Содержание:


Когда вы начинаете свое дело или любой проект, вы описываете целевую аудиторию. И в том числе отвечаете на вопрос: "В каких соцсетях и на каких сайтах бывает мой покупатель, мой клиент, что он там делает". Здесь — ключ к тому, где именно нужно заводить коммерческую страницу. От того, где именно вы размещаете тексты, кому и как вы предлагаете их читать, зависит не меньше 50% успеха продаж через контент.

Плюсы и минусы контентного проекта на отдельном домене

Если у большинства ваших клиентов есть регулярная активность хотя бы в одной соцсети — рекомендую первым делом развивать авторскую страницу именно там. Если в нескольких соцсетях — проранжировать их по степени важности для вашего клиента и оценить, хватит ли у вас сил на все или лучше сфокусироваться на одной, основной.

Если клиенты неактивны в соцсетях (причины могут быть разные — возраст, социальное положение, жизненный уклад, привычки и так далее), но бывают на разных информационных сайтах, то стоит задуматься об отдельном блоге-сайте, еще его называют standalone блоге. Это когда вы покупаете собственный домен, делаете сайт и выкладываете свой контент туда. Пример такой площадки — мой сайт sila-slova.info.

Разберем подробнее оба варианта.

К содержанию

Плюсы и минусы контентного проекта на отдельном домене

Считается, что блог-сайт — это круче, солиднее, ведь это ваша собственная площадка, и вкладывать усилия нужно именно в ее развитие. Вы здесь полноправный хозяин. Можете создать любой дизайн, публиковать любые тексты и картинки. Сайт — это ваш актив, потому что с каждым годом его позиции в поисковых системах только укрепляются, и вы начинаете получать клиентов уже просто из поискового трафика. Почему же все не используют именно такой формат?

Дело в том, что добиться стабильного большого трафика на сайт — это непростая задача, забег на длинную дистанцию, причем с полосой препятствий. Вы не сможете вывести сайт в топ выдачи поисковиков за неделю или месяц. Месяцами и годами вам потребуется приучать людей заходить на ваш сайт, читать ваши тексты. Попутно вам нужно будет оптимизировать его под поисковый трафик, создавать систему генерации трафика через соцсети, продвигаться через полезный контент, который вы будете предлагать другим ресурсам.

Да, задействовать социальные сети, чтобы привлекать аудиторию на сайт, все равно придется. Однако учтите, что социальные сети будут давать маленькие охваты постам со ссылками на ваш сайт, потому что соцсетям невыгодно, чтобы вы уводили их пользователей на другие ресурсы (строго говоря, сами пользователи соцсетей тоже этого не любят и кликают на ссылки не очень охотно). В итоге вы придете к тому, что, чтобы показать людям анонс вашего нового поста, необходимо платное продвижение публикаций, то есть быстро и дешево не получится.

Я проводила такой эксперимент — в аккаунте, который я создала для продвижения одного из блогов-сайтов, долгое время публиковала короткие интригующие анонсы, главная цель которых — увести людей на сайт. На длинной дистанции это дало низкую вовлеченность в аккаунте, как результат — низкие охваты, низкий процент показов в ленте подписчиков, слабое распространение контента, причем любого, уже даже не только со ссылками. Чуть лучший эффект давали публикация содержательной части контента прямо в социальной сети и редкие перекрестные ссылки на блог-сайт.

Зато, в противовес этому, мой контентный аккаунт @sila.slova в "Инстаграме", где каждый пост обычно раскрывал тему от и до, а не просто анонсировал ссылку на сайт, быстро стал популярным. За первый год существования он набрал 70 тысяч подписчиков. Блог-сайт на постоянной основе не сможет так же легко заполучить 70 тысяч читателей в первый год своего существования, там все процессы наращивания читательской базы проходят медленнее и сложнее.

К содержанию

Плюсы и минусы контентной страницы в социальных сетях

Главный плюс — это возможность быстро (очень быстро!) собрать вокруг своих текстов целевую аудиторию.

Суть соцсетей в том, что интересный, эмоциональный или полезный контент распространяется в них вирусно — репостами, отметками друзей в комментариях — и это может быть почти мгновенной историей: вы просыпаетесь, а о вас теперь знает на несколько тысяч человек больше, чем вчера!

