Воспитание мальчиков. Часть II

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди.

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди.

Воспитание мальчиков. Часть II

Где живет герой?

Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, это одна из ведущих тем отечественной литературы. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал молодой Толстой своими рассказами о героической обороне Севастополя! В русском языке даже существует слово, аналогов которому нет во многих других языках. Это слово «подвижничество» — подвиг как образ жизни, сама жизнь, тождественная подвигу.

Из рода в род передавалась память о героизме наших предков. И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример — установка на новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались. «Свято место» не пустовало никогда. Для чего это было нужно? — Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогикизиждется на авторитете взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоко научные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители. А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтические образцы героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове «подвиг»! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете. Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в том-то и дело, что в такие минуты включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Сегодня, пожалуй, впервые в русской истории, подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому, что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее. Теперь мы пожинаем первые плоды «негероического» воспитания, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься.

Спасителю папы — приз!

Несколько лет назад мы разработали анкету для подростков, посвященную героизму. Вопросы там простые, но очень показательные. Например: «Нужны ли герои?», «Хотел ли бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? Если да, то на кого?», «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?» Еще недавно большинство мальчишек отвечали утвердительно. Теперь все чаще пишут «нет». В последней подростковой группе, с которой мы занимались, семь мальчиков из девяти (!) заявили, что герои не нужны, похожими они на героев быть не хотят и о подвиге не мечтают. А вот девочки на все три вопроса ответили: «Да». Даже ученица вспомогательной школы написала, что если мир останется без героев, некому будет спасать людей. Так что у девочек с представлениями о героизме все оказалось в порядке. Но это какое-то слабое утешение.



Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Если вы помните, в начале 90-х годов в Балтийском море затонул паром. И во время катастрофы пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Тогда об этом много писали, и одна из молодежных газет обратилась к мальчику с призывом откликнуться — они хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы не могли на это не отреагировать. И включили в анкету вопрос о правомерности премирования человека призом за спасение папы. Еще пару лет назад практически все подростки писали, что, конечно, никакого приза не нужно. А многие поясняли: «Самая большая награда — то, что отец остался жив». Теперь мнения разделяются. В уже упомянутой подростковой группе девочки опять-таки ответили достойно, а мальчишки потребовали наград. Как вам такие защитники семьи и отечества?

Романтики с большой дороги

С другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Для олигофренов, например, вообще характерно выпадение романтической фазы (об этом писал один из известнейших психиатров проф. Г. В. Васильченко).

Отринув настоящий героизм, многие подростки все равно его ищут. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Закрыв подростковые клубы, мы просто вытеснили ребят в подворотни. А отменив игру в «Зарницу», обрекли их на куда более вредную и засасывающую игру в мафию, которая для многих быстро становится не игрой, а привычным образом жизни. Для более же спокойных, «домашних» ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой, ведь даже маленькие мальчики уже понимают, что трусом быть стыдно. И очень болезненно переживают свою трусость, хотя подчас стараются это скрыть под маской напускного равнодушия.

Очень характерно, что ребята, отрицавшие в анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись «крутых», а с другой, подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет.

Иногда — правда, довольно редко — приходится слышать: «Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив». Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения — нет.

— Ура! — закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. — Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я — дядя! Наконец-то меня будут уважать.

Даже опустившемуся алкашу важнее всего, чтобы его уважали. Именно этого, вкупе с выпивкой, ищет он в компании собутыльников. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Если любой бандит, умеющий стрелять, сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть его трусом? «Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками», — сказал американский писатель К. Льюис. И с этим трудно не согласиться.

Воспитание мальчиков. Часть II

Эффект подсолнуха

— Ну, хорошо, — скажет кто-нибудь. — Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?

Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним высокая цель. Идеал, конечно, недостижим, но, стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда, в общем-то, я и так у цели? Когда и так сойдет?

Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания — каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать кое-как, особенно не стараясь? — Собственно говоря, результаты такого отношения к письму мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой, в отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после обычной сельской школы имели вполне сносный почерк.

