Как себя вести, если рядом - горе

В чем заключается помощь психолога в чрезвычайной ситуации

Полезность: 5 из 5 Интересность: 5 из 5 (1 оценка)

Многие сейчас испытывают тревогу за будущее - но есть и те, кто напрямую столкнулись с горем, с потерей близких. Как не ранить этих людей еще больше? И чем может быть полезен кризисный психолог?

как сопереживать горюющему человеку

Крупных чрезвычайных ситуаций, в которых я работала как психолог, больше сорока. Было все: и землетрясения, и наводнения, и теракты, и крушения самолетов и поездов. Много было "горячих линий", когда я общалась с людьми по телефону, а это не проще, чем работать с глазу на глаз.

Я особенно остро реагирую на авиакатастрофы. Не потому, что у меня кто-то погиб, нет, просто я очень люблю самолеты, летала более ста сорока раз и помню каждый свой полет. Видя в небе самолет, я желаю ему счастливо долететь, а поднимаясь на борт самолета, здороваюсь с ним.

Если бы мне суждено было родиться мужчиной, я бы стала летчиком. Поэтому, когда самолет падает, у меня сердце обрывается. Любая чрезвычайная ситуация переживается тяжело, но самолеты — особенно.

Авиакатастрофа была первой чрезвычайной ситуацией, с которой я столкнулась, начав работать в МЧС. Тогда я принимала звонки на "горячей линии". Сейчас понимаю, что это была проверка на профпригодность. Помню, как по факсу нам передавали информацию с полетными списками. Я сначала удивилась, почему так много одинаковых фамилий? И тут же обжигающая мысль: да это же семьи!

Потом я подумала: сейчас будут звонить люди, которые ждут родных в аэропорту. Или те, кто только что отправил близких в полет. Мне стало страшно. Что я могу им сказать? Но я поняла, что сейчас надо думать о них, а не о себе. О своих переживаниях я подумаю потом. Это помогло справиться с собственными первыми эмоциями и переключиться на помощь тем, кому она была действительно нужна.

Но до сих пор, сколько бы ни было опыта и знаний, нет готового ответа на вопрос: что я могу сказать человеку, у которого случилось горе? Потому что нет универсальных слов, как нет одинаковых людей.

Первые реакции у переживающих острое горе бывают очень разные — кто-то кричит, кто-то плачет, а кто-то молчит. Реальность беды обычно открывается порциями, иначе сознание может не выдержать. Моя подруга, у которой трагически погибла единственная дочь, говорила, что в первое время после трагедии ей хотелось только думать и молчать. Потом потихоньку стало приходить понимание безвозвратности потери, появились слезы, и стало не то чтобы легче, но возникло ощущение, что получится жить дальше.

как себя вести если рядом горе

К горю надо подходить на цыпочках

У каждой профессии своя специфика. Основная задача психологов на месте чрезвычайной ситуации — поддержать человека в беде, дать ему возможность пережить самое острое состояние, помочь понять, что делать дальше. Задача репортеров и журналистов — освещать события, потому что важно рассказывать о том, что происходит в стране и мире. Но очень скверно, если они настойчиво и беспардонно задают близким погибшего вопрос: "Что вы сейчас чувствуете?"

Что может человек сейчас чувствовать?! У него страх, ужас, отчаяние. Хочется напомнить известную истину: не стоит делать с другими то, что ты не хочешь, чтобы сделали с тобой. Кому бы хотелось, чтобы его, убитого горем, показывали на весь мир? К любому страданию надо относиться очень трепетно и с большим уважением. Нельзя грубо лезть в чужую душу, к ней надо подходить на цыпочках.

Каждый раз при соприкосновении с человеческим горем специалисту приходится начинать все с нуля, отметать весь прежний опыт и все базовые знания, потому что они не работают как готовый шаблон. Конечно, образование и годы практической работы дают определенную опору, но только умение и желание почувствовать горюющего могут подсказать, как себя вести.

Мы не рвемся спасать и немедленно решать проблемы, а именно находимся рядом с уважением к человеку, к его страданиям, спутанности чувств и мыслей.

У нас есть маркеры, помогающие понять, что человеку стало немного легче. Например, в момент, когда он как бы выныривает из своего горя, смотрит на психолога с сочувствием и говорит: "Какая у вас тяжелая работа. Как вы справляетесь? Спасибо вам". Это значит, что фокус внимания человека чуть сместился со своего переживания, он смог увидеть рядом другого и подумать о нем.

Мы всегда радуемся, когда такое происходит. И одновременно до глубины души пронзает и трогает, когда человек, переживающий страшное горе, начинает заботиться о тебе.

Как мы справляемся — это уже другой вопрос. Конечно, на то мы и профессионалы, чтобы выполнять свою работу, но при этом мы живые люди, сочувствующие и сопереживающие. Невозможно полностью отстраниться от горя и сказать себе: "Меня это не касается". Наша работа заключается в том, чтобы человеку в беде стало чуть легче, чтобы он почувствовал, что сможет пережить утрату, а значит, специалиста это не может не касаться.



