Наш Крит, или Крит наш!!

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (33 оценки)

Отдохнули мы замечательно. Времени на осмотр всего запланированного не хватило, хотя я и так уж сократила "план мероприятий" до минимума... Но то, что видели, понравилось очень-очень!

Отель "Arina Sand Beach" 4* all inclusive (Коккини-Хани, 10 км от Ираклиона) мне понравился, хотя прошлогодний (Халкидики, п-в Кассандра, отель "Kassandra Palace") был симпатичнее и душевнее, и еще там было больше зелени. Крит вообще не очень "зеленый". Зато в нынешнем отеле очень активно работали аниматоры (несмотря на начало сезона), а я впервые приобщилась к водной гимнастике вместе с немецкими гражданками (соотечественницы почему-то уклонялись). А еще мы пили много "халявного" вина и коктейлей. Даже перед отъездом умудрились примчаться к открытию бара и "принять" на дорожку: бар открывается в 10:00, а автобус (даже такси нам подали на обратном пути) - в 10:10...

Около пещеры Идеон-Андрон

Обширную программу мы реализовали далеко не полностью. Машину я брала на неделю, так что куда успели - то и наше. Ездили больше не по "туристическим тропам", а по мною вычитанным маршрутам. Мы даже из двух предлагаемых пещер рождения Зевса выбрали не туристическую, а заброшенную (и потому бесплатную), но зато с останками железной дороги перед входом в пещеру. Мой ребенок, обожающий поезда и железные дороги, был счастлив, увидев рельсы. И это после полутора километров подъема в гору по песчано-каменной тропинке. Честно говоря, я сыном даже возгордилась, потому что он и не пискнул по дороге, а уж увидев рельсы, вообще решил принять около пещеры политическое убежище. А в другой пещере мы видели летучих мышей...

Кноссос осмотрели исключительно "для галочки" и, честно говоря, мне даже жалко потраченных на него полдня. Значительно интереснее раскопки в Фестосе, где развалины только откапывают, а не "строят", как Кносский дворец. И в Фестосе можно везде лазить и всё смотреть... Митя там носился как угорелый, я даже не успевала его отслеживать. Примерно, как в прошлом году в Олинфосе, но даже еще быстрее.

Монастырь Саввафианон, дорожка к часовне Св.Антония

Были в трех монастырях: Саввафианон, Панагия Калевиани и Хрисоскалиссос, два первых - женские. Вот они - это точно "рай на земле". Именно там я поняла, почему люди уходят в монастырь... Потому что по российским реалиям мне монастыри больше тюрьму напоминают, а не благодать. А там - тишина и пение канареек, необыкновенной красоты цветы и деревья, покой, неспешность... всё красиво, чисто, покрашено, восстановлено - словами не передать ощущения, которые я там испытала. Хотя, честно скажу, что очень далека от церкви и веры. Даже хотелось задержаться на день-другой... И очень приветливые монахини (опять же в отличие от России). Тем более видя в нас единоверцев, даже пытались разговаривать. Общего языка мы не нашли, но познакомиться нам это не помешало, и нам показали в храме иконы Св.Алексия (святой моего мужа) и Димитрия (святой нашего сына).

Вид на о-в Спиналонга

Тягу к мореплаванию мы удовлетворили краткосрочным круизом к о-ву Спиналонга с древней крепостью. Облазили всё, поднялись на самый верх, рискуя переломать шеи, особенно при спуске обратно... Зато сверху такой пейзаж открывается. А гиды предлагают поездку туда с каким-то пикником за 42 евро с носа, мы же ограничились 20 евро за взрослые билеты на кораблик и по 2 евро за вход в крепость, а также кучей свободного времени на другие цели.

И вообще, было очень здорово! Митя с удовольствием осматривал пещеры, раскопки, монастыри...

А теперь рассказ с подробностями, точнее, Хронология путешествий

В этот раз мне очень удачно удалось совместить и культурную программу, и растительно-отдыхательно-расслабленно-коктейльный отдых. Безусловно, положительную роль сыграла хорошая погода, которая была все дни, кроме дня нашего приезда. Представьте моё состояние, когда мы улетали из солнечной, пусть и не очень жаркой Москвы, а прилетели в облачно-ветренный Ираклион.

