Содержание:


В ряду справочников и пособий по русскому языку появилось новое, веселое и толковое. "Неучебник по русскому языку" обещает выйти в нескольких частях (пока готовы учебники по орфографии, охватывающие программу 5-6-го классов) и помочь тем, кого школьное преподавание только запутывает. Хорошим подспорьем "Неучебник" будет и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Каждая глава состоит из короткого смешного рассказа, объяснения и упражнений. Предлагаем пример изложения сложной темы — чередование гласных в корне.

Орфография русского языка

Репетиция

— Коля, сыграешь, не забудь поклониться, — сказала учительница по фортепьяно.

— Я не привык кланяться, — гордо сказал Коля. Он прочитал эти слова в книге "Последний из могикан".

— Но ведь это... — растерялась учительница. — Это кон...

— Концерт окончен! — перебил Коля.

Хлопнул крышкой рояля и бесшумно, как последний из могикан, ушёл со сцены.

К содержанию

Чередование гласных в корне

Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской орфографии, который предполагает единообразное написание всех значащих частей слова — морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Однако в рассказе Артура Гиваргизова "Репетиция" есть два однокоренных слова, написание которых нарушает морфемный принцип: в одном слове в корне пишется буква а, в другом в том же корне — буква о. Получается, что один и тот же корень записывается по-разному.

Это глаголы кланяться и поклониться. В клaняться ударение падает на корень, и мы пишем а. В поклони΄ться корень безударный, но мы легко вспомним слова поклoн и поклoнник, где под ударением слышится [о]. Это называется чередованием гласных в корне.

Корней с чередованием гласных в русском языке не так много. Их можно разделить на четыре группы — в зависимости от того, что влияет на выбор гласной буквы, обозначающей безударный звук:

  • гласная буква постоянна (её нужно запомнить);
  • согласные, следующие за гласной;
  • наличие суффикса а, следующего непосредственно за корнем;
  • значение.

Упражнение. Перед вами группы однокоренных слов, содержащих корни с чередованием. Однако в каждой группе есть лишнее слово — не однокоренное с остальными. Назовите эти лишние слова.

  1. Загореться, загар, возгорание, гора, прогореть, пригарь.
  2. Зарево, зорька, зарница, озорничать, зоренька, заря.
  3. Вскочит, вскачь, раскачка, заскочить, подскок, соскакивать.
  4. Сесть, приседания, непоседа, засиживался, седовласый, насиделся.
  5. Собираться, выберусь, заберётся, отбирать, проберусь, пробирка.

К содержанию

Когда безударную гласную нужно запомнить

В эту группу входят четыре корня:

гор // гар
клон // клан
плов // плав
зор // зар

В этих корнях встречаются и буква о, и буква а. Под ударением, естественно, мы пишем так, как слышим: загaр, поклoн, клaняться, плaвать, зaрево, зoрька. В безударном же положении действуют особые правила. Вот они.

  1. В двух из названных корней в безударном положении пишется буква о. Это корни гор, клон: горeть, клони΄ться.
  2. В двух из названных корней в безударном положении пишется буква а. Это корни плав, зар: плавни΄к, зарни΄ца.

Для последнего правила есть исключения:

  1. при΄гарь (слово из разговорной речи, означает "привкус дыма, гари в пригоревшей пище");
  2. пловeц, пловчи΄ха.

О корне плав // плов надо сказать отдельно. Для него есть ещё и такие варианты — плыв // плы: плыть, заплыть, заплывать. В их написании обычно никто не ошибается, поскольку даже в безударной позиции они произносятся иначе. Нужно запомнить только два интересных слова — плаву΄н (водяной опоссум) и плыву΄н (насыщенный водой грунт).

В школьном курсе русского языка обычно в этой группе рассматривают ещё корень твор // твар. Исторически это, действительно, один корень, имевший два варианта. Однако со временем варианты очень сильно разошлись по значению и стали самостоятельными корнями.

Первый вариант связан с идеей творчества и творения и пишется с буквой о не только в ударной, но и в безударной позиции: творить, твoрческий, творeц, творeние, болезнетвoрный.

Второй вариант встречается в нескольких словах, изначально связанных с идеей творения, но по существу потерявших или теряющих эту связь. Он также может встречаться и в ударной, и в безударной позиции: тварь, тварюга, утварь.

