Как научить ребенка планировать свой день?

Тайм-менеджмент для школьников: учим ребенка планировать дела на целый день

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 4 из 5 (25 оценок)

Федя Забывакин — персонаж новой книги по тайм-менеджменту для школьников. Вместе с мамой и папой (они ведь тоже Забывакины) он учится планировать свой день, правильно распределять время. С одной стороны — захватывающее чтение для младших школьников, с другой — отработка полезных навыков самостоятельности.

Как составить список дел

Вот уже несколько дней Федя был на верху блаженства. Соседи уехали на неделю в экскурсионный тур и попросили его присмотреть за своим кроликом. Надо ли говорить, что Федя с восторгом согласился? Родители не возражали, так что просторная клетка с её пушистым обитателем перекочевала в квартиру Забывакиных.

Кролик был породист и очень хорош собой, но характер имел независимый и зловредный. Когда Федя выпускал его из клетки, он бежал строго в двух направлениях: либо к проводам, либо к обоям. Федя понимал кролика, ведь провод для него — вовсе не провод, а веточка; обои — кора дерева. Однако после того, как кролик отгрыз мышь от папиного компьютера и съел кусок любимых маминых обоев, отношение родителей к нему резко изменилось.

Кролик терпеть не мог две вещи: пить из поилки, как это делают все нормальные грызуны, и сидеть на руках. Каждый раз, когда Федя брал его на руки, кролик на мгновение впадал в задумчивость, после чего начинал так неистово вырываться, что плюхался на пол с риском сломать себе шею, тут же со всех лап бежал к своей клетке и впрыгивал в неё.

Вообще Федя очень серьёзно отнёсся к уходу за внезапно появившимся питомцем. Он выяснил рацион кролика и дважды в день строго по часам давал ему сухой корм. Кроме того, следил, чтобы у него всё время было достаточно сена и свежей воды. И конечно, Федя проводил с кроликом всё свободное время, пытаясь его приручить. Но на неделе времени было мало, поэтому Федя возлагал большие надежды на субботу — ведь в воскресенье вечером уже возвращались соседи, и кролика надо было отдавать. Похоже, мама с папой ждали этого момента с нетерпением.

В пятницу вечером Федя составил список дел на субботу. Выглядел он так:

Как научить ребенка составлять план на день

Папа с мамой список одобрили и в субботу утром уехали на дачу. Её нужно было подготовить к зиме: укрыть цветы, чтобы не замерзли, убрать под навес садовые скамейки, спилить сухие ветки, сгрести и сжечь опавшую листву. Обычно Федя ждал таких поездок и с удовольствием отправлялся на дачу вместе с родителями, но сейчас мама и папа сказали, что занятия английским и айкидо пропускать нельзя, а сам Федя категорически не хотел расставаться с кроликом.



Идти на английский надо было достаточно рано, но Федя просто не мог не пообщаться с кроликом. Прежде всего он высыпал ему остатки сухого корма и налил в миску свежей воды. Потом выпустил кролика из клетки и, когда тот немножко побегал, предпринял попытку подманить его кусочком морковки. Кролик засомневался, подозрительно поглядывая на Федю, но всё-таки подошёл, сгрыз морковку и лёг прямо у Фединых ног.

Федя страшно обрадовался и решил, что наконец-то кролик немного приручился и самое время взять его на руки. Однако едва Федя прикоснулся к нему, кролик вскочил и опрометью бросился к спасительной клетке. На полном ходу он впрыгнул в открытую дверцу и угодил лапами на бортик миски с водой. Вода вылилась в миску с кормом, корм разлетелся по полу клетки, превращаясь в жидкую кашу, и кролик замер, обнаружив, что сидит в непонятной луже.

Федя бросился за тряпкой и специальным совком для уборки клетки. Вернувшись, он собрал размокший корм, тщательно вытер разлитую воду. Оставалось только вновь насыпать еды и налить воду. И тут он вспомнил, что корм закончился.

Федя посмотрел на часы — он уже опаздывал на занятия английским, но разве это имело значение? В воображении Феди пронеслась жуткая картина: истощённый кролик погибает голодной смертью. Он вспомнил правило расстановки приоритетов, которое они недавно обсуждали с папой: на первом месте — жизнь и здоровье! Это означало, что покупка корма — самое приоритетное дело и его нужно сделать в первую очередь. И Федя немедленно отправился вместо английского в зоомагазин.

