Содержание:

Даже титаны индустрии, звезды сцены, великие мыслители, люди, изменившие мир, оказывались в такой ситуации, когда им отказывали, выставляли их дураками. Но они все равно рвались вперед, несмотря ни на что. Давайте поговорим о том, как и вам вести себя так же.

Как реагировать на критику

Когда гонишься за мечтой, нужно заранее быть готовым к тому, что тебя не поймут. Двенадцать издательств отвергли Джоан Роулинг с ее «Гарри Поттером». Крупная фирма грамзаписи прославилась отказом The Beatles: «Гитарные группы выходят из моды». Генри Форд загубил пять стартапов, прежде чем создал Ford Motor Company. Люсиль Болл исключили из актерской школы — преподаватели сочли ее слишком застенчивой. Стива Джобса в 1985 г. выгнали из Apple. Майкла Джордана не приняли в баскетбольную команду старших классов. Альберта Эйнштейна исключили из начальной школы, не приняли в Высшую техническую школу Цюриха. Авраам Линкольн проигрывал выборы за выборами, но в итоге стал президентом. Опру Уинфри уволили с должности телерепортера с комментарием «Не подходит для телевидения».

К содержанию

Что такое критика

Когда работу выставляют на всеобщее обозрение, люди начинают высказывать свое мнение. Критика бывает позитивной, негативной и противной. Позитивная критика тоже болезненна, но, как только уймется боль, вы сразу поймете, что нужно усовершенствовать. Противная, злая критика жестока без нужды; это возможность для критика покуражиться за ваш счет, зачастую она попросту несправедлива. Научитесь различать следующие виды критики:

  • Вкрадчиво-кусачая. Критика, замаскированная под вопрос или комментарий: «Не могли бы вы объяснить, почему предпочли использовать не очень качественные фотографии?»
  • Ханжа. Такой критик несправедливым сравнением принижает значимость вашей работы: «Это, конечно, прекрасно, что ваша благотворительная организация работает с бездомными людьми. Но не лучше ли сосредоточить усилия на чем-нибудь в самом деле важном: на СПИДе, раке или неблагоприятной экологической обстановке?»
  • Деконструктивист. Критик, склонный к философии: «Понимаю, что ваша работа призвана помогать людям, но помогает ли? Способны ли мы вообще друг другу помочь? Чем — словами? Делами? Книгами? Местными инициативами?»
  • Мрачный нытик. Критик, умеющий с ходу охаять все и вся: «Хуже идеи я в жизни не слышал».
  • Завистливый. «Неплохая заявка на книгу. Но с чего вы вообразили себя писателем? Ведете блог? Это и я могу».
  • Великий и могучий. «Учитывая, что у меня есть вкус, могу сказать следующее: знаете ли, это никуда не годится».

Научитесь отличать конструктивную критику от подлой. Черпайте из критики все, что в ней будет полезного, отбрасывая прочь завистливые насмешки, нытье, возвышенную философию. Помните: любая критика субъективна. По большей части она возникает из-за разницы во взглядах или вкусах. Всем не угодишь. Помните также, что критикуют люди гораздо щедрее, чем хвалят. Департамент Белого дома по правам потребителя установил, что недовольный клиент успевает пожаловаться в среднем 9–15 слушателям, а счастливый и довольный расскажет о своем позитивном опыте только 4–6 знакомым. Критиковать может каждый. А вы будьте креативщиком: не критикуйте — создавайте.

УПРАЖНЕНИЕ. Выслушав критику, ответьте на следующие вопросы:

  • Проанализируйте услышанный комментарий. Он был конструктивен, или противен, или представлял собой смесь этих двух крайностей?
  • Что полезного вы нашли в этой критике?
  • Что просто ранило и не принесло никакой пользы?
  • Что вы решили в себе изменить, выслушав эту критику?

Как реагировать на критику

К содержанию

Что такое неприятие

Мало того, что вас будут критиковать, — могут и на дух не принимать. Неприятие тоже имеет разные обличия, но все — довольно-таки... неприятные.

  • Недосягаемый. На ваше торговое предложение, демозапись, запрос просто не отвечают. Хоть обзвонись.
  • Жесткий отказ. Краткое и однозначное «нет», без объяснений: «Спасибо. Больше к нам, пожалуйста, не обращайтесь».
  • Вежливый отказ. Отказ с пояснением. «Замечательное предложение, однако оно не соответствует профилю нашей компании... Нам понравилось, но на такой проект у нас не хватит денег».
  • Злобный отказ. Отказ с пояснением, нацеленным на то, чтобы задеть ваши чувства. «Выглядит чересчур рискованно, и у вас вряд ли хватит способностей осуществить подобное».
  • Лазерное оружие. Этот отказ уязвляет вас до глубины души: вам указывают именно на тот изъян, который вы острее всего сознавали. Например, вам не удалось вполне раскрыть персонажей вашей пьесы, и именно поэтому заявку не приняли.

