Содержание:

Метод Монтессори — это не только знаменитые рамки и вкладыши, игры по развитию внимания и тактильных ощущений. Не меньше в детских садах Монтессори занимаются развитием слуха, обоняния, вкусовых ощущений. Большинство этих игр доступны дома. Рассказываем, как включить их в вашу повседневную жизнь с малышом.

Игры по методу Монтессори

К содержанию

Игры со звуками

В детских садах Монтессори большое внимание уделяется развитию слуха у детей. Вот несколько игр, которые помогут научить ребенка различать звуки и определять их источник.

Сухая фасоль (1,5–4 года)

Возьмите большую стеклянную или керамическую салатницу и наполните ее наполовину сухой фасолью. Выбирайте крупную фасоль: ребенок не засунет ее в нос или ухо, а при ее пересыпании из большой ложки в миску получится приятный звук. Дайте ребенку большую ложку и покажите, как зачерпывать фасоль и высыпать обратно в миску.

Малышу можно разрешить просто поиграть с фасолинами. Когда он зачерпывает их ладонями, получается интересный звук. Если ребенок просыпает фасолины мимо, покажите ему, как их поднять и положить в миску. Подчеркните, как важно, чтобы все фасолины были в миске.

Звуковые цилиндры (3–6 лет)

Еще одно упражнение, которое помогает детям развить способность различать звуки, основано на использовании звуковых цилиндров. Сделать их можно из любых деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержимого не было видно. Также контейнер при потряхивании должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет. Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными.

Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть — другого. Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, издающими интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Ребенок должен совместить контейнер одного цвета с парным другого цвета, издающим тот же звук. В монтессори-школах наборы из 6 контейнеров помещаются в отдельную коробку, крышка которой выкрашена в тот же цвет.

Игра в тишину (2–6 лет)

Кажется, мы почти забыли, что такое тишина. Нужно помочь детям понять ее красоту. Когда мы молчим, то слышим себя и становимся гораздо восприимчивее к миру. Игра в тишину помогает развить самодисциплину, а также более осознанное отношение к звукам вокруг, которые многие даже не замечают.

Можно привлечь внимание ребенка, позвонив в маленький колокольчик или подав условный сигнал рукой, что игра начинается. Ребенок должен прекратить делать все, чем занимался, сесть, закрыть глаза и постараться оставаться абсолютно неподвижным. Попросите его сохранять такое положение, пока он не услышит, как вы шепотом зовете его по имени. Когда малыш услышит свое имя, он должен молча подняться и подойти к вам.

Игру можно изменить, чтобы помочь ребенку научиться быстро и аккуратно двигаться. Предложите ему взять колокольчики и обойти комнату так, чтобы они не зазвенели.

Сначала маленький ребенок не сможет сидеть неподвижно и молча больше 30 секунд, но постепенно научится расслабляться, слушать тишину и наслаждаться ею. Если эта игра понравилась вашим детям, превратите ее в ежедневный ритуал. Другая ее разновидность — визуализация: ребенок закрывает глаза, а вы описываете то, что он должен себе представить. «А теперь мы подходим к ручью. Мы опускаем в воду ногу. Ой, какая холодная вода!»

Слушаем музыку (1,5 года — 6 лет)

С подросшим ребенком можно играть в музыкальные игры. Можно подпевать мелодии, уговаривая малыша присоединиться. Можно отбивать ладонями ритм, свободно двигаться под музыку, танцуя, как она подсказывает.

Начните учить ребенка распознавать музыкальные инструменты, звучащие в отдельных произведениях, произносите названия произведений: «О, по радио играет „Лебединое озеро“!» — и фамилии композиторов. Пусть у малыша будет доступ к музыкальным инструментам, на которых он может играть: маракасу, ксилофону, барабанам. Учите ребенка подпевать, когда звучат его любимые песни.

Сейчас у ребенка сензитивный период для развития музыкального слуха, и он проявляет естественный интерес к мелодии, ритму, тону. У музыкально одаренных родителей, для которых музыка стала неотъемлемой частью жизни и которые так же воспитывают своих малышей, дети также часто проявляют способности к ней.

