатерининском и павловском дворах Ш. Массон.

С мнением, что азартная игра — душа русских удовольствий, нельзя не согласиться. Настоящими игроками были многие знаменитые россияне. Ночным картёжником и дневным игроком в бильярд слыл граф К. Г. Разумовский, увлечённо играл в шахматы знаменитый екатерининский фаворит Г. А. Потёмкин.

И. С. Тургенев, которого друзья называли «рыцарем слона», был завсегдатаем известнейших шахматных клубов Парижа и Рима. С азартом играли в карты баснописец И. А. Крылов и историк Н. М. Карамзин; завзятыми шахматистами были полководец А. В. Суворов и мореплаватель И. Ф. Крузенштерн; любителями шашек — Г. Р. Державин и В.Г. Белинский; сражались на бильярде М. В. Ломоносов и Г.Г. Орлов. Перечень можно продолжать и продолжать.

Охота в России, несомненно, была ещё одной подлинной национальной страстью, которой в равной мере предавались император и мужик. Природное соперничество человека со зверем порождало азарт, вполне сопоставимый с азартом игрока за рулеточным столом.

Заядлыми охотниками были многие деятели русской культуры. Неудержимой страстью к охоте и рыбной ловле отличался С. Т. Аксаков, которому принадлежат две примечательные книги — «Записки об ужении рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Охотничьи наблюдения способствовали появлению многих произведений И. С. Тургенева. Именно с его охотничьими рассказами В. В. Стасов сравнивал одну из самых известных картин В. Г. Перова «Охотники на привале». Среди художников тоже было немало охотников. П. П. Соколов, И. М. Прянишников, Б. М. Кустодиев, да и многие другие знали охоту не понаслышке и не раз обращались к этой теме.

Говоря о потаённых глубинах русской души, нельзя обойтись без игр и страстей простого народа, без упоминания обрядов и обычаев, которые представляли собой и театральное действо, и магический ритуал, и состязание. Такие традиционные развлечения из народной жизни, как русские бани, качели, катания с гор, кулачные бои и ярмарочные увеселения привлекали своим азартом уже в XVIII веке.

Семейные и народные праздники — сговор, девичник, обручение, свадьба, катание на тройках, балаганы — всё это и многое другое имело некий сюжет, как театральное действо, как игра.

Территория игры много шире, чем театральные подмостки или любое игровое поле. Она включает в себя не только разнообразные игры сами по себе, но и едва ли не все виды человеческой деятельности, среди которых и любой вид спорта как состязание или игра на выигрыш, и роковой поединок (дуэль), и любовная игра, одним словом, чуть ли не вся жизнь.

Для кого-то из нас, современных людей, игра — всего лишь часть культуры, для кого-то — приятное времяпрепровождение, для кого-то — опасный «вирус», вызывающий серьёзную болезнь.

К содержанию

Новая старая мания

Не секрет, что в наши дни игры некоторых взрослых порождают далеко не детские проблемы. Медики и психологи разных стран всерьёз обеспокоены так называемой «лудоманией» — синдромом азартной игры. Они изучают нарушения и расстройства, характерные для этого навязчивого состояния.

Врачи различают вредную привычку и болезненное влечение к игре, временное пристрастие и одержимость. Как и любая зависимость, синдром азартной игры имеет свои симптомы

Человек теряет чувство меры, для достижения определённого состояния ему требуется играть всё чаще. Он утрачивает душевное равновесие при попытке выйти из игры, теряет самоконтроль и чувство реальности, не способен остановиться самостоятельно и продолжает игру, чтобы забыться или избежать чувства вины.

Такой человек начинает лгать близким людям, чтобы скрыть меру своего увлечения игрой, совершает противоправные действия — для получения возможности играть пойдёт на любое мошенничество, подлог и преступление, перестаёт ценить человеческие отношения — возникают профессиональные, семейные, бытовые конфликты. Лудоман «теряет лицо» — заискивает перед кредиторами.

Почему так происходит? Медики называют и ослабленную способность нервной системы к самовосстановлению, и постоянное давление со стороны окружающих, и неосознаваемую жажду власти (желание «испытать судьбу» или изменить её).

Как же контролировать психическое здоровье общества? Известна система комплексной профилактики и лечения этой зависимости, а также сопутствующих ей проявлений. В некоторых странах, в частности, в Италии, доктора оказывают помощь всем, кто страдает от синдрома азартной игры.

Такие компетентные организации, как центр по изучению и лечению психопатологий, отделение по вопросам патологии азартных игр, предлагают пациентам серьёзную терапевтическую программу. Итальянские специалисты находят своих пациентов даже среди давно почивших исторических личностей.

Так, к больным они относят Нерона, Клавдия, Калигулу и других известных людей, у которых обнаруживаются несомненные признаки навязчивого влечения к азартной игре. Не только русские получили в наследство от своих предков азарт и неуёмную жажду к игре.

Татьяна Порецких