Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила. Один из них — метод графических ассоциаций.
Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке "проблемную" букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.
Например, нужно запомнить слово "корзина". Мы говорим "кАрзина", а пишем "кОрзина". Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву "О".
![Как выучить словарные слова Как выучить словарные слова](https://img.7ya.ru/pub/img/26466/10.jpg)
"Проблемную" букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!
Попробуйте ещё. Говорим слово "пугАвица", пишем — "пугОвица", рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву "О".
При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом "корова".
Даёт корова молоко. Мы находим в слове "кОрОва" и на рисунке буквы "О". Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.
![словарные слова в начальной школе словарные слова в начальной школе](https://img.7ya.ru/pub/img/26466/12.jpg)
Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.
На одном из занятий нужно было запомнить слово "автобус". В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву "В" на колёсах. Но тут один мальчик сказал: "Ой, смотрите, сиденье похоже на букву "В". Такой "ВВВесёлый" автобус легко запомнить.
![Развиваем абсолютную грамотность Развиваем абсолютную грамотность](https://img.7ya.ru/pub/img/26466/121212.jpg)
А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву "О" легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.
Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв "О". Букву "А" на рисунке найти невозможно.
![запоминать словарные слов запоминать словарные слов](https://img.7ya.ru/pub/img/26466/14.jpg)
Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово "апЕльсин". На апельсине буква "Е" не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву "Е".
Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.
Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.
![метод графических ассоциаций метод графических ассоциаций](https://img.7ya.ru/pub/img/26466/1-1.jpg)
Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.
Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.
Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.
![метод графических ассоциаций метод графических ассоциаций](https://img.7ya.ru/pub/img/26466/2-2.jpg)