Когда Федя прибежал с кормом домой, на английский идти было уже поздно. Самое неприятное заключалось в том, что неблагодарный кролик даже не подошёл к миске с кормом, поскольку всё время, пока Федя отсутствовал, с большим аппетитом уплетал сено.

Когда он делал уроки, позвонил Вася Минуткин и позвал гулять. У Феди прогулка была намечена после дрессировки кролика, но он решил, что эти дела имеют примерно равный приоритет и их вполне можно поменять местами. Поэтому он быстро доделал все уроки на понедельник и побежал во двор. Но, несмотря на то что на улице было интересно и весело, ему всё же очень хотелось вернуться домой, к кролику. И когда стало приближаться время занятий айкидо, он понял, что больше не вытерпит, попрощался с Васей и быстро убежал домой.

В этот раз дрессировка пошла гораздо лучше. Кролик с удовольствием играл с Федей — сначала бегал вокруг его ног, а потом они поочередно бегали друг за другом. И вот настал момент, когда Феде удалось осторожно поднять своего любимца и усадить себе на колени. И кролик вдруг удобно улегся, а когда Федя стал его осторожно гладить, закрыл глаза и устроился ещё более уютно.

В этот момент в комнату вошла бабушка и громко позвала Федю выпить чаю перед айкидо. Федя попытался одной рукой замахать на бабушку, а другой закрыть уши кролику, но было уже поздно. Кролик как безумный вскочил, полетел кубарем с Фединых колен и бросился в клетку. Федя страшно испугался: он видел, что кролик упал очень неловко, и понимал, что тот ушибся и вполне мог повредить лапы.

Тайм-менеджмент для школьника

Однако после тщательного обследования оказалось, что страшного ничего не произошло, но на одной лапе сломан коготь, что, разумеется, должно было мешать кролику. Поэтому Федя вооружился ножницами и сделал попытку аккуратно срезать сломанный коготь. Это было сложно и неудобно, поскольку кролик, конечно же, вырывался что есть мочи и его надо было крепко держать. Но в конце концов спасательная затея увенчалась успехом.

Федя вытер пот со лба, закрыл дверцу клетки, глянул на часы и ужаснулся — занятия по айкидо должны были начаться через пять минут. А идти до спортклуба было минут пятнадцать. Федя схватил рюкзак со сменной одеждой и обувью, похвалил себя, что приготовил всё заранее, и бросился бежать. К счастью, он опоздал всего на несколько минут, и тренер его почти не ругал.

Когда Федя вернулся с занятия, мама с папой уже были дома и ели жареную картошку, которую бабушка приготовила к их приезду. Федя быстро вымыл руки и тоже сел ужинать. Он внимательно слушал, как родители провели время на даче, и чувствовал себя так, как будто весь день был вместе с ними.

Внезапно раздался телефонный звонок. Трубку сняла мама. По мере того как невидимый собеседник что-то говорил, её лицо из спокойного и радостного становилось напряжённым и расстроенным.

— Кто это был? — поинтересовался папа.

— Преподавательница Феди по английскому, — ответила мама. — Он, оказывается, сегодня не был на занятиях. Она решила, что Федя заболел, а потом случайно увидела, как он гулял с ребятами во дворе. Спрашивала, что случилось.

— Федя, а что случилось-то? — спросил папа.

И Федя рассказал, как всё было.

— Ну что сказать, — задумчиво произнёс папа, — с одной стороны, всё логично...

— Давайте-ка всё же посмотрим с другой стороны и будем составлять список дел так, чтобы не пропускать ни английский, ни другие серьёзные занятия, — решительно возразила мама. — Федя, как ты думаешь, чем отличаются такие дела, как занятия английским или айкидо и уборка клетки?

— Ну, мама, я отлично понимаю, что занятия — это дела более важные, но убирать клетку тоже надо. Еще занятия продолжаются час, а клетку я за пять минут убрать могу, если постараюсь.

— А ещё чем?

— Ну... Больше не знаю, чем.

— Федя, скажи, пожалуйста, во сколько начинается занятие по английскому? — внезапно спросил папа.

— Ну, в десять утра.

— А айкидо во сколько?

— В шесть вечера.

— А уборка клетки во сколько начинается? — не унимался папа.

— Как это? — удивился Федя. — Во сколько захочу, во столько и уберу. А-а-а, я понял! Эти дела отличаются тем, что у одних есть точное время начала, а у других — нет.