А можно ли выучить иностранный язык, если не ориентироваться на идеал — овладеть языком в совершенстве, чтобы он стал родным? На самом деле идеал этот почти не достижим. Даже высокопрофессиональные переводчики в чем-то все равно уступают носителю языка, впитавшего его с детства. Но если бы они не стремились к совершенству, то из них и переводчиков не получилось бы. Они остались бы на уровне людей, которые могут с грехом пополам объясниться в магазине, да и то больше при помощи жестов.

Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но, изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. Да еще будет подводить под свою трусость идеологическую базу: дескать, зачем сопротивляться злу, когда оно все равно необоримо?

И наоборот, если «назначить» трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, чтобы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним. Вадик ужасно боялся уколов. Еще на подходе к поликлинике он закатывал истерику, а в кабинете врача его приходилось держать вдвоем-втроем — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни угрозы не помогали. Дома Вадик обещал все, что угодно, но при виде шприца уже не мог с собой совладать. И вот однажды все повторилось снова. С той только разницей, что папа, встречавший Вадика с мамой на улице, потихоньку сказал жене:

—А давай ты мне скажешь, что Вадик вел себя героически. Посмотрим, как он прореагирует.
—Давай, — согласилась мама.

Сказано — сделано. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. И вскоре искренне поверил, что он спокойно дал сделать себе укол! Родители про себя посмеивались, считая это просто забавным происшествием. Но затем увидели, что поведение Вадика в поликлинике начало меняться. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и, хотя заплакал, не выдержав боли, дело обошлось без криков и драк. Ну, а еще через пару раз и со слезами удалось справиться. Страх уколов был преодолен. А если бы отец не назначил сына героем, а стал его стыдить, Вадик лишний раз убедился бы в своем ничтожестве, и у него совсем опустились руки.

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам

Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы — море, всю не перечесть. Я назову лишь некоторые произведения. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста наверняка понравятся «Приключения Эмиля из Ленниберге» А. Линдгрен, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Ветер в ивах» К. Грэма. Имена же советских писателей Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля и др. и так у всех на слуху. У Л. Пантелеева есть целый цикл рассказов о подвигах. Да и русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Кроме того, вся наша (и не только наша!) история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус. Это и жития святых, и биографии великих полководцев, и рассказы о подвигах солдат, и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою родину от посягательства врагов (например подвиг Ивана Сусанина). Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.

Т. Л. Шишова

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Воспитание мальчиков. Часть II"

Вы не авторизованы.

В нашей городской газетке была статья, как мальчик лет 18 задержал грабителя, отнявшего у женщины в подъезде сумочку. Грабитель был вооружен ножичком. Когда мальчик его держал, заломив руку, а другой рукой вызывая по мобильнику 02, грабитель руку ему серьезно прокусил.
СтОила ли этого сумочка?
Нет, ну он, как мужчина, не мог поступить иначе. И молодец он, и герой. И в клубе Помощников Милиции его приемам неким учили. Но вот маме-то радость была бы, если грабитель ножичек успел применить!
И совсем не дело, на мой взгляд, пропогандировать это как норму поведения через газету. Потому что другой мальчик, пропитавшись идеями эталонов мужского поведения, менее подготовленный или менее удачливый, заплатит жизнью за эту сумочку. Можно, конечно, сказать, что заплатит жизнью не за сумочку, а за самоуважение себя как мужчины, -но маме от этого не легче.
С другой стороны, если они все время оглядываются на то, как будет чувствовать себя мама,-это тоже не есть гуд.

Моя 16-летняя дочь, прочитав эту заметку в газете, сказала, что мальчика этого знает по Клубу Помощников Милиции. "Вечно он в такие истории попадает".
Мне нужно как-то по другому воспитывать дочь, чтобы она героизмом восторгалась?
2009-07-03, Змея Скарапея
Почему идея дать приз показалась вам аморальной? На войне, например, дают ордена и медали, причем многие из них не просто красивые железяки на лацкане, а вполне реальные льготы (конечно, не такие, как должны быть, по моему мнению) - то есть деньги, по сути. Тот же "приз".

То есть давать боевые награды за смелость, героизм, отвагу - это нормально. А наградить парня, спавшего жизнь отца - это аморально? Не вижу логики. