Содержание:

Многие слышали об особом подходе к обучению детей чтению, который использует система Монтессори. Действительно, по этой методике дети учатся читать и писать одновременно. Как это происходит на занятиях в детских садах Монтессори? Какие материалы для этого нужны и можно ли их изготовить самостоятельно? С помощью недавно вышедшей «Энциклопедии Монтессори» методику можно с успехом применять и дома.

Как научить ребенка читать

Чтение и письмо неотделимы друг от друга, и осваивать эти навыки нужно практически одновременно. Обычно интерес к ним просыпается в возрасте трех-четырех лет.

Сначала нужно научить ребенка выделять звук в слове. Для развития этого навыка в российских монтессори-школах используются коробочки или комодики с наборами мелких предметов, сгруппированных по принципу общего звука в их названиях. Первая задача — просто услышать общий звук, затем можно раскладывать предметы согласно позиции звука: в начале слова, в середине, в конце.

Когда ребенок станет различать звук в слове, можно показать букву, которой этот звук обозначается. Для этого существует специальный методический материал: карточки с наклеенными на них шершавыми буквами, подвижные алфавиты для письменных и печатных букв, а также всевозможные приспособления для письма.

Как сделать буквы на карточках
Для русского алфавита сделайте 33 карточки (по числу букв) из тонкого цветного картона размером 20×15 см. Для некоторых букв, например «Щ», понадобится более широкая карточка. Используйте картон разного цвета для гласных и согласных.
Затем нужно вырезать буквы из мелкой наждачной бумаги и наклеить каждую букву на карточку наждачной бумагой вверх.

К содержанию

Карточки с буквами

Шершавые буквы на гладких карточках помогают детям выучить алфавит, опираясь не только на визуальное восприятие, но и на тактильные ощущения.

Сядьте рядом с ребенком, держа карточку с буквой (например, «К») на маленьком коврике. Проводя пальцем по букве, скажите: «Это „К“. Можешь повторить? „К“». Большинство детей могут повторить. Затем предложите ребенку обвести пальцем букву и произнести соответствующий ей звук. Когда ребенок обводит букву, у него формируются три отчетливых впечатления: зрительное от формы буквы, тактильное от последовательности ее «написания» и слуховое от того, как произносится соответствующий ей звук.

Далее можно придумывать слова, начинающиеся с этого звука: «К, кот, каша...» Это первый этап урока из трех этапов. Затем покажите другую букву (допустим, «О») и проделайте все то же самое.

Перейдите ко второму этапу урока. «Можешь показать мне букву „К“? Можешь показать букву „О“?». Если ребенок ошибается, вернитесь к первому этапу.

Наконец, третий этап. Положите перед ребенком изученные буквы, например «К», «О», «Т», и он по очереди их назовет: «К-О-Т». Ребенок только что прочел свое первое слово!

Важно начинать с самых простых и коротких слов, которые пишутся так, как мы их слышим.

Знакомство с буквами
Знакомьте ребенка с буквами постепенно. Первыми могут быть те, которые составляют его имя. Подписывайте его работы, читайте его имя вместе с ним вслух.
Подстраивайтесь под ритм ребенка. Если он устал, завершите урок. Ваша цель — привить ему любовь к чтению и письму, а не заставить его научиться читать и писать любой ценой.

К содержанию

Подготовка руки к письму

Прежде чем ребенок начнет учиться писать карандашом, ему нужно натренировать мелкие мышцы кисти и уметь контролировать их движения.

На первых порах хорошим дополнением к упражнениям с карточками может стать рисование на песке: оно развивает мышечную память. Возьмите глубокий поднос, чтобы песок не рассыпался. После того как ребенок обвел пальцем букву на карточке, предложите ему нарисовать такую же на песке.

Очень удобны грифельная доска и мел. Как и в случае с песком, предложите малышу обвести пальцем букву на карточке, а затем попробовать написать ее мелом на доске.

Дайте ребенку хорошие цветные карандаши и качественную бумагу. Покажите, как заштриховывать фигуры аккуратными параллельными линиями. Также могут пригодиться металлические рамки для обводок и штриховок, наборы для вырезания и выкалывания картинок.

