Пять дней в Москве и два в Туле: маршруты прогулок, парки и музеи

Где в Москве и Туле недорого поесть и с удовольствием погулять

Давно заметила: когда ко мне приезжают гости издалека, я, сопровождая их в прогулках по Москве, словно сама совершаю путешествие, открывая заново знакомые места, глядя на свой город «свежими» глазами.

27 июля я встречала давних добрых друзей из Финляндии, двух сестёр. Обе прекрасно говорят по-русски (младшая — преподаватель русского в университете), знают и любят нашу страну, русскую историю и литературу. Основной целью их приезда в этот раз было посещение Ясной Поляны. Но пока мы — в Москве.

Гости уже летят в самолете, а я с ужасом наблюдаю за небом. Оно — чёрное! На город обрушивается ливень, которого, как скажут позже в новостях, не было 132 года. Каким-то чудом самолету с гостями удалось приземлиться вовремя. После встречи и обеда тучи разбежались, на небе сияет солнце, и мы, сложив в рюкзаки дождевики и зонты, отправляемся в ГУМ. Там проходит фестиваль цветов, напоминая, что сейчас все-таки лето.

Ковры из цветов поражают воображение наших гостей. А потом мы совершаем небольшое путешествие: Красная площадь, Александровский сад, Большой Каменный мост, Болотный остров, Ордынка. Может быть, мы бы и дольше погуляли, но позвонила моя мама: в новостях передали, что на Москву вот-вот обрушится новая гроза. Предупреждение оказалось не напрасным: ровно через пять минут после нашего возвращения за окном опять лил дождь потоками.

Где погулять в Москве - ВДНХ

Прогулка по Москве: Музеон, Парк Горького и два музея Льва Толстого

Следующий день стал подготовительным к поездке в Тулу. С опаской поглядывая на небо, мы отправились к Храму Христа Спасителя. Но зайти внутрь нам не удалось: 28 июля — день памяти князя Владимира, в Храме готовились к службе Патриарха. Мы удовлетворились внешним осмотром и отправились на другой берег Москвы-реки, в Музеон, где гости с интересом осматривали «памятники эпохи».

Небо пока было к нам милостиво, поэтому мы поспешили в Парк Горького. Финнов поразили цветники, зоны отдыха с розетками для гаджетов и вай-фаем, спортивные площадки. Мне и дочке было очень приятно, что мы можем показать наш город с его красивой, обновленной стороны. По Андреевскому мосту прошли к Комсомольскому проспекту и пообедали в Friday’s, что в МДМ. Обед и обслуживание (улыбчивые благожелательные официантки) гостям и нам понравились.

Теперь мы отправились на первую встречу с Толстым — в его дом в Хамовниках. Осматривали дом и сад самостоятельно, без экскурсий, благо все мы много знаем о жизни семьи писателя из мемуаров и дневников его жены, детей, свояченицы. Мне дом в Хамовниках всегда трогает душу, особенно комната так рано умершего Ванечки Толстого.

Следующий пункт нашей программы — литературный музей Л.Н.Толстого на Пречистенке. По пути фотографируем разрисованных красавцев-коней у офиса Яндекса, проходим мимо финского посольства. И вот мы у цели. Этот музей давно стал родным для нас с дочкой — выпускницей дошкольной академии «Муравейные братья» (академия в этом году отмечает 25 лет своего существования). Здесь нас всегда рады видеть замечательные сотрудники музея, по совместительству — преподаватели академии. А нам всегда интересны обновления музейной экспозиции.

После осмотра музея переулками выходим на Арбат. Незаметно прошли почти 20 километров, силы еще есть, но... Опять поступает предупреждение от метеорологов об очередной грозе. Увы, в этот раз нам повезло меньше: пять минут от метро до дома — и мы промокли до нитки, несмотря на дождевики и зонтики!

Центр Тулы

Тула: центр города и парк Белоусова

29 июля поездом «Ласточка» (Москва-Орёл) в 8-30 утра мы отправляемся в Тулу. Слава Интернету! И билеты на поезд (туда и обратно), и гостиницу в Туле я заказала и оплатила (через Tutu.ru и Вooking.com соответственно), не выходя из дому, еще месяц назад. Два часа пути в довольно комфортабельном вагоне пролетели незаметно.

Мы жили в гостинице «Армения», в самом центре Тулы, возле Кремля и здания администрации Тульской области. Гостиница нам в целом понравилась: удачное расположение, большие номера, в которых есть все необходимое (за исключением кондиционера, но, к счастью, было не жарко). Единственный минус — окна выходят на стену соседнего торгового комплекса.

Заселившись (кстати, почти за полтора часа до полудня, времени официального размещения), мы пообедали в соседнем ресторанчике «Беверли Хилз» (оригинальное оформление, очень благожелательные официантки, посетителей практически нет, вкусно) и отправились осматривать Тулу.

На площади Ленина, куда выходит гостиница, у здания администрации — памятник, конечно же, Ленину. А через площадь на него смотрит памятник... Тульскому прянику. Тут же, на площади — действующий Успенский собор. Мы обошли ухоженную территорию Кремля, а потом начали свой длинный поход по проспекту Ленина.

Тула, парк Белоусова

Город, во всяком случае, в центре, производит самое благоприятное впечатление: чисто, зелено, множество небольших памятников (в основном связанных с войной), фонтанов, цветов. Тут стоит заметить, что я прожила в Туле пять лет, в дошкольном возрасте, а потом приезжала сюда лишь однажды, в студенческие годы. Мне было особенно интересно сравнить свои расплывчатые воспоминания с действительностью.

