Содержание:

Собираясь на прогулку с ребенком, родители часто задаются вопросом: "Что же из игрушек взять с собой на улицу сегодня?". Как правило, останавливаются на совочках-ведерках-грабельках, совершенно не подозревая, сколько всего интересного молено придумать на прогулке, и какой инвентарь необходим для этого.

Прежде всего надо понимать, что прогулка - это не только польза от свежего воздуха. Для малыша это ценные моменты, ведь прогулка - это возможность:

  • экспериментировать и познавать окружающий мир - вокруг столько всего интересного и неизведанного;
  • быть активным - дома часто не позволяет пространство, а на детской площадке есть специальное оборудование (горки, качели, турникеты, песочницы и пр.);
  • общаться с другими детьми - учиться делиться игрушками и играть в совместные игры.

Собираясь на прогулку, необходимо правильно подобрать игрушки, от этого зависит, чем займется малыш, и будет ли время, проведенное на улице, полезным и интересным.

Разное время года предоставляет возможности для различных игр и занятий на улице.

К содержанию

Зима. Снег кружится, летает и тает

Малышам 2-4 лет для прогулок зимой необходимы лопатки, формочки, ведерки. Только для снега, в отличие от песка, нужны лопатки большой вместимости с боковыми бортиками и без них. Ручка не должна быть тонкой или слишком длинной, чтобы в варежках и комбинезоне удобно было копать; хорошо, если она не будет скользить.

Ведро и формочки для снега должны быть большего размера, чем для песка. Для малышей будет хорош набор из разнокалиберных ведер, которые вставляются друг в друга, их удобно носить и переворачивать двумя руками.

Куличики из мокрого снега хорошо держат форму, получившиеся фигурки можно "оживить", раскрасив красками. Для этого заранее дома нужно развести в воде краску в баночке, покрасить творения из снега можно губкой, большой кисточкой или просто полить фигурку краской сверху, как глазурью.

Снег - хороший материал для экспериментов: наберите с ребенком ведерко снега и принесите его домой, так малыш увидит своими глазами, что тепло превращает снег в воду. Если на следующий день снова вынести ведерко на улицу (если не везет с морозами, то поставьте в холодильник), то ребенок увидит, как вода превратится в лед. Дальнейшая судьба принесенного снега зависит от вашей фантазии: можно дождаться испарения воды, полить водой цветы т.д.

Зимой также можно ловить руками снежинки, падающие с неба: на теплой ладошке снежинка исчезает. А если взять с собой лупу, то можно разглядеть их красоту и разнообразие. Это будет интересно старшим дошкольникам.

В снежное время года, конечно, любимейшее занятие детей - катание на горках. Ледянка пригодится после 4 лет. Самые удобные и безопасные для малышей - пластмассовые, в виде плоского яблока с одной ручкой или небольшого "блюда" треугольной формы с углублением. После 6 лет ребенок вполне справится с большой круглой металлической ледянкой (диаметром около метра). Металлическая тарелка при спуске развивает большую скорость и вращается во время движения, что требует от ребенка ловкости и хорошей координации движения. Есть также аналогичные пластмассовые тарелки, однако они не прочные и легко ломаются.

Дети любят брать с собой на прогулку любимых кукол, хорошо, если они одета по погоде и у них есть свои небольшие санки. Малышу будет интересно катать своего любимца. Это отличная возможность не прерывать сюжетную игру, а перенести ее на улицу.

К содержанию

Весна. Журчат ручьи, строим корабли

В конце марта появляется талый снег, а в песочнице еще не оттаял песок, и внимание детей привлекает появляющаяся вода и грязь. Стоит направить этот интерес в конструктивное русло. Пускание корабликов интересно как самым маленьким, так и старшим детям.

В магазинах продается много вариантов кораблей: многопалубные крейсера и маленькие каноэ, большегрузные корабли и простые лодочки. Малышам 2-6 лет не нужны сложные конструкции. Припасите это чудо техники для более старшего возраста.

