Содержание:

По данным маркетинговых исследований, на российском рынке игрушек из пластмасс наибольшим спросом у потребителей пользуются транспортные игрушки. На их долю приходится 16% всего рынка. Такая популярность транспортных игрушек не случайна, при правильном подходе к выбору и использованию игрушка на колесах это не только яркий, но и очень полезный подарок для вашего малыша. Что выбрать из всего разнообразия машинок, грузовиков, паровозов, самолетов и танков для своего ребенка?

К содержанию

Игрушки-каталки

В этой группе следует отличать два "подвида". К первому относятся те игрушки, которые ребенок приводит в движение, толкая перед собой, ко второму - которые нужно тянуть за веревочку. Игрушки-толкалки могут быть выполнены из различных материалов (пластмасса, дерево) и обычно изображают каких-нибудь животных, бабочек, птичек и т.п., которые при приведении игрушки в действие начинают махать крылышками или "клевать зерно". Игрушки, которые нужно тянуть, также бывают пластмассовые и деревянные, могут изображать различных животных или какое-нибудь транспортное средство - кораблик, машинку и т.п. Ориентироваться при выборе игрушки на колесах следует прежде всего на возраст ребенка. "Игрушка-каталка" прекрасно подойдет для самых маленьких (от 1,5 до 3-х лет). Причем, вначале, лучше купить так называемую "переднюю каталку" - яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С помощью этого нехитрого приспособления ваш малыш научится связывать движения предметов собственной активностью. Кроме улучшения координации такая игрушка способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка. Позднее, когда малыш хорошо освоит пространство перед собой, "переднюю" каталку можно будет сменить на "заднюю" - машинку или зверушку с веревочкой, за которую ее надо тянуть. Эта вторая разновидность игрушек-каталок помогает ребенку освоить пространство, находящееся за его спиной. Малыш учится удерживать каталку или машинку от падений на поворотах, выбирать путь с наименьшим количеством препятствий. В качестве дополнительной транспортной игрушки для детишек этого возраста, можно использовать всевозможные игрушки для ванной. Причем, не так важно будет это кораблик или лодочка, главное, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде. Игры с этими недорогими резиновыми или пластмассовыми игрушками делают саму процедуру купания более приятной и легкой для мамы и ее малыша, а также служат развитию моторно-двигательных навыков ребенка, учат его манипуляциям с предметами не только "на суше", но и в воде.

К содержанию

Крупные транспортные игрушки

В эту группу входят все игрушечные транспортные средства, которые ребенок может использовать для перевозки различных, достаточно крупных предметов (кубиков, игрушек и т.п.). Это могут быть легковые машины, коляски, грузовики, паровозы, самолеты или кораблики. Такие игрушки делают из самых разных материалов, в том числе из металла, главное, чтобы они были достаточно прочными. При покупке машинки или коляски обязательно обратите внимание на размер колеса - они должны быть большими, чтобы "транспортное средство" не опрокидывалось на поворотах. Возрастной диапазон использования этих игрушек достаточно широк - начиная с 2,5 лет и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Младшие дети с удовольствием будут использовать большой паровоз или грузовик с прицепом для простых манипулятивных игр - катания по полу, открывания и закрывания дверей и т.д. Для старших тот же игрушечный транспорт станет необходимым материалом для сюжетно-ролевых игр: в шофера, если это грузовик, в дочки-матери, если это коляска, в машиниста, если это поезд. Желательно, чтобы хотя бы несколько деталей игрушки были подвижными, однако слишком большая "техническая оснащенность" не нужна - изобилие всевозможных рычагов, кнопок и подвижных частей может отвлечь ребенка, и тем самым помешать ему перейти от простого манипулирования к сюжетным играм. Сюда же, к "крупным транспортным игрушкам" мы относим и игрушечный транспорт-конструктор, т.е. машинки, самолеты и пароходы, которые ваш малыш собирает сам из деревянных кубиков или пластмассового или металлического конструктора. Преимуществ у такого сборного игрушечного транспорта несколько. Во-первых, такая игрушка может служить как для простого конструирования, так и для сложных ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Во-вторых, благодаря тому, что машинка или паровозик собирается из отдельных частей, ребенок может сам, в соответствии с тем, в какую игру он играет, изменять вид и назначение своего транспортного средства, прибавляя или убавляя какие-либо детали. Недостаток большинства таких игрушек состоит в их непрочности - с грузовиком из кубиков не выйдешь погулять во двор, а у пожарной машины из конструктора, при ее усиленном использовании, то и дело отваливаются колеса. Последнее не касается металлического конструктора с болтовым соединением. Такие конструкторы позволяют собирать различную технику: подъемные краны, вертолеты, танки и т.п., отличающиеся особой прочностью. Однако есть и особенности - сборка осуществляется с помощью специальных инструментов (отвертки, гаечного ключа), т.е. может осуществляться только в присутствии и с помощью взрослых. К транспорт-конструктору мы относим и сборные игрушки, части которых крепятся на клею. Они продаются в виде наборов с небольшим количеством частей, которые легко подаются склеиванию. При этом рядом с таким "разобранным" вариантом обычно соседствует собранный, чтобы вы и ваш малыш могли выбрать для себя более подходящий вариант. Таким образом, покупая малышу машинку или поезд, вы одновременно обеспечите его прекрасным материалом для конструирования. При этом, как уже упоминалось, стоит обратить внимание не только на качество самого набора, но и на степень прочности созданных из него конструкций. Наиболее известным вариантом такого конструктора являются наборы типа "Лего".