Фотографируя и рассматривая город, мы добрались до места, где у меня отчетливо возникло то самое «дежа вю». А через несколько минут я увидела памятник Льву Николаевичу Толстому и кирпичный пятиэтажный дом, в котором прожила пять лет своего детства. Смешно, но я чуть не прослезилась. Смешно, потому что никаких значимых событий для со мной тут не происходило: ни первой любви, ни первого школьного дня, все это было позже, но... В общем, позвонила маме, сказала, что нашла наш дом, все сфотографировала, даже в подъезд зашла. А мои друзья-финны в это время осмотрели памятник Толстому и обсудили все высказывания великого старца, высеченные на гранитных плитах.

Потом мы, опять же по следам моего детства, направились в чудесный парк имени Белоусова. Вы не знаете, кто такой Пётр Петрович Белоусов? Всего лишь санитарный врач, жил в провинциальных городах России, служил сельским лекарем, городским доктором, потом — санитарным врачом в Туле. И создал в городе чудный парк, который справедливо считается одним из лучших европейских парков. Впрочем, не только парк, еще многое для Тулы сделал этот человек, умерший от плеврита в 40 (!) лет. Я — «коллекционер» таких людей, настоящих праведников, без которых не стоит земля русская.

Но, конечно, замечательное состояние парка сегодня — заслуга не только его создателя, но и нынешних туляков. Здесь можно провести всей семьей целый день, и каждому — и старому и малому — найдется развлечение по душе! Мне было очень приятно видеть искреннее восхищение моих финских друзей парком, но пришла пора возвращаться. К тому ж на небе стали собираться подозрительные тучки, разразившиеся очередным ливнем в тот момент, когда мы уже подходили к гостинице. Впрочем, даже дождь не помешал нам перебежать через дорогу, чтобы поужинать в «Харчевне Прокофьева». Опять вкусно, недорого, мы — единственные посетители. Кто такой этот Прокофьев, не знаю, думаю, вряд ли композитор.

Ясная Поляна

Из Тулы — в Ясную Поляну

Утром 30 июля мы, наконец, на финишной прямой к цели нашего путешествия. Мы едем в Ясную Поляну! В двух шагах от гостиницы, на проспекте Ленина — автобусная остановка. Полчаса езды на маршрутке — и вот мы мимо школы, построенной дочерью Толстого, спешим к знакомым по множеству фотографий белым въездным башенкам. Здесь формируются группы для так называемых сборных экскурсий. Мы успеваем на вторую, что в 10-20. Пятнадцать человек (как выясняется в ходе экскурсии, все — любители и знатоки творчества Толстого) в сопровождении молодого, но замечательного экскурсовода Ксении полтора часа совершали путешествие во времена, когда здесь жила большая семья Льва Николаевича.

Экскурсия оправдала все наши ожидания! А потом еще четыре с лишним часа мы бродили по лесам и полям Ясной Поляны. Могила Толстого (поросший травой холмик), его любимая скамья, пруды, теплица. Фотографировали, запоминали, рассуждали... Нам не хотелось покидать Ясную. Мы пошли по деревне, зашли на Яснополянскую почту, сфотографировали дом Волконского с холма. И говорили о том, что обязательно вернемся сюда еще раз, пусть через годы, но вернемся...

Парки Москвы - ВДНХ

Где погулять в Москве: Коломенское, ВДНХ, Ботанический сад, Сокол

Утренней курской «Ласточкой» мы спешим в Москву. Комфортабельный вагон, на столике книги, купленные в Ясной Поляне. За окном сельские пейзажи незаметно сменяются пригородами Москвы. Проплывают мимо церкви Коломенского, куда мы и направляемся после сытного домашнего обеда.

Коломенское — любимое место наших прогулок. «Наших» — это не только моей семьи, но и моих финских подруг. С одной из них три года назад мы попали в Коломенском под небывалый ливень (то ли они так часто в Москве, то ли нам так везёт, не знаю). Впрочем, на этот раз мы успели нагуляться без встречи с природными катаклизмами. И достопримечательности все осмотрели, и на холм залезли, и в яблоневом саду побродили, и дворец (новодельный) Алексея Михайловича увидели.

Первый день августа мы провели на обновленной ВДНХ-ВВЦ. Как же я рада этому возрождению! Любимое место моего детства, превратившееся в девяностые в большую барахолку, вновь прекрасно. Цветники, работающие фонтаны, загадочные инсталляции, фестиваль фудтреков (мы там вкусно пообедали). А еще в этот день на ВДНХ проходило красочное шествие-карнавал. А еще мы увидели новый, открывающийся через четыре дня «Москвариум»! Даже дождь (куда без него!) не испортил нам настроение и не помешал планам. Нарядившись в дождевики, мы перешли в Ботанический сад. Летний ливень быстро кончился, оставив в качестве подарка свежий воздух, промытые лужайки и чистые кроны великанов-дубов.

На следующий день гости улетали домой. Но самолет — в 19-00, а до этого времени можно успеть много. Например, познакомиться с местом, где мы живем. Бывшее село Святые Отцы, позже — Всехсвятское, ныне Сокол. Посёлок художников. Парк героев Первой мировой войны. Печально известная Ходынка, ныне застраивающаяся домами необычной формы. Новенький торгово-развлекательный комплекс «Авиапарк».

После обеда я провожала своих дорогих гостей. Они увозили с собой сотни фотографий, сувениры и воспоминания. О Толстом и Туле, о Коломенском, ВДНХ, о Москве, о моём доме, о моей семье.