К содержанию

5 стадий неприятия и критики

Когда ваш проект отвергают или подвергают жесткой критике, вы проходите через пять эмоциональных стадий — те же самые этапы, которые психологи выявляют в переживании утраты.

  • Сначала отрицание. «Не могу поверить, что Линн велела все переделать. Я-то думала, ей сразу понравится...» «Не могу поверить, что меня не повысили, я же самый перспективный кандидат...» «Не могу поверить, что инвестор не связался со мной, наверное, не получил моего письма».
  • Затем гнев. Вам хочется позвонить Линн и наорать на нее. Вы печатаете злобное письмо — отправить бы его работодателю! Написать о несостоявшемся инвесторе какую-нибудь гадость в Интернете!
  • Далее — попытка сторговаться. «Стоит попробовать еще разок объяснить эту идею Линн — теперь-то она точно все поймет. Мне бы поговорить с начальником, он увидит, что лучше меня человека на эту должность не найти. Нужно послать заявку снова и снизить запросы — тогда инвестор согласится».
  • А потом — депрессия. «Зачем стараться что-то переделывать? Какой смысл подниматься утром и ходить на работу, если карьера накрылась? Стоит ли затевать свое дело, если никто не желает вкладываться в мой проект?»
  • И наконец, принятие. «Нужно просмотреть замечания Линн, сделать те поправки, с которыми я согласен, переписать сценарий. Я буду работать лучше прежнего и вновь подам заявку на повышение или поищу другого работодателя, который сумеет оценить мои способности. Я пересмотрю свой бизнес-план и обращусь к другим инвесторам, а тем временем попробую найти иные способы раздобыть денег».

Когда вас отвергают или критикуют, не поддавайтесь первому порыву. Дайте себе день-другой на то, чтобы пережить обиду и пройти все пять этапов. Когда боль стихнет, вы перейдете на стадию принятия, по-новому посмотрите на ситуацию, увидите другие возможности и примите взвешенное решение.

УПРАЖНЕНИЕ. Напишите эссе о том недавнем отказе и той критике, которая вас сильно задела. Запишите все свои негативные мысли. Когда закончите, уничтожьте запись вместе со своим плохим настроением.

УПРАЖНЕНИЕ. Превратите отказ из врага в союзника. Критика и неприятие тоже могут нас чему-то научить. Какие уроки вы извлекли из очередного отказа или замечания?

УПРАЖНЕНИЕ. Что бы вы почувствовали, если бы сумели доказать неправоту тех, кто вас критикует? Опишите подробно.

Как реагировать на критику

К содержанию

Как избежать спирали стыда

Когда вы проходите пять стадий переживания утраты, может случиться так, что какой-то отказ или критическое замечание вызовет цепную реакцию негативных мыслей и сомнений. Например: «Мне отказали, потому что моя идея никуда не годится. Значит, я бездарь или недостаточно умен. Разумеется, я бездарь — я же провалил выпускные экзамены. Кстати, об экзаменах, я и в школе был неудачником. Да я и сейчас неудачник! У меня ничего не получится, проще на это забить».

Если заметите, что стали беспричинно негативны по отношению к себе или вопреки доводам разума ищете доказательство своей неадекватности, значит, вы попали в спираль стыда. Одна мысль влечет за собой другую, вы словно увязли в зыбучих песках и скоро провалитесь с головой. Как же выбраться? Вот несколько советов:

  1. Признайте, что вошли в спираль стыда. Эта спираль начинает раскручиваться, когда вы прочерчиваете линии от сегодняшнего провала к прошлому или позволяете нынешней неудаче окрасить все в мрачные тона: «Плохой день, плохая неделя, вся жизнь дерьмо». Когда проваливаетесь в отчаяние, нужно срочно понять, что вы видите не истину, а то, что подсказывает вам ваше настроение.
  2. Расслабьтесь и сделайте глубокий вдох. Если вы увязли в зыбучих песках, наполните свои легкие воздухом — и не утонете. Если вы паникуете, получив отказ или выслушав критику, медленные вдохи помогут вам успокоиться.
  3. Выдержите паузу. Начнете дергаться — еще глубже увязнете в песке. Выслушав отказ или критику, не совершайте поспешных движений. Перед любым важным решением выдержите паузу — позвольте себе пережить обиду, гнев или разочарование.
  4. Найдите способ выбраться. Прибегните к какой-либо восстанавливающей деятельности, чтобы поднять дух и рассеять дурное настроение. Если вам помогает медитация, обретите равновесие с ее помощью, выпустите пар на пробежке или обратитесь к своему кругу доверия.

Когда человек надолго погружается в обиду, нанесенную ему критикой или отказом, ему все труднее вернуться в форму. Отведите на переживания максимум два дня, а потом действуйте, пока не утратили мотивацию.