Развивающий эффект "крупной" транспортной игрушки можно усилить, придумывая вместе с ребенком все новые и новые сюжеты для игры. Таким образом, вы не только продемонстрируйте малышу различные способы использовать его новую машинку, но и научите его примерять на себя разные роли, получать удовольствие от игрового взаимодействия с партнером. Среднему дошкольному возрасту свойственна особая любовь к сказкам, одушевлению всевозможных предметов, в том числе и игрушек. Для детей 4-5 лет хорошим дополнением к самой игрушке может стать чтение какой-нибудь детской книжки, в которой так или иначе упоминается данный вид транспорта.

К содержанию

Коллекционный игрушечный транспорт

В эту группу входят в основном легковые машинки небольшого размера (от 6 до 15 см), но иногда встречаются и другие виды транспорта. Особенностью этих игрушек, кроме их маленького размера, является их четкая дифференциация по маркам и моделям, благодаря чему они часто используются не столько для игры, сколько для создания коллекций. Коллекционный игрушечный транспорт, обычно с открывающимися передними дверцами, часто бывают очень привлекательными для маленьких детей, особенно для мальчиков. Однако в качестве основной транспортной игрушки для развернутых сюжетно-ролевых игр эти "малютки" подойдут плохо, прежде всего из-за своего размера, который значительно сужает возможности их использования. Несмотря на то, что малыши, 3,5-4 лет, с удовольствием играют с их помощью в гонки, сажают в них небольшие фигурки, придумывают всевозможные истории с участием одной или нескольких таких машинок, заменить хорошую "крупную" транспортную игрушку они не могут. Маленькие габариты, не соответствующие размеру остальных игрушек ребенка, не только препятствует использованию таких машинок для сюжетных игр, но и мешает их "одушевлению" - чрезвычайно важному компоненту игры дошкольников и зачастую игра превращается в простую манипуляцию. Зато для мальчиков уже младшего школьного возраста набор таких машинок может стать прекрасным подарком, Именно в этом периоде у детей развивается склонность к собирательству и коллекционированию. Получив на день рождения или Новый год несколько таких машинок, ваш ребенок вместе с вами будет с удовольствием заниматься расширением, дополнением и систематизацией своей коллекции. Увлечение автомобилями, различение их марок и моделей станет не только познавательным и полезным занятием для общего развития ребенка, но и, в случае если это мальчик, позволит ему почувствовать себя компетентным в сугубо "мужских" вопросах, таких, как знание всевозможных видов техники, особенностей их строения и способов использования.