Заводные и крупногабаритные суда подходят для глубоких луж. Для маленьких ручейков лучше использовать легкие пластмассовые лодочки небольшого размера. Чтобы кораблик не переворачивался и не заваливался на бок, он должен быть хорошо отцентрирован. Проверьте его ходовые качества дома в ванной.

Самые простые лодочки можно смастерить из бумаги, веточек, скорлупок грецкого ореха или фисташек.

Можно устраивать соревнования с другими детьми, придумывать различные истории о путешествии корабля в дальние страны, в сказочные миры, представляя себя капитаном. Такое увлекательное занятие может продлиться всю весну, ведь очень интересно, куда в следующий раз отправится твой корабль.

Ранней весной снова пригодятся большие совки с длинной ручкой и лопаты. С этими удобными инструментами в непромокаемой одежде и обуви ребенок сможет на собственном опыте исследовать и познавать физические явления (агрегатные состояния воды: снег, лед; сообщающиеся сосуды, направление течений, управление потоками и т.п.). Еще одним увлекательным и полезным занятием в это время будет строительство из талого снега и грязи. Детям старше 5 лет будет интересно прокладывать каналы и строить плотины.

Весной, как и осенью, когда дует сильный ветер, очень хороши вертушки и воздушные змеи. Вертушки на палочке пригодятся для малышей 2-5 лет. А для детей от 6 лет хороши воздушные змеи, которые продаются как в готовом виде, так и в виде набора для самостоятельного изготовления.

Конструкция вертушки должна быть легкой и прочной, лепестки должны вращаться, не застревая и не отрываясь от центрального гвоздика.

Воздушные змеи завоевали популярность, как вид спорта и продаются как в виде простых и незамысловатых, так в виде сложных многоступенчатых конструкций. Старшим дошкольникам лучше покупать змея в виде треугольника или ромба - это то, что просто и понятно устроено и пригодно для самостоятельного ремонта.

С конца весны и вплоть до поздней осени нужны цветные мелки и мыльные пузыри. Для малышей в продаже есть толстые мелки, предназначенные специально для асфальта, удобно упакованные в ведерко с крышкой. Хорошо, если у них насыщенные, но не ядовитые цвета. Вместе с детьми можно сочинять сюжеты для рисования, изображать необходимые для ролевой игры постройки (домик, магазин, улицу и т.д.), а также организовывать игры с правилами (например, "классики"). Интересным занятием может быть создание коллективной картины, где необходимым является умение договариваться.

Мыльные пузыри интересны детям на протяжении многих лет. Если ребенок 2-х лет может наблюдать и ладошками ловить пузырь, который надула мама или старшие дети, то ребенок 5 лет может самостоятельно, не проливая, держать флакон и выдувать пузыри разного размера и количества.

Сейчас в продаже есть много разных наборов и приспособлений для выдувания мыльных пузырей: механические пистолеты и рыбы, пускающие пузыри, и другие различные автоматические устройства. Последние не предполагают самостоятельных усилий по выдуванию. Из этих игрушек образ рыбы, пускающей пузыри, наиболее адекватен реальности.

Лучше выбрать обычный флакон и крышку с круглой рамкой на палочке. Обратите внимание на легкое откручивание крышки. С мыльными пузырями можно играть в интересные игры: ловить их в варежках (так пузыри не будут лопаться), передувать их друг другу, соревноваться в надувании большего пузыря. Такие игры очень нравятся детям.

К содержанию

Лето, ах, лето!

Это не три календарных месяца, а все теплое время года.

В теплое время года круг занятий и игр наиболее обширен, да и времени на улице можно проводить больше.

Выбираем набор для песочницы: лопатки-совочки, формочки, ведерки, сито, грабельки, лейка, мельница, самосвалы-грузовики.

