Содержание:

Отношение к здоровью автомобиля должно быть таким же трепетным, как к своему собственному. Вовремя поставленный диагноз — залог вашего спокойствия и надежности машины. Ведь у автомобиля нет способности восстанавливать поврежденные элементы.

Как иногда жалеешь, что вместе с семейным доктором, который много лет лечит всех членов семьи, у нас нет семейного автомобильного мастера, который бы мог умело поставить диагноз и устранить неполадки в автомобиле, не прибегая к корыстным способам извлечения финансов из карманов практически ничего не сведущих в организме автомобиля людей. Чтобы не стать жертвой автомеханика-шарлатана, нам необходим свод простейших правил, которые бы помогли в случае чего поставить предварительный диагноз неисправности самостоятельно.

К содержанию

Причины для беспокойства

Конечно, первая причина для обращения в автосервис, вернее, в шиномонтаж, может быть определена в результате обычного осмотра автомобиля, что, кстати, нелишне делать каждый раз перед отправлением в путь. Потратив всего полминуты на обход автомобиля, мы убережем себя от мучительных гаданий "где это меня так поцарапали?", от возможного наезда на бутылку или доску с гвоздями, что чревато проколом и, наконец, от штрафа за нечитаемые номерные знаки, которые даже у чистой машины могут оказаться забрызганными грязью.

Чтобы избежать проблем — не забывайте проверять давление в шинах.

К содержанию

С чего начать?

Безусловно, сложно определить, какой из органов автомобиля наиболее ценный и представляет наибольшую опасность при выходе его из строя, поскольку ситуации на дороге бывают разные и часто даже сломанный механизм "дворников" (стеклоочистителей) может стать причиной трагедии, не говоря уже о более серьезных узлах конструкции автомобиля. Поэтому начнем разбираться в буквальном смысле по восходящей — от земли до крыши. А значит, первое, на что мы обратим внимание — это колеса.

К содержанию

Спустило колесо?

Для нас также важно не уехать на спущенных колесах. Осмотр колес дает нам возможность определить, есть ли достаточное давление воздуха в шинах, чтобы не повредить при движении покрышки и колесные диски. Резина в месте контакта с дорогой должна быть немного примята. Если же резина похожа на надутую губку капризной девчонки, колесо необходимо подкачать до оптимального давления, которое, как правило, определено для легковых автомобилей на уровне от 1,9 до 2,1 атмосферы. Стоит заметить, что если резина практически не приминается под весом автомобиля, скорее всего, колесо перекачано и из него, возможно, надо выпустить воздух. Любое отклонение от нормы влияет на управляемость автомобиля, а также на характеристики разгона и торможения. Важно знать, что ни один автомеханик, какой бы у него не был стаж, не способен определить "на глазок", нормальное ли у вас давление в шинах. Для этого всегда необходим прибор — манометр. В пути определить недостаточное давление воздуха в шинах очень сложно. Как правило, непрофессиональный водитель сможет заметить неполадку только тогда, когда спущенная покрышка уже беспомощно хлопает смятыми боковинами, а колесный диск высекает об асфальт искры. Но, все же, для проверки время от времени можно аккуратно выпускать руль из рук и наблюдать за поведением автомобиля. Если на ровной прямой дороге автомобиль пытается изменить траекторию своего движения, если руль самостоятельно поворачивается в сторону, можно с уверенностью утверждать, что либо одно из колес спущено, либо подвеска нуждается в регулировке углов развала и схождения, либо тормозной механизм одного из колес заклинивает. Конечно, могут быть и другие причины, но более экзотические, а эти три — наиболее вероятны.

К содержанию

Что делать?

Самостоятельно победить проблему с колесами можно только накачав их (если, конечно, есть под рукой насос), либо прикрутив (если есть баллонный ключ). Все остальные неисправности рекомендуется устранять только с использованием специального оборудования на сервисной станции. Дело в том, что даже новое или идеальное на первый взгляд колесо нуждается в проверке на биение при вращении и в 99% случаев в устранении этого биения путем балансировки — крепления на обод колеса балансировочных грузов. С операцией регулировки развала/схождения еще сложнее. Даже незначительное смещение наклона колеса как по вертикали, так и по горизонтали приводит к нарушению управляемости автомобиля. Чтобы настройки были точными, используется специальный стенд, оборудованный подвижными каретками для колес и либо компьютерной системой определения оптимальных регулировок углов, либо более простой системой из фонарей и линеек. Последний вариант, как показывает практика, более универсален, т.к. подходит для любого автомобиля и не нуждается в компьютерной программе под определенную марку и модель. Наконец, самой финансово и трудозатратной позицией из списка возможных неисправностей являются тормоза. Тот самый вариант, когда их начинает заклинивать. Здесь стоит строго определиться, что с тормозами никаких условностей и шуток. Они должны быть исправны. Поэтому никаких временных мер вроде приобретения ремкомплектов для тормозных суппортов. Только новые узлы. По запчастям выйдет дороже, но зато не надо будет дважды или даже трижды платить за бесполезную работу, да и уверенность в тормозах — это немаловажно.

Нельзя не упомянуть о ситуации, когда рулевое колесо "сходит с ума" и начинает биться мелкой дрожью, как от приступа лихорадки. Руль тут ни при чем. А причины могут быть две: либо не прикрученное колесо пытается окончательно открутиться, болтаясь из стороны в сторону, либо колеса или одно из колес нуждаются в балансировке. Последний вариант, как правило, дает о себе знать тряской руля, но только на определенных скоростях, например от 60 до 80 км/ч. Во втором варианте вибрация сохраняется всегда, однако, с набором скорости становится меньше заметна.

Дмитрий Липкин
Статья предоставлена журналом "Женщина за рулем", № 3 2008 год
Женщина за рулем