Мне запомнилась история Ульяны Юрьевой из Москвы. Она — владелица небольшой кондитерской BrownieMama. В марте 2017 года Ульяна опубликовала на своей бизнес-странице в "Фейсбуке" пост с заголовком "Как многомама делает бизнес?", где рассказала о своем бизнес-проекте и... попросила у подписчиков помощи.

В тот момент ее кондитерское производство переживало непростые времена. Ульяна арендовала цех, чтобы делать большие партии пирожных, оборудовала его на свои деньги. Одновременно с этим резко возросли расходы и риски, и ситуация вышла из-под контроля: "Если поток заказов не будет стабильно большим, то дело придется закрыть", — написала хозяйка кондитерской и добавила в конце поста вот такую фразу (орфография и пунктуация автора сохранены):

"Пожалуйста, сделайте перепост этой записи, пусть люди узнают о моем маленьком, но чудесном производстве! В подарок за перепост я подарю каждому, абсолютно каждому!! коробку с набором из 4-х кусочков брауни и мои слова благодарности вам!.. Я очень очень верю в волшебную силу соцсетей и в моих друзей! Помогите мне, пожалуйста!!!!!"

На момент публикации на бизнес-странице Ульяны было всего 60 подписчиков. После размещения этого текста люди стали делать перепост записи, друзья друзей узнавали о просьбе и тоже присоединялись... В итоге запись собрала больше 2500 перепостов.

Спустя полгода после той публикации я попросила ее автора рассказать, какие последствия для ее бизнеса имела вся эта история.

— Сказать, что тогда у меня был шок — ничего не сказать... — начала Ульяна. — За несколько дней после той публикации моя страница выросла до 1500 подписчиков. За подарками в обмен на репост в итоге обратились совсем немногие. На данный момент мы выдали около 80 подарочных коробок. Оказалось, что это приятный бонус, но люди делали перепост прежде всего за идею. И часто после пробной "коробочки за репост" люди стали заказывать на постоянной основе.

Я раньше не верила в такие истории. Но эта акция действительно позволила нам наладить постоянный непрерывный поток клиентов и обеспечить загрузку цеха. У нашего продукта такая особенность — он очень вкусный, и поэтому большинство заказчиков становятся постоянными клиентами. Один раз запустив эту волну, мы чувствуем ее влияние до сих пор.

Сейчас, если говорить о клиентах из соцсетей, "Фейсбук" приносит примерно 60% заказов, учитывая, что в instagram у нас больше подписчиков (он приносит остальные 40%). А в целом социальные сети сейчас — это 80% наших продаж, остальные 20% дохода приносят кафе, кофейни и магазины.

В первую очередь такой вирусный эффект публикации стал возможен потому, что пост появился именно в социальной сети (все преимущества "Фейсбука" тут проявились во всей красе — когда видишь, что твой друг лайкнул или сделал репост такого текста, то и сам обращаешь внимание на содержание).

Если бы Ульяна написала подобный текст на своем блоге-сайте, то, возможно, вначале его бы заметили несколько посетителей сайта, потом, наверное, ссылку перепостили бы друзья в соцсетях, но необходимость переходить по ссылке на сторонний сайт уменьшила бы потенциальную аудиторию читателей текста. Если бы сайт не был адаптирован под мобильные устройства — читателей стало бы еще меньше...

Позже, через полгода или год, эта заметка, возможно, попала бы в топ поисковой выдачи по какому-нибудь низкочастотному запросу. И, может быть, это принесло бы Ульяне 100–200 новых читателей, несколько человек из которых поддержали бы призыв, кто-то сделал бы заказ... Вопрос в том, дожила бы кондитерская до того времени?

Именно этим привлекательны для бизнеса контентные страницы в соцсетях — возможностью после публикации текста быстро получить отклик и клиентов. Однако риски и неудобства тоже есть.