Когда ребенок будет уверенно выводить линии, можно начинать переписывать слова на бумагу. Для этого в практике монтессори-педагогов используются два специальных подвижных алфавита из письменных букв с соединениями: синий для ребенка, красный для взрослого.

Попросите ребенка составить слово из синего алфавита. Если он составил его с ошибкой, то нужно из своего красного составить такое же слово правильно и предложить ребенку проверить себя. Правильно составленные слова переписываются от руки.

Для знакомства с печатными буквами используется отдельный подвижный алфавит и материал для сопоставления письменной и печатной буквы.

Чтение и письмо по системе Монтессори

К содержанию

Переход к чтению с пониманием

Здесь также важно не спешить и усложнять задания постепенно. Для этого наглядный материал организуется в серии, каждая из которых сложнее предыдущей.

Самая простая серия — розовая, предназначенная для чтения без трудностей: все слова читаются так, как написаны.

Первый материал в серии — интуитивное чтение. Выложите на стол игрушки с короткими названиями, начинаться они должны на разные буквы, например дом, шар, кот, стул... Медленно пишите на отдельных маленьких листочках каждое слово. Ребенок «читает» (на самом деле — сначала догадывается по первой букве) и раскладывает подписи. Потом нужно перепутать сначала предметы, затем подписи и попросить ребенка восстановить соответствие.

Второй материал — чтение названий предметов из окружающей среды. Вы пишете при ребенке названия предметов, имеющихся в комнате (слово прочитывается постепенно по мере написания), а ребенок ищет эти предметы и раскладывает к ним подписи.

Третий материал — карточки для чтения с классификацией по темам. Первый, рабочий комплект разрезается: вам карточки с картинками, ребенку — с подписями. Его задача — правильно разложить подписи под карточками. Проверить правильность он сможет сам, взяв контрольные карты, у которых подписи не отрезаны.

Четвертый материал — просто списки слов, в которых встречаются и непонятные, неожиданные для ребенка. Читайте вместе с ним слова и спрашивайте, что они значат. Если ребенок не знает слово, объясните. Можно демонстративно использовать для этого толковый словарь: так вы привьете навык использования справочной литературы.

Пятый материал — предложения-задания. Это своего рода игра в фанты. Ребенок читает написанные на бумажных полосках «приказания» и выбирает, что из предложенного он сделает.

Шестой материал — короткие книжки с картинками и текстом из нескольких предложений. Напомним, что во всех материалах этой серии не должно быть трудностей: все слова читаются так, как пишутся.

Игра с глаголами
Когда ребенок научился читать слова, попробуйте более сложную версию игры в указания. Подготовьте набор карточек, чтобы на каждой было одно командное слово (глагол). Ребенок выбирает карточку, читает ее, просит вас подержать ее, пока он показывает команду: прыгнуть, улыбнуться, зевнуть, спать, хлопнуть в ладоши, сесть, встать, помахать рукой, есть, пить, положить руки на голову и т.д.
Игру можно усложнить, если использовать набор карточек с полными предложениями, например: «Принеси мне куклу» или «Пройди по комнате как утка».

Дальнейшее освоение чтения предполагает работу с аналогичными сериями материалов, в каждой из которых будет какая-то одна трудность. К примеру, слова с йотированными гласными е, ё, ю, я в сочетании с согласными объединены в зеленую серию. Слова с мягким знаком, с сочетаниями жи, ши, ци, с оглушенными и непроизносимыми звуками, с окончаниями -тся, -ться — в голубую серию.

В конце концов вы с ребенком дойдете до белой серии, в которой встречаются слова с самыми различными трудностями одновременно. Завершается она чтением книжек-определений. Это материал, позволяющий ребенку освоить работу с научным текстом — выделять ключевые слова, запоминать информацию.

И еще раз повторим: не старайтесь обогнать события. Кто-то научится читать в четыре года, кто-то в шесть, а кто-то и в семь. Все дети разные, поэтому нет смысла беспокоиться, что ваш ребенок проявляет меньше рвения в учебе, чем его сверстники. Когда он будет готов, все сложится словно само собой, и он с вашей помощью начнет сам охотно читать и писать.