Приехали мы в отель, поселились, выглянули в окно... Пришли в ресторан на обед, А ТАМ... там все отдыхающие немецкие туристы в куртки-ветровки наряжены, а у нас из "теплых" вещей только джинсовые куртёночки... И я сильно расстроилась, представив себе такие перспективы на отдыхе. Вот, думаю, неразумная женщина, опять не ту одёжку с собой привезла... зачем, думаю, мне майки-купальники, лучше бы свитер теплый взяла. В таком моем настроении мне и отель не приглянулся.

После обеда мы легли отдохнуть, потом уже и к ужину время подошло... Выпила я вина, потом еще коктейль попробовала, и подумала, что не надо расстраиваться, всё равно ж мы на отдых приехали, значит НАДО расслабиться и получить удовольствие. Утром открываю балкон и вижу - голубое небо и солнышко, хотя и сильный ветер. Короче, жизнь стала налаживаться. Я тут же нашла положительные стороны отеля и номера: номер большой (больше всех стандартных предыдущих, где я бывала), есть дверь между предбанником и основной комнатой (небольшое дополнительное ограждение от редкого шума в коридоре)... опять же полная халява (конечно, уже оплаченная) с питанием и выпиванием. Так что после завтрака мы с Митей решительно двинулись к бассейну занимать лежаки! И понеслось... ОТДЫХ! УРА!!!

Закат

День третий - погода всё лучше и лучше! А мы решили ознакомиться с окрестностями... и не просто так, а прокатиться на экскурсионном паровозике. Митя был доволен, рад до безобразия! А в процессе катания мы познакомились с семьей соотечественников - мальчик Артем 8 лет с папой. Артем стал для Мити лучшим другом и наставником на время отдыха. Потом обед, а во время Митиного тихого часа я отправилась к бассейну - читать и загорать под зонтиком. И заодно коктейлем побаловаться. Дальше ужин и вечерние "посиделки" на веранде с коктейлем, которые в дальнейшем вошли в добрую ежевечернюю традицию.

День четвертый - ветер стих! И по этому поводу начались организованные активные игры на свежем воздухе. А я в первый раз в жизни подалась в бассейновую зарядку (аэробикой эти движения назвать язык как-то не поворачивается). Мите был выдан небольшой стаканчик с мороженым, троллейбус и кресло около мелкой части бассейна, чтобы ему было нескучно поджидать маму-спортсменку. Далее по плану: обед, отдых, ненадолго на пляж, ужин, отдых на веранде...

Дни пятый и шестой чем-то напоминали четвертый, с единственным отличием, что в один из вечеров мы прогулялись по ближайшему поселку Коккини-Хани. Осмотрели местные раскопки минойского дворца Ниру (к сожалению, посмотреть удалось только из-за ограды, т.к. для доступа туристов раскопки открыты до 15:00, а мы пришли уже под вечер), зашли в маленькую церковь, прогулялись по сувенирным лавочкам, заглянули за забор соседнего отеля "Knossos Beach"... А вот на седьмой день, то бишь в субботу, начался период аренды авто. Но это уже совсем другая история...

Итак, в 8:30 мы встретились с тетенькой-водительницей, пригнавшей нам серебристую машинку Hunday Getz. Машинка симпатичная, но в процессе эксплуатации выяснилось, что маломощная - не чета нашему прошлогоднему "железному коню" Fiat Punto. Но главное - не предоставили детского сиденья, сказали, что у них сиденья только для маленьких детей, нашему ребенку уже не подойдет. Пришлось в дальшейнем для Мити на заднем сиденье "свить гнездо" из пляжных полотенец.

