Прогулка по компасу. Как мы отдохнули в Карелии

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4,8 из 5 (6 оценок)

Вот и у меня настало время отпуска. Конечно, я собиралась провести его со своей дочкой Дашей. Мы с ней просто неразлучны. Дочке сейчас 8 лет, второй класс окончила. И пусть я мама-одиночка, зато я не только мама, но и ее лучшая подружка. Как проведем отпуск, мы еще не знали, для начала планировали приехать в Санкт-Петербург. Я провела там много лет, студенчество, и там у нас немало друзей и знакомых.

Первым делом, по "традиции", приехав в Питер, навестили Петергофские фонтаны. Петергоф с его фонтанами - одно из самых нами любимых мест под Петербургом. Заглянули сначала в музей "Коттедж", пофотографировались с его красивейшими клумбами, вдоволь налюбовались всеми фонтанами, нарезвились в "брызгающих камнях", искупались в заливе. Замечательно! Если вы там еще не были, рекомендую непременно исправить этот пробел :-).

На следующий день стали обдумывать дальнейший отдых. Выбор был примерно такой: поездка к родственникам в Эстонию (у них там своя конюшня), "горящая" путевка в Египет или Турцию, или настоящий турпоход с моими друзьями. С Эстонией не вышло - уж очень долго ждать оформления визы. Немного обидно, что гражданин Португалии, например, может ехать туда без визы, а мне, чтоб родственников навестить, надо минимум 10 дней ждать решения консульства... Почему-то Даша при выборе между горящей путевкой и походом выбрала поход :0). Да и мне в поход больше хотелось, в Египет можно и на осенние или зимние каникулы съездить. Только немного волновал вопрос - как ребенок это осилит. Ведь она еще не знала, что поход - это не пикник с костром и палаткой. Наш маршрут был на неделю - по Карелии (недалеко от границы с Финляндией) от Ууксы на север до Райконкоски, это около 70 км "по азимуту". Идём пешком по тропам, дорогам, лесным буреломам, болотам, через речки и озера, где попадается не тронутая цивилизацией природа и почти не попадаются люди :0). В общем, решено: поход. Тем более, что я на всякий случай из Мурманска захватила с собой в отпуск рюкзак туриста с пенкой и спальный мешок..

Перед дорогой заглянули с Дашей на вещевой рынок: купила в поход себе и Даше кроссовки, еще дочке походные штаны. Себе удобные для похода штаны присмотреть не успела, пришлось пожертвовать светло-голубыми (почти белыми) джинсами, конечно, я понимала, что их потом вряд ли отстираешь, разве что можно будет перекрасить.

Встретились с друзьями, обсудили дни похода, что берем с собой, поизучали на карте Карелии маршрут. Идем группой 9 человек (вместе с Дашей, взрослых - 8). Продуктами закупались обычными для похода: тушенка, крупы, макароны, суповые пакетики и т.п. Даша уже достаточно большая, чтобы питаться на природе тем же, что и взрослые :-). Все-таки решили, что Даша путь осилит, если только рюкзаком тяжелым ее не нагружать. И без рюкзака километров по 10 в день, да по лесу-болотам для 8 лет - не легкая прогулка.

Все, едем! На автобусе маршрута "Питкяранта" почти 8 часов до остановки Ууксу, там начало нашего пути. Автобус попался достаточно удобный (несмотря на жаркую погоду), почти в полночь прибыли в Ууксу. Пошли по карте к реке Уксуниоки. До реки километра 4, там собирались встать на ночевку. Дошли без приключений, только пришлось оценить карельских комаров и слепней. Ну, да на это у нас были "накомарники" (такие шляпы с сетками от насекомых), и мази всякие. Мазей и спреев от комаров набрали немало, смогли перепробовать и оценить разные средства. Общий вывод - средства действуют, но в лесу довольно быстро "выветриваются". Впрочем, "быстро" - понятие относительное: если в походе час - это мало, то для небольших вылазок на природу вполне нормально. Больше всех нам понравился спрей "Гардекс" (именно спрей), хотя он и, мягко выражаясь, пахнет больше других, и на лицо его наносить нежелательно. Но и насекомые от него тоже не в восторге :-).

На стоянку пришли поздно, сразу палатки, костер, ужин и спать. А утром восторгались пейзажем: река с порогом (КС - коэффициент сложности - не меньше 4, на байдарке здесь, наверное, не пройдешь, разве что на большом плоту), высокий перепад воды. Действительно - пока стояли, не видели байдарочников, которые бы там рискнули, видели как народ "обносил" байдарки и как сплавлялись-таки на плоту. Шутим-мечтаем: может, прийти сюда следующим летом с ПСН (плот спасательный надувной), посплавляться? Выяснили, что таких мест с сильными порогами на этой реке немало: здесь раньше ГЭС была. Красотища! Везде лазаем, фотографируемся, радуемся природе. По-моему, Даша просто счастлива. Она еще ни разу такой красоты не видела :-). Погода была замечательная, мы решили искупаться. Купаться пошли до порога, нашли место с не слишком сильным течением, мелко, камни скользкие, но вода теплая (для меня вода +18 это тепло), чистая. Благодать!