Например, большая проблема в том, что ваши тексты достаточно быстро сгинут в недрах социальной сети. Если вы вдруг захотите найти какую-то старую заметку, вам будет непросто это сделать. Тексты, которые вы публикуете в соцсетях, практически не будут видны в результатах выдачи поисковых систем, то есть вы лишитесь возможности привлекать клиентов через этот канал.

Срок жизни публикации в "Инстаграме" — всего 4 часа, срок жизни публикации в "Фейсбуке" или во "ВКонтакте" — один день. В течение этого времени ваша публикация активно соберет просмотры, комментарии, лайки. После этого шансы на то, что ее кто-то прочитает, уже будут очень невелики.

А вот блог на отдельном домене позволяет вашим текстам проживать более долгую жизнь. На тексты в таком блоге легко дать ссылку, их легко найти, можно дополнять новую статью перекрестной ссылкой на предыдущий материал на ту же самую тему.

Если вы правильно оформляете тексты при публикации, соблюдаете базовые правила SEO-оптимизации, у текстов хорошие шансы попадать в топ выдачи поисковых систем. Этим же текстам, опубликованным в "Инстаграме", такая задача не по силам.

Самый большой риск аккаунта в соцсетях

К содержанию

Самый большой риск аккаунта в соцсетях

Но главный и самый неприятный риск аккаунта для бизнеса в соцсетях заключается в том, что эта страница не принадлежит вам. Она — собственность платформы, на которой вы ее создали. Вы не имеете на нее никаких (никаких!) прав.

Вот, например, цитаты из "Условий использования" "Инстаграма", редакция от 19 января 2013 года (выделения жирным шрифтом — мои).

Общие положения, пункт 1: "Мы оставляем за собой право изменять или прекращать действие Сервиса или ограничивать ваш доступ к Сервису по любым причинам, без предупреждения, в любое время и не неся обязательств перед вами".

Общие положения, пункт 4: "Мы оставляем за собой право отказать в доступе к Сервису любому человеку по любой причине в любое время".

Общие положения, пункт 5: "Мы оставляем за собой право изъять любое имя пользователя по любой причине".

Иными словами — "Инстаграм" в любой момент и без объяснения причин может отнять вашу страницу или ваш ник, ничего вам не объясняя.

Кажется, что это просто страшилки и ужастики и что в жизни нормальным пользователям ничего не грозит. Но вот какая история однажды произошла с Таней Либерман, сейчас известной в "Инстаграме" как @tanya_liberman. В ее предыдущем аккаунте @liebertine было 35 000 подписчиков, когда сервис без предупреждения удалил ее страницу.

— Я даже не пыталась восстановить страницу, — поделилась со мной Таня подробностями тех событий, — так как в письме-уведомлении было написано, что удаление окончательное, без возможности восстановления. Возможно, кто-то из подписчиков нажаловался на фото моих детей, которые были не одеты, или, может быть, это была какая-то хакерская атака — я читала, что примерно в то же время удалили аккаунты и нескольких других крупных блогеров...

Подписчики Тани тогда организовали целую кампанию: они опубликовали на своих страницах около 800 записей с тегом #верните_liebertine и завалили аккаунт основателя "Инстаграма" Кевина Систрома двумя тысячами комментариев о том, что он должен вернуть аккаунт @liebertine.

Но это не помогло. Аккаунт не восстановили.

Впрочем, та история все-таки оказалась со счастливым концом — через пару дней Таня завела новую страницу, об этом написали все ее друзья и поклонники, и к ней пришло еще больше подписчиков, чем было в старом аккаунте. К лету 2017 года в новом аккаунте Тани уже было 150 тысяч подписчиков. Кто-то даже обвинял ее в спланированной пиар-акции.

"Я немножко жалею, что нет, я не такая умная, хитрая и ушлая, чтобы затеять и провернуть такую пиар-акцию", — с улыбкой говорит Таня.

Но такой хеппи-энд — скорее исключение из правил, здесь сыграла роль в первую очередь сила личного бренда. В случаях с менее известными блогерами блокировка страницы чревата тем, что всю историю развития и продвижения нужно начинать сначала.


К содержанию

А что, если совмещать соцсети и собственный сайт?