Плато Ида

После оформления всех документов мы поднялись в номер, окончательно собрали вещички и поехали. В планы первого дня наших путешествий входили две пещеры - Сфендони и Идеон Андрон. Вторая является "неофициальным" ("нетуристическим") местом, где родился и провел детство Зевс. О том, что к этой пещере мы топали пешком полтора километра в гору, я уже писала. И об обнаруженных там рельсах старой железной дороги тоже. А еще во время нашего подъема мы видели много-много горных коз, которые ходили по отвесным скалам и еще умудрялись находить какие-то травки-кустики, чтобы подкрепиться. И все были с колокольчиками, а это значит, что они знают дорогу к себе домой, хотя поблизости жилищ не наблюдалось. Только красивая долина в окружении гор. Сама пещера представляет собой большой грот, проходы вглубь завалены. Но на ступеньках лежал снег! Откуда он там?.. Жаль, мы не догадались слепить снеговичка... Виды на плато Ида с уровня пещеры я даже не берусь описать.

Первая из посещенных нами в этот день пещер - Сфендони - очень красивая, много интересных сталактитов, в ней живут летучие мыши и еще 15 видов живности: скорпионы, жучки, змеи, даже бабочки. Для осмотра открыто 150 метров из общих 270. Над пещерой на 25-30 метров возвышается гора. К сожалению, фотографировать в пещере не разрешают, потому все мои впечатления на видеокассете.

На этом наш первый день путешествий был окончен, и мы отправились в обратный путь. Обратно, конечно, ехать было легче и быстрее по уже знакомой дороге.

А на следующий день мы ожидали прибытия папы :-)

Итак, день восьмой, ожидание папы!

У бассейна

Не помню, упоминала я или нет, но наш отель расположен недалеко от аэропорта. Но расстояние, в общем-то, не так важно, важно другое - именно над нашим отелем проходит посадочная траектория самолетов. Кому-то это покажется ужасным, но меня это совершенно не обременяло. Находясь на улице, на самолеты вообще внимания не обращаешь, только в номере гул слышнее. Но я и сама в центре города живу, понятное дело, что привычная к шуму. И самолеты "над нами" уже идут на снижение, т.е. хорошо просматривается название авиакомпании. К тому же мы знали время прибытия нашего рейса и потому... в 11:30 местного времени мы увидели вожделенный самолет а/к Трансаэро, который примчал на Крит нашего папочку! Митя радостно закричал на весь пляж: "Это папин самолет!!! С красно-синим хвостом!" И мы помахали рукой.

Помня, что мы оказались в отеле в 12:30, решили уйти с пляжа пораньше, чтобы как следует подготовиться к торжественной встрече. Но, как ни странно, ни в 12:30, ни в 13:00 Алексея (моего мужа) так и не было. Он прибыл в начале второго, когда уже начался обед. Оказалось, что на паспортном контроле был только ОДИН пограничник из трех возможных. А в это время приземляются подряд три рейса... Вот и очередь.

В общем, мы от нетерпения даже в фойе спустились и встретили Алексея, выходящего из автобуса. Потом пошли на торжественный семейный обед. В этот день мы, конечно, никуда не ездили, а просто отдыхали на территории отеля с неизменными вечерними коктейлями. Ну а на следующее утро я, как изверг, с утра пораньше запрягла своих мужчинок на экскурсию.

Кносский дворец

День девятый. Этот день пришелся на понедельник, когда многие достопримечательности имеют обыкновение закрываться на выходной день. Потому накануне пришлось с пристрастием расспросить гида, чтобы она подтвердила вычитанную мною в путеводителе информацию о том что, например, раскопки Кносского дворца открыты ежедневно. Гид, видимо, не уверенная в своих знаниях так, как я в своих, позвонила кому-то из сослуживцев, чтобы получить точный ответ. Итак, окончательно и бесповоротно убежденные в доступности Кноссоса в понедельник утром, мы выдвинулись в первое "общесемейное" турне - мы поехали осматривать самую знаменитую достопримечательность Крита - Кносский Дворец, он же Лабиринт Минотавра. Пересказывать не буду, поделюсь впечатлениями от увиденного...

Для начала небольшое вступление. Раскопки Кносского дворца начал в прошлом веке английский археолог сэр Артур Эванс. Ему даже бюст в первом дворике дворца установили. Видимо, благодарные откопанные греки. И методика этого сэра Эванса заключается в том, что раскопки не только раскапываются, но и строятся частично заново, при этом они элегантно обрываются, например недостроенные колонны, создавая впечатления античного происхождения. В общем, там идет активное строительство Кносского дворца.