После еды, часа в два дня, мы уходим со стоянки. Нам предстоит еще долгий путь по карте и компасу к одному из красивых озер Карелии. Пожалуй, этот второй день оказался самым сложным, но мы тогда еще об этом не знали. Мы шли сначала вдоль реки, потом свернули в лесной бурелом, потом было болото с грозой. Или несколько болот, примерно на 8 км - болота. В грозу мы надели целлофановые накидки от дождя, они быстро превратились в "ошметки" - порвались на местных кустах-буреломах. Я подумала, что гроза в болоте - даже хорошо: не замечаешь воду под ногами, когда еще и сверху льет :-). Как продержалась эти километры Даша, по болотам с тучами комаров - загадка, но она даже и не думала капризничать. Хотя и взрослым было нелегко. В 22 часа мы благополучно разбили лагерь на берегу озера. Красивые чистые озера Карелии даже не описать - это надо видеть. Кто там бывал, меня поймет. Чистейшая теплая вода, купание, костер, ужин, объедание черникой, земляникой - вот она, карельская сказка!

На другой день мы немного скорректировали свой путь: больше так много болотами решили не ходить, предпочтя дороги и лесные тропы, которые были на карте, пусть так и больше путь был на несколько километров. Хотя некоторые тропы заросли, какие-то новые протоптаны - карта у нас была не слишком новая.

Так мы провели в этих лесах следующие 5 дней, любуясь природой разных озер по утрам и вечерам, "гуляя" по лесу и тропам днем (километров так по 10-12). Только один раз немного заплутали, не свернули вовремя по дороге, и шли до озера Сюськиярви вместо 12 км все 20. Погода была прекрасная, мы могли оценить всю красоту дикой природы (впрочем, и комаров-слепней и прочих насекомых тоже). Но на 3-4 день комаров как-то перестаешь особо замечать, а у костра и у озера при ветре их вообще мало. Наелись ягод (их этим летом море), накупались в озерах, где даже дно видно на расстояние 1,5 метра, а рыбы какие-то непуганые: в воду заходишь, сразу мальки вокруг ног, тычутся в ноги, мы с Дашей их сухарями кормили. Я даже распугивала этих мальков, набирая в чайник воды, чтобы потом сварить чай, а не уху :-) Вообще-то воду пили и прямо из озера, никто не отравился. В лесу видели следы медведя, лося, говорят, там и кабаны встречаются. Только, видно, звери легко обнаруживали нашу немаленькую группу туристов и обходили нас стороной. Так что сфотографировать удалось только змейку.

Пару раз мы выходили на "трассу" (это на карте трасса, на деле это может быть и неширокая грунтовка без признаков асфальта) и, в общей сложности, километров 15 проехали на попутках. Один раз, когда не нашли нужные ориентиры (озера), оказалось, просто у нас на карте старая трасса, а её уже новую проложили. Второй раз поймали попутку, когда прошли 7 км под ливнем, промокли и замерзли. Люди на этих трассах нам попадались отзывчивые, подбирали нас, подвозили и ничего за провоз не спрашивали. Вообще, за пределами населенных пунктов к людям с рюкзаками относятся хорошо :-). А у Даши новое впечатление - прокатилась на настоящем дальнобойщике, "прям как в кино". Когда дошли до Райконкоски, Даша воскликнула: "Дома! Люди!" - это она 3 деревянных дома увидела - да уж, после недели-то без цивилизации. А в Райконкоски я разыскала бабушку, у которой есть корова, и мы побаловались парным молоком со свежей земляникой. Я когда молоко покупать пришла, бабушка мне говорит: "Давай сюда трехлитровый баллон". Пришлось объяснять, что из лесу мы, нету у нас банок :-) (нашли потом пластмассовую бутылку). И еще приятно было убедиться, что в деревнях у нас народ еще простой и хороший, все здороваются (не важно знакомы ли), рюкзаки на станции можно без присмотра оставить - не украдут.

На сем наше путешествие закончилось, из Райконкоски мы уехали в Петербург поездом из Костомукши. Неделя пролетела быстро. Но мы все здорово отдохнули от цивилизации, а Даше впечатлений, наверное, хватит до следующего отдыха :-).

Так что экзотика, дальние страны - это конечно интересно. Но немало интересных приключений можно найти и рядом. Красивых, заповедных мест в России много. Может, не всем интересен столь "экстремальный" отдых - это на любителя. Но... этим летом в Питере сложно было купить карту Карелии, они были просто нарасхват!

Есть идея на следующее лето - в водный поход, сплавиться, на недельку. Может, кто тоже хочет? Есть маршруты? Можно и с детьми (не очень маленькими, все-таки реки, пороги). Пишите.

Покрышкина Ольга, olgaalras@narod.ru

Оставить комментарий к статье "Прогулка по компасу. Как мы отдохнули в Карелии"

Я еще послала сюда несколько "заметок" по походу. Надеюсь, редактор выложит :-)
А более подробно об этом походе на моей страничке: http://olgaalras.narod.ru/P2/Pohod2004.htm
Только там процесс добавления фотографий пока в работе.
2004-08-15
А вот и мои "заметки" в дополнение к этой статье: http://www.7ya.ru/pub/advice/advice.asp
2004-08-17

12.08.2004
Обновлено 03.01.2018
Отдых в Карелии летом: Онежское озеро и Баренцево море
С детьми на машине: Петрозаводск, Мурманск, Санкт-Петербург. От Старой Ладоги до Музея Фаберже
Соловки – самостоятельно. Что посмотреть на Соловках
Соловки: как добраться из Москвы, жилье, экскурсии по Соловецким островам
Велопоход по Карелии
На велосипедах по Карелии. Активный отдых вместе с детьми.