К содержанию

Игрушечные транспортные системы

В первую очередь сюда следует отнести игрушечные железные дороги, с длинным железнодорожным полотном и поездом с большим количеством вагонов. Встречаются и деревянные наборы для игры в железную дорогу. В них, кроме самого паровоза с вагончиками, состоящего из разъемных деревянных частей, входят также составные деревянные дорожки, мостики и т.д. Игрушечные транспортные системы могут быть очень разными. Сюда же можно отнести тематические наборы "коллекционных машинок" или специальные наборы конструктора: "Пожарная часть", "Милиция", "Скорая помощь" и различные детские наборы, косвенно относящиеся к детскому транспорту (например, набор "Правила дорожного движения", куда кроме машинки входят почти все дорожные знаки). Поэтому возрастные рамки для их использования достаточно широки. Малышам, начиная с 3-4-х лет, будут интересны тематические наборы. При этом, лучше выбирать такие, в которые кроме игрушечной техники входят фигурки людей, чтобы ваш малыш мог использовать его и для сюжетно-ролевой игры. Наборы типа "Правила дорожного движения" подойдут ребятам постарше. Начиная с 5-6 лет ребенок уже в состоянии принимать предложенные извне правила игры и следовать им достаточно точно. Кроме того, в этом возрасте, наряду с игровым, важное место в жизни ребенка начинает занимать познавательный мотив.

Что касается игрушечного поезда с рельсами, то это отдельный разговор. Такой подарок был и остается мечтой многих мальчиков и девочек, и это не случайно. Получив в подарок железную дорогу, ребенок как бы становится владельцем целого игрушечного мира, в котором все подчиняется воле его воображения и фантазии. Появились также целые транспортные системы, куда входят и товарный состав, различные грузовики, погрузочно-разгрузочные терминалы, заправки, автостоянки и пр. Такая система работает от электрического привода и не предполагает никакого участия ребёнка. Хорошая железная дорога, будь она деревянная, пластмассовая или металлическая, должна быть максимально "открытой", т.е. должна предусматривать хотя бы несколько вариантов игры. Для этого в ней, кроме возможности по-разному разложить рельсы, обязательно должны быть открытые вагончики, чтобы ребенок мог в них посадить или положить другие игрушки. Также желательно, чтобы не пустовало место машиниста в головном вагоне - поезд обязательно должен кто-то вести. Электрическая железная дорога приемлема только в том случае, если она предполагает возможность механического перемещения поезда самим ребенком и позволяет ему самому направлять движение. В противном случае, такой поезд с рельсами из игрушки превращается в объект наблюдения, забавный, но абсолютно бесполезный механизм. Теперь о возрасте. Конечно, малышу до 3,5 лет не стоит дарить дорогую металлическую железную дорогу, ему больше подойдет упрощенный деревянный аналог. Зато для ребенка постарше "настоящая", максимально приближенная к реальной, игрушечная железная дорога может на долгие годы стать самой любимой и востребованной игрушкой. Для 4-летних ребят особенно важно наличие открытых вагончиков и возможность использовать свой поезд для разных сюжетных игр со сверстниками. "Одушевить" только что купленную малышу игрушечную железную дорогу поможет чтение какой-нибудь детской книжки с участием поездов (например, повесть Джанни Родари "Голубая стрела), это позволит вам заинтересовать ребенка, а также подскажет ему возможные сюжеты для игр. Поезд с длинным железнодорожным полотном, светофорами, специальными переключателями на пересечениях путей сможет удовлетворить и игровые и познавательные потребности ребенка пяти-семи лет. Играя, ваш малыш через управление целой игрушечной транспортной системой, научится решать сложные задачи, требующие учета многих факторов.