Мы видели две строительные бригады, которые "восстанавливали" стены. Есть несколько восстановленных, то бишь построенных и заново расписанных, портиков и стен в залах. Вот так и предстал перед нами древний греческий дворец минойской эпохи - под вывеской "строительство ведет греческое СМУ". Народу уже в начале мая было много, а что там будет в сезон мне и представить страшно. Почти никуда нельзя зайти, всё огорожено. В общем, какое-то странное ощущение осталось. Честно скажу, после нашей прогулки по раскопкам Олинфоса (Халкидики, п-в Ситония) я эти развалины и не восприняла.

Чтобы сгладить впечатление, произведенное Кноссосом, мы решили сделать следующим пунктом нашей программы прогулку на кораблике к острову-крепости Спиналонга и, соответственно, вояж по этой крепости. Я уже писала, что гиды предлагают эту экскурсию совместно с каким-то пикником на другом островке, и стоит эта поездочка по 42 евро с человека. Но я, когда брала авто, поинтересовалась, можно ли самостоятельно добраться до острова (вспомнив наш прошлогодний круиз вокруг Афона). Мне сказали, что из порта Элунда на остров ежедневно и постоянно ходят кораблики. Так мы и поступили.

Крепость Спиналонга

Доехали до Элунды, увидели в порту рекламный щит, предлагающий этот, и еще многие другие, круизы. По 10 евро с взрослого, Митя бесплатно, 15 минут плавания - и мы на острове! На осмотр крепости дается один час, потом этот же кораблик отвозит всех обратно. Мы подошли очень удачно: кораблик был уже почти заполнен пассажирами, и мы отчалили через 5 минут. Море очень-очень красивое, вода прозрачная... плыли и любовались. В крепости мы, конечно же, полезли туда, куда никто не ходит - на самый верх. Дорога была нелегкая - вверх по узкой тропинке, по песку и камням... Но зато мы были вознаграждены великолепным пейзажем!!! Немного полазили наверху, и решили, что пора бы уже и обратно спускаться, а то кораблик упустим.

После Элунды мы заехали в город Агиос Николаос. Собственно, город ничем особым не примечателен, кроме находящегося в нем озера. Когда-то озеро было пресноводным, но затем его соединили с морем, и стало оно тоже соленое. Мы зашли в кафешку, перекусили, и поехали в отель. Надо уж было поторопиться, чтобы провести вечер согласно нашей традиции - ужин и по три коктейля...

Пещера Мелидони

День десятый. Мы поехали на Запад острова по маршруту: женский монастырь Саввафианон - деревушка Фоделе и домик, где вроде бы родился художник Эль Греко (в путеводителе сказано, что это "развалины дома", а на самом деле там стоит довольно целый каменный домишко) - пещера Мелидони - озеро Курнас.

Свои ощущения от посещения монастырей я уже пыталась передать, не буду повторяться.

Пещера Мелидони оказалась не такая красивая и ухоженная, как предыдущая (Сфендони), но здесь можно было ходить самостоятельно и фотографироваться внутри. Единственное, нас заставили сдать сумку перед входом в пещеру, видимо, боялись, что мы наломаем на память сталактитов. Но мы и по карманам могли бы напихать при желании.

Озеро Курнас - это единственное пресноводное озеро на Крите. В рекламах говорится, что там можно увидеть черепашек... К сожалению, черепашек нам найти не удалось. Возможно, надо было уплыть куда-то подальше, а у нас было мало времени на дальние путешествия. Зато мы видели нескольких плавающих ужей, двух крабов около берега, а еще очень старательно обходили по берегу местного гуся. А пока мы плавали на катамаране, Митя пускал мыльные пузыри. Пузыри очень долго летали, и даже, опускаясь на воду, не лопались, а плыли или взлетали, и продолжали своё странствие. Вода в озере прозрачная. У берега мелко, и вода светлая, а в центре озеро очень глубокое, и цвет воды там синий-синий. К сожалению, из-за нехватки времени искупаться не удалось.