Возможно, вы уже ненавидите меня за то, что все так сложно и что нет готовых рецептов — иди туда, заводи страницу там. Но когда вы все-таки найдете собственный ответ на вопрос, где заводить блог, вы поймете, что ни один мой совет не мог бы дать вам больше. Это должен быть такой вид блога, через который именно вашей аудитории легче всего будет вас найти.

Вот история Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара. Он — основатель сети пиццерий "Додо Пицца", много лет вел блог-сайт по адресу www.sila-uma.ru. Это была своеобразная летопись его бизнес-проектов — сначала сети книжных магазинов (она оказалась убыточной, и бизнес пришлось закрыть), а потом сети пиццерий "Додо Пицца".

Федор честно рассказывал в блоге обо всем — публиковал отчеты о выручках каждой пиццерии, динамике роста продаж, искал новых сотрудников и получал обратную связь от клиентов. Потом большая часть историй о бизнесе переехала на страницы Овчинникова в соцсетях. Вот его история из первых уст, рассказанная для этой книги.

— Блог внес вклад в мой бизнес, который близок к 100%. Если бы не было блога, к нам бы не пришли первые инвесторы — мы тогда были никому не известной пиццерией из Сыктывкара, а в нас решил инвестировать основатель Spb Software. Первый франчайзи появился у нас благодаря блогу, ключевые сотрудники тоже пришли из числа читателей. Сейчас блог и соцсети — это ключевой источник новых партнеров для нас, главный двигатель всех этих процессов.

— Федор, тогда почему произошел ваш "переезд" в соцсети? Блог-сайт sila-uma.ru сейчас превратился скорее в корпоративный сайт, там уже не появляются те живые истории основателя компании, которые были раньше. Вся ваша активность и новые тексты теперь — в соцсетях.

— Де-факто я действительно переехал в соцсети. Этот процесс происходил достаточно плавно: сначала я стал реже использовать блог как оперативный, я начал писать в нем по большей части какие-то программные вещи, чтобы они сохранились. Еще, знаете, когда я пишу в блог, у меня есть ощущение, что я каждое слово должен выверить, как книгу написать, а в социальной сети ты можешь быстро написать, особо не думая о стиле, это легко.

Так постепенно вся моя активность перекочевала в социальные сети. Блог остается, но там публикации появляются редко, только такие вещи, которые я хотел бы, чтобы они сохранились. В соцсетях все проще делать, к тому же вся аудитория там, она оперативнее реагирует.

Впрочем, несмотря на то, что соцсети — место обитания миллионов потенциальных клиентов, блог-сайт в экосистеме вашего бизнеса все равно может быть полезным инструментом. Например, на собственном домене можно сделать вашу визитку в онлайн-пространстве, или публиковать там программные тексты и одновременно собирать базу e-mail-адресов клиентов, или создать галерею ваших работ с историями создания и отзывами клиентов.

Даже при условии, что сайт с полезными и интересными текстами по вашей теме не будет основным каналом привлечения клиентов, он все равно станет местом, где удобно почитать ваш архив текстов, узнать больше о вас. В соцсетях на виду только свежие публикации, долистать архив постов до каких-то программных вещей хватает терпения у единиц новых подписчиков.

Со временем (через год, например) блог-сайт также может стать источником дополнительного трафика из поисковых систем, но к этому времени у вас уже будет стабильный поток клиентов из соцсетей, то есть вы не останетесь голодным, босым, голым и с мечтой о будущей славе. За этот год ваши тексты поработают на привлечение клиентов из социальных сетей, а в блоге-сайте этот контент поработает на вас снова.

И совет, выстраданный на моем опыте, — перед запуском проекта найдите такие ники и доменные имена, чтобы во всех точках касания клиенты видели одно и то же название. Это упростит продвижение, а к тому же выглядит солидно.

Лично у меня, к сожалению, так ни разу не получилось — обычно мои проекты начинаются с маленького "я просто попробую" и поначалу ни на что глобальное не претендуют. А потом, когда дело доходит до расширения, оказывается, что домен занят, аналогичный ник в другой соцсети тоже — и возникает проблема, как запараллелить эти истории и что со всем этим теперь делать. Так что не повторяйте моих ошибок, если сможете.