Лопаток должно быть несколько: маленьким совочком ребенку будет удобно насыпать песок в формочки и ведерки. Большими лопатками с длинной ручкой удобно насыпать песок в кузов самосвала, копать большие ямы и насыпать горы из песка. Важно, чтобы рукоятка была соразмерна ладошке ребенка. Она не должна быть слишком толстой или, наоборот, узенькой. Квадратное сечение рукоятки лопатки совсем неудобно для детей до 4-5 лет. Формочки могут быть самыми разнообразными: фигурки животных, фрукты-овощи, кондитерские изделия, различные геометрические формы, стаканчики, убывающие по величине. Формочки с тонкими ответвлениями (хобот у слона, стебельки у растения и т.п.) непрактичны потому, что при изготовлении куличика слон может остаться без хобота, что может расстроить малыша. С построенными формами можно разыгрывать простые сюжеты. Также в качестве формочек могут быть стаканчики-вкладыши с отверстиями на днище, через которые можно пропускать песок. Обратите внимание, чтобы дырочки были проделаны, а не намечены. Умение делать куличики требует от ребенка аккуратности и точности в действиях не страшно, если у малыша поначалу не будут получаться ровные фигурки, помогите ему перевернуть формочку и аккуратно снять ее. Обязательно похвалите малыша и порадуйтесь постройке вместе с ним.

Мельница для песка: песок закладывается в отверстие сверху, а потом пересыпается по двум вращающимся колесикам. Дети очень любят наблюдать за перемещением песка. Такую игрушку можно также использовать для игры в повара. Сито - отличная игрушка для песка. Очень интересно просеивать песок, отделяя камушки, палочки, листики. Важно, чтобы дырочки не были очень мелкими, иначе не будет эффекта.

Для прогулок удобны специальные рюкзачки, куда входит все, что необходимо для игры в песочнице. Малыш с удовольствием сам будет носить свое богатство.

Машинки-грузовики, в которые можно загружать песок и камушки, должны быть крепкими, с большим кузовом. Хорошо, если машина будет сделана из легкого металла, - из-за низкого центра тяжести она не будет переворачиваться. К машине можно привязать веревочку, детей помладше (1-2 года) это будет стимулировать к ходьбе.

Сюжетные игры в песочнице. Интересные игры можно придумать в песочнице с маленькими машинками и куколками. Например, построить целый город с дорогами, тоннелями и домами, и населить его жителями. Для такой игры подойдут фигурки людей разных профессий - пожарные, продавцы, фермеры, а также фигурки различных животных. Природный материал - палочки, веточки и камушки - позволяет украсить построенный город: выложить мостовые, посадить деревья и т.д.

Фигурки и машинки должны быть без мелких деталей и отверстий, так их легко будет отмывать от песка.

Песок - отличный материал для игры в повара. Из формочек можно "печь" пироги, ситом просеивать "муку", поливая из лейки песок, месить "тесто". Также, любой природный материал может стать "продуктами". Для таких игр подойдут небольшие наборы посуды, куда входят кастрюльки, чашечки, тарелочки и ложечки.

Еще одна уникальная игрушка для прогулки - это мяч. Игры с мячом позволяют разнообразить прогулки и приобрести новых друзей. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать, ведь бросать и катать мяч друг другу можно, только "договорившись" поиграть.

Для самых маленьких подойдут легкие надувные мячи диаметром 35 - 40 см. Сначала дети учатся перекидывать мяч друг другу, отбивая его ручкой или ножкой, и т.д. Позже, с 2,5 лет, продолжая развивать ловкость, дети смогут играть в резиновые мячи разного размера (диаметром от 10 см). Для того чтобы ловить мячи различного диаметра, необходимо по-разному держать руки. Постепенно, когда дети научатся ловко обращаться с мячом, можно организовывать игры с правилами ("вышибалы", "съедобное - несъедобное" и др.), а также вводить в игру мячи для разных видов спорта: футбольные, волейбольные и пр.

Делимся игрушками
Если на детской площадке между детьми случилась ссора из-за игрушки, постарайтесь помочь разрешить ее малышам, но только не путем пристыжения и поучения, что надо делиться и нехорошо быть жадным. Предложите малышам совместную игру, в которую смогут играть сразу несколько детей, ведь они еще не умеют самостоятельно разрешать такие конфликты, а интересное занятие быстро отвлечет их от спора и задаст образец поведения в аналогичных ситуациях.

В теплое время года, когда асфальт сухой и чистый, для малышей от 1 до 2,5 лет можно брать на прогулку игрушки-каталки. Они бывают в виде животных или машин, на палочке или веревочке. Наиболее интересны те, которые при движении совершают разнообразные действия: медвежонок стучит по барабану, сороконожка передвигает лапками и т.д.