Монастырь Панагия Калевиани, главная аллея

День следующий (одиннадцатый) был ознаменован поездкой на южное побережье острова, омываемое Ливийским морем. А мы жили на северном побережье, как бы "напротив". По дороге мы посетили женский монастырь Панагия Калевиани, затем поехали на раскопки Фестского дворца - второго по значимости и величине после Кноссоса, затем на побережье в Маталу.

Монастырь великолепен!!! Я бы с удовольствием провела там несколько дней, тем более что у них что-то типа отельчика-общежития, видимо, для паломников. Зашли мы в храм, затем в старую маленькую часовню, в сувенирной лавочке купили Мите иконку и маленькую игрушку - кошку, видимо, сшитую послушницами монастыря. В лавочке было много рукодельных изделий, мы подумали, что они изготовлены в монастыре.

Прогулка на раскопках Фестоса мне очень понравилась. Во-первых, народу меньше. Или, может быть, нам повезло, и мы не столкнулись ни с одной экскурсионной группой. Во-вторых, везде можно заходить и залезать. Я уж подумала, что лучше бы они хоть что-то огородили, а то я Митю не успевала отлавливать на стенах и около ям... Ребенок набегался вволю, потом мы немного посидели в тенечке, и на прощание прихватили на память кедровую шишку. Дворец расположен на вершине холма, и виды вокруг красивые. Раскопки продолжаются, так что лет через 10-15, думаю, территория для осмотра значительно расширится - надо будет повторить вояж.

Матала, вид на скалу

После Фестоса мы поехали к морю, к пляжу - в Маталу. Точнее говоря, это не просто пляж, но и достопримечательность. Здесь находится скала, в которой были сделаны погребальные пещеры... когда-то давно... Сейчас пещеры пустые, но полазить по этой скале очень интересно. Митя опять же припустил куда-то вверх, даже не удосужившись проверить, где, собственно, его родители. Он залез в какую-то пещеру, а там оказались переходы между ними - так что вылез Митя наружу уже совсем в другом месте. Пещеры низкие, там даже Митя мог только согнувшись передвигаться, а мы, взрослые, лишь заглядывали внутрь. Некоторые отважные особи залезали повыше, чтобы увековечить себя на фото. Мы не полезли, всё-таки я в Митиной ловкости сомневаюсь.

Ну а после осмотра пещер мы устроились на пляже, Митя отправился собирать камушки и ракушки, потом они с папой построили замок из песка, а я тем временем открыла морской купальный сезон. Вода, конечно, прохладная, входить трудновато, но я очень быстро привыкла и с удовольствием поплавала. И даже повторила.

Ираклион, церковь Св.Димитрия

После всех этих круизов мы решили на следующий день сделать перерыв и никуда не ездить. В общем, день провели в расслабленном состоянии в отеле, предоставили Мите возможность "поспать днем в кровати", о чем он уже неоднократно нас просил, а после его сна мы решили съездить в Ираклион - благо жили мы в 10 км от столицы Крита. Въехали в город со стороны порта, стали искать место для машинки. Конечно, свободных мест нет, зато кругом висят знаки, запрещающие стоянку машин. Пока мы искали парковку, заметили в переулке (но у них это, видимо, улица) церковь Св.Димитрия. После того как припарковали машину, первым делом зашли туда. Мите подарили открытку с изображением его святого, мы поставили свечку... Потом пошли в порт и в крепость. Затем немножко прогулялись по городу... Собственно, ничего необычайно красивого в Ираклионе мы найти не успели, просто "отметились".

Пещера Св.Софии, колокольня

День следующий (уже тринадцатый - дата календаря, кстати, тоже была "ого-го": 13 мая, пятница) был предпоследним днем нашего отдыха и последним днем аренды автомобиля. И мы задумали самую продолжительную поездку - на запад острова, точнее, на юго-запад. Расстояние, может, и небольшое - примерно 250 км (ежели сравнить с поездкой в Метеоры за 500 км), но дороги совсем не такие как на материке. В самом лучшем случае это трехполосный "серпантин", где средняя полоса по очереди переходит от одного направления к другому. Но после того как мы проехали самый западный крупный город Крита - Ханью, вообще начался серпантин - извилистый, узкий, вверх-вниз... И такого серпантина было не менее половины пути. Так что времени на дорогу мы затратили много.