Как создать доверие

Когда я узнаю про разбившийся самолет, я всегда плачу. Потому что я живой человек — со своими историями, со всем своим пережитым багажом, просто обычный человек. Но в работе я умею себя контролировать. Чтобы помочь, надо искренне сопереживать горюющему, его надо почувствовать. Надо, чтобы и он почувствовал человека рядом. Вот тогда возникнет доверие, на котором и строится вся дальнейшая работа.

Человек в горе очень чуток. Если рядом холодный профессионал, он не станет раскрывать душу, а значит, помочь будет невозможно. Но, сопереживая и сочувствуя, нельзя перейти грань и, скажем, начать рыдать, потому что людям в горе нужен не плачущий и скорбящий, а сильный человек, который может поддержать.

Несмотря на подготовку и точное понимание, как нельзя себя вести на чрезвычайных ситуациях, бывали моменты, когда у меня тоже лились слезы.

Первый раз — когда в сентябре 2011 года разбился самолет, на борту которого была ярославская хоккейная команда. Они летели на матч в Минск. Тогда у специалистов психологической службы МЧС возможность немножко поспать выдалась только через двое с лишним суток работы.

Я прилегла, зачем-то включила телевизор и увидела репортаж с минского стадиона — там на больших полотнах были установлены портреты погибших. У меня и сейчас, когда пишу эти строчки, подступают слезы. Тогда, собственно, меня и накрыло осознание, что мы только что двое с половиной суток опознавали именно их — вот они, лица этих еще недавно живых ребят.

И еще я не смогла сдержаться, когда хоронили экипаж российского лайнера, разбившегося в 2012 году. Я тогда сблизилась с родителями командира, мы много с ними разговаривали, ведь обычно в такой острой ситуации единение происходит очень быстро. Они были удивительно добрыми и светлыми людьми с нелегкой, но очень хорошей историей жизни. И погибший сын был их единственным ребенком. Мама рассказывала, что сын вот-вот должен был выйти на пенсию, обещал: "Скоро закончу полеты и буду к вам часто приезжать".

Началось прощание, мать подошла к гробу и сказала очень спокойно: "Вставай, сын, что ты тут лежишь? Как же мы без тебя?" У меня слезы хлынули потоком.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как себя вести, если рядом - горе"

Вы не авторизованы.

Здравствуйте! Спасибо что на вашем сайте вы поднимаете и такие психологические темы, в которых даете не только полезные советы, но и слова утешения.
К сожалению, мы живем в мире, где беда может случиться с каждым. Как говорится: «Не быстрые успешны в беге и не сильные — в битве... для всех время и случай».
Вот какими советами пользуемся мы с женой, когда хотим утешить тех, кто столкнулся с горем.
1). Нужно всегда помнить, что есть «время молчать и время говорить». Например, тому, у кого умер или погиб близкий человек, нужно выговориться. А значит, самое главное для нас — это выслушать его и не перебивать, когда он, возможно повторяет одно и то же. Даже если мы не можем полностью понять человека у которого горе и до конца прочувствовать его боль, но для него важно то, что мы хотим быть рядом с ним и хотим понять его чувства.
2). Иногда мы не знаем, что сказать человеку, сломленному горем. Но понимаем, что «язык мудрых исцеляет», и чтобы утешить, стараемся подбирать утешительные слова. Например, делимся хорошими воспоминаниями, которые связаны с умершим человеком. Говорим о положительных качествах и достоинствах, которые были у умершего человека, и как он проявлял их по отношению к другим. А иногда, если уместно, то просто цитируем по памяти утешительный библейский стих. А если нам особенно тяжело поговорить лично с человеком, чтобы утешить его, то пишем ему утешительное письмо или открытку.
3). Стараемся не говорить фразы типа: «Я тебя понимаю». Даже если и мы пережили нечто подобное, но у каждого горе свое и чувства свои, поэтому такая фраза просто неуместна. Можно сказать примерно так: «Нам трудно найти подходящие слова, но хотим, чтобы ты знал (а), что мы очень любим тебя. Нам трудно до конца понять, как тебе трудно и что ты сейчас чувствуешь, и вряд ли сможем это понять. Но мы молимся за тебя и будем продолжать молиться в надежде, что это хоть немного тебя поддержит».
4). Также мы заметили, что важно поддерживать человека в его горе не только первые дни или недели, но и в последующие месяцы. Потому что не всегда человек может быстро оправиться после трагедии. Особенно это важно во время годовщин свадьбы или каких-то других дат, когда на человека могут нахлынуть воспоминания. Тогда ему особенно тяжело и лучше с ним быть рядом, чтобы поддержать его и не оставлять наедине.
2022-09-12, oleg19751914
Спасибо за статью, за полезные советы! В наше время подобная информация, из уст профессионала, очень актуальна. От себя хочу добавить, так же с подобными тревогами помогают справиться стихи из Писания. Лично меня утешают такие слова: "Каждый будет сидеть под своей виноградной лозой и под своим инжиром, и никто не будет внушать им страх". Я уверен, что многие люди хотели бы жить в таких условиях, где все тревоги уйдут в прошлое.
2022-03-17, Дядя Юра
Поделитесь:

07.03.2022
Обновлено 07.03.2022
Статья дня
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!