Как легче запоминать словарные слова в начальной школе

Как научиться писать грамотно: графические ассоциации

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,1 из 5 (24 оценки)

Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила. Один из них — метод графических ассоциаций.

Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке "проблемную" букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.

Например, нужно запомнить слово "корзина". Мы говорим "кАрзина", а пишем "кОрзина". Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву "О".

Как выучить словарные слова

"Проблемную" букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!

Попробуйте ещё. Говорим слово "пугАвица", пишем — "пугОвица", рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву "О".



При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом "корова".

Даёт корова молоко. Мы находим в слове "кОрОва" и на рисунке буквы "О". Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.

словарные слова в начальной школе

Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.

На одном из занятий нужно было запомнить слово "автобус". В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву "В" на колёсах. Но тут один мальчик сказал: "Ой, смотрите, сиденье похоже на букву "В". Такой "ВВВесёлый" автобус легко запомнить.

Развиваем абсолютную грамотность

А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву "О" легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.

Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв "О". Букву "А" на рисунке найти невозможно.

запоминать словарные слов

Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово "апЕльсин". На апельсине буква "Е" не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву "Е".

Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.

Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.

метод графических ассоциаций

Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.

Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.

Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.

метод графических ассоциаций
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как легче запоминать словарные слова в начальной школе"

Вы не авторизованы.

Статья в определенном :) смысле хорошая, так что не буду держать комментарии при себе.
Тема мне важна - сын во втором классе, и с русским языком у него не очень. Итак, читаю.
"Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию".
Читаю еще раз. Серьезно - автор считает, что словарные слова запоминают НА СЛУХ?!
Эм... Ладно, возможно, автор неудачно выразил свою мысль. Хотя автору, неудачно выражающему свои мысли, возможно, не стоит выражать мысли о правописании на русском языке.
Читаю дальше - предлагается на рисунке кОрзины найти букву О для запоминания этого слова. Смотрю я на рисунок и отчетливо вижу букву А - ручка корзины + бортик корзины. Задумчиво зову сына, предлагаю на рисунке найти букву. Он находит через минуту - ту же букву А.
Эм... Ладно, возможно, автор неудачно подобрал иллюстрацию. Хотя неудачно подобранная иллюстрация для метода ГРАФИЧЕСКИХ ассоциаций как минимум странна.
Читаю дальше - в качестве очередного примера приводится слово "поролон". Задумчиво смотрю на заголовок статьи: "Словарные слова в начальной школе". То есть автор считает, что "поролон" - словарное слово из начальной школы.
Слово поролон, конечно, сложное и красивое, и писать его надо правильно. Но статья же для тех, у кого проблемы в начальной школе со словарными словами? Или статья лишь повод автору покрасоваться удобным надуманным примером, не имеющим отношения к реальным проблемам младшешкольника? Честное слово, мне с сыном не до поролона, нам бы через слова попроще прорваться... Кстати, я не поленилась полазить по школьным учебникам, это слово и в старших классах не упоминается. Есть "поровну", есть "пороша", а "поролон" за пределами школьной программы.
Длинно получается, так что дальше бурчать не буду, подведу итог - выражаю глубокое сомнение в профессионализме автора.
2020-01-27, Лабрика
Тоже удивилась слову "поролон". Совсем не ассоциируется со школой.
И тоже не нашла буквы "О" в нарисованной корзине, разве что заклёпки.

Когда пишется словарный диктант, этот метод еще может сработать. Но когда сочинение - нет. Только автоматизм, когда рука сама пишет.
2020-01-28, Julinika
Естественно, методы работы со словарными словами подбираются доступными ребенку. Только автор пишет не об этом, а о чем-то своем. Но, чтобы это понять, мне пришлось внимательно прочитать статью. Времени своего жалко :(
2020-01-28, Лабрика
Мне кажется, нужно с учётом ребенка все это делать
Кому-то прописать пару раз, кому-то разрезать слово на буквы, и пусть обратно слово собирает.
2020-01-27, Шиповник (экс-Василиса)
ну тут раз на раз не приходится. только учение и писание - сочетание методов работает. по другому никак
2020-01-29, МаленаРТ
До сочинений мой еще не дорос, но и в диктантах - помогает только зубрежка и повторение :(
2020-01-28, Лабрика
Поделитесь:

27.01.2020
Обновлено 27.01.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как научить ребенка грамотно писать диктанты
Как научить ребенка грамотно писать диктанты
Что такое орфографическое чтение
Ребенок плохо пишет? 10 упражнений от нейропсихолога
Ребенок плохо пишет? 10 упражнений от нейропсихолога
Как запоминать словарные слова и грамотно писать в начальной школе
Ребенок плохо пишет? 7 занятий на мелкую моторику для школьников
Ребенок плохо пишет? 7 занятий на мелкую моторику для школьников
Упражнения для мелкой моторики: что кроме рисования и лепки
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!