— Ну вот, это и есть самое важное отличие! — воскликнула мама. — Из-за него дела даже по-разному называются. Те, у которых есть точное время начала, называются жёсткими. А все остальные называются гибкими. Принеси, пожалуйста, тонкую чистую тетрадку и ручку.

Мама раскрыла тетрадь и провела вертикальную линию прямо посередине листа. Затем быстро написала много цифр в левой части листа. Затем подписала наверху слева — «Жёсткие дела», а справа — «Гибкие дела».

— Давай мы попробуем твой сегодняшний список дел, — сказала мама, — спланировать правильно, учитывая жёсткость и гибкость каждого дела. Сколько сегодня у тебя было жёстких дел?

— Два, — твёрдо сказал Федя. — Английский и айкидо.

— Умница, — похвалила мама. — Вот их-то мы и запишем в левую часть рядом с временем их начала. Например, занятия по английскому у тебя начинались в 10:00, значит, мы и запишем это дело рядом со временем 10:00.

— А айкидо мы запишем рядом с числом 18:00?

— Совершенно верно!

— А теперь остальные дела запишем между ними, да? — спросил Федя.

— Нет, мы сделаем иначе, — возразила мама. — Остальные дела запишем справа, прямо списком. И пронумеруем их с учётом наших приоритетов. Покупку корма поставим на первое место. Затем напишем про уборку клетки, чтобы всем хорошо дышалось в квартире. Потом пойдут уроки на понедельник. После самое время погулять. Ну и, конечно, дрессировка кролика, без неё никак.

История про Федю Забывакина

— Мама, я не понял две вещи, — сказал Федя. — Первое — как же теперь этот план выполнять? А второе — разве нельзя было все задачи сделать «жёсткими»? Например, решить, что я с двух часов до трёх делаю уроки, потом с трёх до четырёх — гуляю, затем с четырёх до пяти — играю с кроликом. Разве так не проще?

— Давай по порядку. Ты смотришь в левую часть и видишь свои жёсткие дела. Исходя из того, во сколько они начинаются, ты рассчитываешь время на сборы и на дорогу и это время ничем другим не занимаешь. А в свободное от жёстких дел время ты спокойно выполняешь гибкие дела, записанные справа, — ответила мама.

— Теперь давай разберёмся со вторым вопросом — зачем нужны две колонки и не проще ли обойтись одной. Так можно, многие это и делают — просто расписывают все свои дела по времени, не разделяя их на жёсткие и гибкие.

Но тогда получается, что все дела невольно становятся жёсткими, что не всегда удобно. Например, ты написал, что будешь убирать кроличью клетку ровно в 14:00, но к этому времени не успел закончить домашнее задание или бабушка позвала обедать. И что тогда? Бросать все и чистить клетку? Или продолжать заниматься другими делами и переживать, что не выполнил собственный план?

Кроме того, могут возникнуть новые дела, например бабушка попросит сходить в магазин. Ну и как это сделать, если у тебя уже все расписано по часам? А если гибкие дела не привязаны ко времени, а записаны списком с учётом приоритетов, то тогда ты спокойно можешь найти место в этом списке для нового дела с учётом его приоритета.

Уважаемый читатель, а у тебя бывало так, что ты не выполнил жесткое дело или выполнил его недостаточно хорошо — пропустил занятие или опоздал на встречу, потому что занимался гибкими делами, которые вполне можно было бы сделать в другое время? Составь список дел на завтра. Укажи слева жёсткие дела, а справа — гибкие. Гибкие дела записывай с учётом их приоритета. Успехов!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Как научить ребенка планировать свой день?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

17.09.2015
Обновлено 05.06.2020
Близкие по теме статьи
Как планировать время, чтобы успеть и за ребенком в школу, и в спортзал
Как планировать время, чтобы успеть и за ребенком в школу, и в спортзал
Как перестать опаздывать и больше успевать: готовимся к учебному году
Как научиться не откладывать на потом? 2 истории и 5 советов
Как научиться не откладывать на потом? 2 истории и 5 советов
Начало выполнения задания: развитие навыка у первоклассников и подростков
Как правильно составлять план дел на неделю?
Как правильно составлять план дел на неделю?
Управление временем: как правильно составить план на неделю. Чем план на неделю лучше чем простой список дел?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!