К содержанию

Сборные модели различных видов транспорта

Следующие две группы игрушечного транспорта вряд ли можно отнести к игрушкам, скорее это особый вид дидактических (обучающих) пособий или материал для интересного хобби. К ним относятся сборные модели различных средств передвижения - самолетов, вертолетов, легковых и грузовых машин и т.д. Такие модели обычно продаются в виде наборов для домашнего конструирования, содержащих в себе большое количество деталей (как правило, пластиковых или металлических) для создания той или иной модели самолета или марки машины. Особой сложностью отличаются наборы для создания исторических моделей воздушного и морского транспорта - военных кораблей различных эпох, аэропланов и т.п. Как мы уже говорили, игрушками такие модели не являются, играть в них невозможно - они для этого слишком хрупкие. Эти конструкции обычно крепятся на клею и предполагают достаточно длительный процесс сборки. Обширные знания о строении различных транспортных средств, представление о видах транспорта, существовавших в тот или иной период истории - всему этому ваш ребенок научится без усилий, занимаясь любимым делом. Кроме того, такое конструирование и моделирование может стать хорошим средством для общения и игр со сверстниками или родителями. Занятия моделированием можно начинать со старшего дошкольного возраста. Именно в 5-7 лет происходит постепенное возрастание роли познавательного мотива по отношению к игровому процессу.

К содержанию

Электромобили и педальные машины для детей

Этот вид "детского транспорта" к игрушкам отнести вообще нельзя, также как нельзя отнести к ним велосипед. Часто можно видеть электромобили и "веломобили", сделанные в виде паровоза или какого-нибудь животного, однако и это не делает их игрушками. Игрушка это, в первую очередь, то с чем можно играть, то, что можно называть самыми разными именами и использовать для различных игр. Электро- и веломобили это технические устройства, спортивный инвентарь, но не игрушка. Не смотря на различные габариты и степень технической сложности, они предусматривают лишь один способ действия - на них можно только кататься. Основная функция игрушки, в том числе и транспортной - развить у ребенка воображаемый, игровой план действия, научить его "одушевлять" предмет, используя для этого собственную фантазию. Электро- и веломобили с этой задачей не справляются, они для этого слишком реалистичные. Получается, что все те действия, которые ребенок должен выполнять "понарошку", в своем воображении (садиться за руль, нажимать на педали и т.д.), он осуществляет в реальности. Тем самым, игровой эффект полностью уничтожается, и остается вполне серьезная деятельность - управление, пусть и детским, но транспортом.

В наш век техники, многие родители стараются как можно раньше познакомить своего ребенка со всевозможными достижениями прогресса. Они чуть ли не с пеленок усаживают малыша за компьютер, с ранних лет учат его обращаться со сложной бытовой техникой. Эта же тенденция сохраняется и при выборе транспортной игрушки. Большинство родителей простой машинке предпочитают заводную или на батарейках.. Однако, всевозможные технические усложнения транспортной игрушки - наличие батареек, электронной "начинки", пульта управления и т.д. не только не нужны, но и могут оказать вредное воздействие на развитие ребенка. Самостоятельное движение заводной или электронной игрушки не только может явиться препятствием для собственной двигательной активности малыша (зачем бегать, если машинка и так едет), но и может привести к исчезновению игры, отсутствию воображения и творческого подхода к решению игровых задач у ребенка. "Самодвижущиеся" игрушки учат лишь набору стереотипных движений - включить, выключить, передвинуть рычаг и т.д., в результате, воображаемый, игровой план действия не возникает, и манипуляции с игрушкой носят формальный характер. Это может показаться парадоксальным, но в отличие от настоящей, игрушечная машинка чем проще, тем лучше.

К содержанию

Выбираем транспортную игрушку

Критериев выбора транспортной игрушки несколько:

  • Первый и самый важный - адекватность возрасту ребенка. Игрушки должны не только радовать малыша своей новизной и яркостью, но и иметь "развивающий" эффект.
  • Второй по значению критерий - открытость. Очень важно, чтобы купленные вами машинка или паровоз могли использоваться для самых разных игр. Для этого их внешний вид должен быть максимально обобщенным. В этом случае, ваш малыш, в зависимости от того, во что он играет, сможет вкладывать в свою любимую игрушку на колесах различное содержание.
  • Крайне важно качественное исполнение игрушки (прочность устойчивость, грузоподъемность и т.д.) и ее красота (гармоничность цветового решения, реалистичность) - именно эти два качества помогут вам развить в своем ребенке практичность и хороший вкус.
Александра Романова
Психолог Центра игры и игрушки МГППУ
Статья предоставлена журналом
Мама и Малыш