В действиях толкания перед собой подвижных тележек на колесиках и подтягивания к себе предметов за веревочку ребенок учится координировать свои движения и движение предмета, которое он синхронизирует по скорости и направлению со своими действиями. Кроме того, ребенок учится различать предметы, которые катятся и не катятся (те, что не катятся, необходимо волочить за собой), катятся быстро или медленно, издают звуки при движении сами, или эти звуки можно изображать самому.

Сейчас наблюдается многообразие игрушечных колясок для девочек. Они бывают разного типа: спальные, прогулочные, коляски-трости, как настоящие. Выбор типа коляски зависит от вашего вкуса. Главное - учесть следующие основные критерии:

  • Прочность. Многие коляски не предусмотрены для прогулок на улице. Посмотрите, чтобы конструкция коляски была металлическая, пластмассовые часто ломаются и - легко переворачиваются.
  • Размер коляски. Важно, чтобы девочке было удобно ее возить. Ручка не должна быть слишком низкой или, наоборот, высокой. Оптимальная высота - на уровне пояса. Сиденье для куклы должно соответствовать ее размеру. Выбирая коляску, вспомните, с какой куклой чаще всего играет ребенок и какую, скорее всего, захочет брать на прогулку.
  • Кукла должна основательно сидеть в коляске, не выпадая во время катания, для этого предусмотрен ремешок. Замочек на ремешке должен быть с простым механизмом, чтобы ребенок не обращался каждый раз за помощью взрослого.

Для старших дошкольников на прогулку в теплое время года можно брать скакалки, бумеранги и летающие тарелки.

К содержанию

Осень. Собираем урожаи

Осенью также остаются актуальными игры в песочнице. Отличительной особенностью осеннего времени года является богатство природного материала (разнообразные по цвету и форме листья, желуди, каштаны, шишки, всевозможные палочки и т.д.), из которого можно создавать аппликации, поделки, картины, куклы и все, на что хватит фантазии. Кроме того, такой материал может использоваться как предметы-заместители. Одни только листья могут стать и деньгами в магазине, и одеялом для маленькой куколки (та же шишка или созданная из каштанов фигурка), и письмом, и занавеской (если скрепить стебли листьев), и даже каким-нибудь существом. Главное, включить фантазию - и мир вокруг оживет.

Детей, особенно в дождливую погоду, привлекают лужи. Не стоит ограничивать малыша в стремлении узнать, а что же будет, если пробежаться по ней. Не страшно, если малыш немного обрызгается, ведь для этого есть резиновые сапоги, а восторг, испытываемый в результате такого опыта, не сравним ни с чем. В лужах можно рассматривать свое отражение или, например, плывущие по небу облака.

Для уличных игрушек необходим специальный ящик в прихожей. После прогулки малыш вместе со взрослым моет игрушки и складывает их на место. Часто дети любят приносить с улицы палки, листья, красивые камушки, не стоит запрещать им это делать. Для такого богатства можно также отвести специальную коробку (например, около квартирной двери), где можно будет хранить найденные "сокровища".

Необходимый минимум игрушек для прогулки:
  • набор для песочницы: лопаты, ведра, формочки, сито, лейка и пр.:
  • детская посуда, пластмассовые фрукты-овощи;
  • маленькие фигурки людей и животных;
  • транспорт: машина с большим кузовом, набор маленьких машинок (в том числе те, в которые можно посадить фигурку человека или животного), лодки и др.;
  • различные каталки;
  • коляска и санки для кукол;
  • мыльные пузыри;
  • мячи различных размеров, скакалка, обруч, бумеранг, летающая тарелка, воздушный змей;
  • набор цветных мелков;
  • ледянка, санки;
  • и конечно одежда для любимой куклы в соответствии с сезоном.
Ирина Нестерова
Педагог-психолог
учебно-методического Центра игры и игрушки
Московского городского
психолого-педагогического университета
Статья из журнала "Мама и Малыш" N 03 2006 год
Мама и Малыш