Содержание:

Бывает, что ученику неплохо дается русский язык в начальной школе, но вот запоминать словарные слова и тем более писать диктанты не получается — слишком много ошибок. Повысить грамотность помогает прием, который называется "орфографическое чтение".

Если регулярно давать школьникам задание читать тексты вслух, чётко проговаривая слова по слогам, а потом их записывать, они запомнят форму слов через артикуляционную моторику.

  1. Берём любую детскую художественную книгу или специальное упражнение из сборника диктантов (тексты для орфографического чтения — ниже). Предлагаем ребёнку прочитать его вслух по слогам (как пишется).
  2. Даём задание выписать наиболее трудные для него слова. Затем просим по возможности объяснить правописание этих слов или обыграть с помощью одного из приёмов запоминания — например, графических ассоциаций.
  3. Отвлекаем ученика другим небольшим заданием. Например, можно нарисовать к тексту иллюстрацию.
  4. Теперь диктуем исходный текст, чётко проговаривая слова (орфоэпическая диктовка). Ребёнок записывает. Не разрешаем пользоваться книгой и списком слов.
  5. Предлагаем самостоятельно проверить написанное, не заглядывая в книгу.
  6. Закрываем тетрадь с диктантом, открываем образец текста в книге и просим посмотреть написание слов, насчёт которых возникли сомнения.
  7. Закрываем книгу, открываем тетрадь и предлагаем ученику по памяти исправить свои ошибки.
  8. Проверяем написанное. При необходимости вместе делаем работу над ошибками.

Метод орфографического чтения хорошо себя зарекомендовал, есть много положительных результатов. С помощью него писать грамотно учатся даже старшеклассники.

Но упражнение это не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается, и дети начинают непроизвольно зевать. Для орфографического чтения тексты надо подбирать небольшие, но насыщенные достаточно трудными для ребёнка словами. Вот варианты текстов из "Азбуки" Льва Толстого.

К содержанию

Мудрый старик

Старик сажал яблони. Ему сказали:

— Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

К содержанию

Собака и ее тень

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки; того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём.

К содержанию

Ворон и лисица

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

К содержанию

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

К содержанию

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.