К содержанию

Игры для развития обоняния

Как правило, у детей обоняние развито гораздо лучше, чем у большинства взрослых. Ниже приводятся два упражнения, которые помогут ребенку развить его и научиться узнавать и называть разные запахи.

Развитие слуха у ребенка

Баночки с запахами (3–5 лет)

Вам нужен набор из 12 маленьких одинаковых пластиковых или стеклянных контейнеров с крышками. Хороши цилиндрические баночки для специй с закручивающимися крышками, но можно использовать и баночки из-под детского питания. Нужно сделать два одинаковых набора по 6 баночек в каждом. Декорируйте один набор синей бумагой, а второй — зеленой.

Поместите в каждую баночку ватный шарик с нанесенным на него запахом. Шарики должны быть парными: один — в синей баночке, а второй — в зеленой. Для каждой пары используйте свой запах. Можно использовать жидкие ароматизаторы, например ваниль, миндаль, мяту, лимон, или духи.

В некоторые баночки вместо ватного шарика можно положить кусочки настоящих продуктов с сильным и приятным запахом, например кусочек лимона или апельсина, специи, такие как гвоздика или корица. Тогда убедитесь, что ребенок не видит, что в банке. Со временем эти вещества теряют запах, и периодически их нужно будет заменять.

Ребенок берет баночку из одного набора, открывает крышку и нюхает. Его задача — найти такой же запах в баночке из второго набора. После этого он отставляет найденную пару и продолжает с оставшимися баночками.

Запах трав (3–5 лет)

Если у вас есть сад, ребенку понравится нюхать ароматные травы: розмарин, лаванду, базилик и чабрец. Покажите ему, как собирать и сушить травы, помогите растолочь сухие травы в ступке пестиком. Вместе сделайте подушечки с сухими травами, чтобы в доме был приятный аромат.

К содержанию

Как развивать вкус

При помощи языка можно ощутить четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Традиционный способ познакомить ребенка со вкусами — указывать на них, когда он что-то ест. Например: «Это яблоко очень сладкое!» или «Мне кажется, попкорн очень соленый, как ты думаешь?».

Многие дети привередливо относятся к продуктам с сильным или незнакомым вкусом. Возможно, ребенок начнет более охотно пробовать новую пищу по мере того, как будет постепенно узнавать новые запахи и вкусы. Для начала давайте ребенку пробовать продукты с разными вкусами. Например, можно познакомить его с горьким вкусом, предложив попробовать маленький кусочек хрена или петрушки. «Некоторая еда бывает горькой. Хочешь попробовать кусочек?».

Еще один способ — обращать внимание ребенка на вкус конкретных продуктов. Например: «Понюхай, как пахнет, попробуй имбирь в пряниках!». Можно предложить ребенку закрыть глаза, попробовать кусочек продукта и угадать, что это. «Мама, на вкус это как лимон!» Также можно сделать бутылочки «с разными вкусами».

Бутылочки «с разными вкусами» (3–5 лет)

Возьмите 8 небольших бутылочек с дозатором и покрасьте крышки четырех из них в синий цвет, а остальных — в красный. Наполните по бутылочке из каждого набора жидкостью с одним из базовых вкусов. Например: подслащенная вода, лимонный сок, подсоленная вода, разбавленный водой черный кофе (горький вкус).

Ребенок должен хорошо вымыть руки, выставить в ряд оба набора бутылочек, аккуратно открыть крышку одной из них и налить себе одну каплю из бутылочки в левую ладонь. Предложите ему медленно попробовать эту каплю на вкус.

Теперь ребенок должен выбрать бутылочку из второго набора, открыть крышку и налить одну каплю на подушечку одного из пальцев правой руки. У этой капли тот же вкус? Нет? Тогда пусть ребенок отставит бутылочку в сторону и повторит процедуру, пока не найдет пару.

Перед тем как повторять упражнение с оставшимися бутылочками, ребенку нужно вымыть руки. Когда найдены все четыре пары — упражнение закончено.