Нашим первым пунктом осмотра была пещера Св. Софии. Пещера "неокультурена", т.е. денег за вход не берут, свет в ней не горит, зато и никто не ограничивает в осмотре. Митя взял с собой фонарик и торжественно освещал дорогу. Заодно получил прозвище "спелеолог". Тем не менее, умудрился упасть и удариться коленкой... В пещере находится церковь Св.Софии - самая настоящая, но очень маленькая церковь, и икона "Вера, Надежда, Любовь и матерь их София". И колокольня на краю пещеры. Очень красиво смотрится...

После этого мы поехали вдоль западного побережья на юг. Заехали осмотреть монастырь Хрисоскалиссос - "золотая ступень". По преданию, одна из ступеней, ведущих к монастырю, золотая, но увидеть её может только безгрешный человек. Никто, конечно, не видел, но и опровергнуть тоже нельзя. Монастырь очень красиво возвышается на горе - белый с синим. А в многочисленных отверстиях в стене живут ласточки.

Элафонисси, Митя покоряет морские глубины

Итоговой точкой нашего турне был запланирован пляж около острова Элафонисси. Во всех путеводителях написано, что это пляж с розовым песком. А в отзывах туристов я читала, что "так себе пляжик, совсем не розовый"... Я даже сомневалась, стОит ли нам ехать в такую даль. Зря сомневалась - очень красиво. До острова можно дойти по морю пешком, причем глубина - от щиколотки до колена взрослому человеку. Песок действительно с розоватым оттенком - необычно. Вода на мелкоте прозрачная-прозрачная, видно рисунок песка. Под водой явно чувствуются теплые и холодные источники, потому что в самом мелком месте вода оказалась самой холодной (хотя, казалось бы, должна хорошо прогреться).

Но главное - Митя впервые вошел в море!!! Сначала он немного поупирался, как обычно, но потом "вошел во вкус" и самостоятельно ушел вперед. Какая ж это радость, что ребенок наконец-то в морскую воду зашел! Дошли мы до острова, прошлись по нему немного, и потом вернулись на пляж к машине. Я, понятное дело, плавать, Митя и Алексей - строить замок, заодно еще ракушек насобирали. Вот бы где хорошо остановиться на пару дней и отдохнуть. Как же я позавидовала иностранцам, путешествующим в своих автофургонах - не надо никуда спешить, возвращаться в отель. А нам надо было уже собираться. Жаль...

В отель мы приехали уже поздно, за час до окончания ужина. Предложение мужа задержаться в номере, чтобы принять душ, было воспринято мною как издевательство над желудком - мы бы вообще в ресторан не попали. Так что быстренько переоблачились - и на ужин, потом коктейли, и спать. Спать улеглись поздно как никогда.

На следующее утро сдали на ресепшн ключи от авто, и периодически выглядывали, забрали нашу машинку или нет. День провели безмятежно, вечером прогулялись в деревушку и прикупили сувениров, а в ночи собирали чемоданы.

Вот и всё, отдых закончился, завтра утром мы улетали в Москву. На всякий случай бросили в море монетку - вдруг еще раз сюда вернемся... О том, что напоследок мы выпили по коктейлю за наш прекрасный отдых, я уже писала. А в 17:00, точно по расписанию, мы приземлились в Домодедово, где на паспортном контроле дама-таможенница начала меня выспрашивать, каким рейсом я прилетела и откуда. Эх, устала я, и домой хотелось, а то бы попрепиралась еще, почему меня не спросили, с какой целью я вернулась обратно. У них вообще-то очередь на паспортном контроле из пассажиров 5 самолетов, а они с каждым проводят "разъяснительно-воспитательные" беседы.

К сожалению, побывали не везде, где задумала... Не успели съездить в ущелье Превели и монастырь - а мне очень хотелось, но уже было не разорваться. Не побывали на острове Санторини... Не прогулялись по ущелью Самарья - ребенок еще маловат для таких походов... Зато у нас есть повод вернуться на Крит!