Устаревающее слово утварь означает "совокупность предметов, необходимых в обиходе", то есть посуда, хозяйственные принадлежности, мебель и т.п. Сегодня в нём уже нельзя выделить корень твар, правильнее говорить о корне утварь: приставка у уже слилась с корнем.

Слово тварь сохраняет определённую связь с идеей творения в таких сочетаниях и выражениях, как божья тварь или всякой твари по паре. Однако эта связь едва ли чувствуется в распространённом бранном употреблении по отношению к животным или людям (в значении "подлый, мерзкий человек"): Этот осёл — такая упрямая тварь. В общем, и само слово тварь, и однокоренное слово тварюга пишутся с буквой а.

Программа по русскому языку

Упражнение 1. Какое утверждение в каждой паре является верным?

А

  1. В слове з_ря пропущена гласная о, так как проверочное слово зори.
  2. В слове з_ря нужно написать букву а, потому что это корень с чередованием и в безударной позиции в нём всегда пишется а.

Б

  1. Слово скл_ниться пишем с буквой о: без ударения всегда клон.
  2. Слово скл_ниться пишем с буквой а: без ударения всегда клан.__

В

  1. Слово приг_реть пишем с буквой о: без ударения всегда гор.
  2. Слово приг_реть пишем с буквой а: проверочное слово гарь.

Г

  1. В словах разг_реться и г_рдиться корень с чередующейся гласной гор.
  2. В словах разг_рался и г_рдимся корни разные, но писать в обоих словах нужно о.

Д

  1. В корне слова пл_вец пишется а, так как безударный гласный в этом корне всегда обозначается буквой а.
  2. В корне слова пл_вец пишется о. Безударный гласный в этом корне обозначается буквой а, но слово пл_вец — исключение.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Заг_рать на солнышке, удочка с попл_вком, накл_нилась к земле, яркие з_рницы.
  2. Встать на з_ре, покл_нился королеве, приг_ревшая каша, российские пл_вчихи.
  3. Откл_нюсь от маршрута, не спал от з_ри до з_ри, спл_влять лес по реке, г_релые спички.
  4. Пл_вучий остров, оз_рился лучами солнца, скл_ниться над рекой, сг_рел в пожаре.
  5. Каша с приг_рью, птица з_рянка, прикл_нять к земле, запл_вать за буйки.

Упражнение 3. В корнях слов пропущены проверяемые и непроверяемые, а также чередующиеся гласные. Вставьте их. Слова с чередованием гласных подчеркните. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

  1. Зайти в г_раж, двигатель внутреннего сг_рания.
  2. Скл_нился над рекой, кл_нировать мамонта.
  3. Держаться на пл_ву, ул_вить настроение.
  4. Г_рящий лес, какой-то буг_рок.
  5. Вз_рвался аплодисментами, пришло оз_рение.
  6. Благотв_рительная акция, отв_рите ворота.
  7. Крупный бакл_жан, покл_нение солнцу.
  8. Встретил з_рю, раз_рённая земля.
  9. Бутерброд с марг_рином, предотвратить возг_рание.

Упражнение 4. Перепишите предложения из повестей Астрид Линдгрен про девочку Пеппи. Подчеркните слова с чередованием гласных в корнях, написание которых в безударной позиции нужно запомнить. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

1. Одно за другим гасли окна во всех окрестных д_мах, но в домике Пеппи _гонь всё г_рел. 2. Пеппи скл_нила гол_ву и кинула к_сой взгляд на Томми, Аннику и на их т_релки с кашей. 3. По всем улицам б_жали дети, и Пеппи едва посп_вала разд_вать г_рстями к_нфеты. 4. На террасе г_рела большая св_ча, и свет её кр_сиво оз_рял заснеженные кусты. 5. В какой ряд мне ст_новиться, если у нас в с_мье нет четырнадцати д_тей, из которых тринадцать — оз_рные мальчишки, а ш_коладную сиг_рету так здорово прикусить уголком рта, чтобы вкус ш_колада смешался со вкусом м_линового м_рмелада! 6. Оттуда высунулся огромный пл_вник, который быстро двигался по напр_влению к Томми. 7. Они притв_рились, будто приплыли на остров вовсе не для того, чтобы завл_деть жемчугом, а только ради неб_льшой приятной экскурсии.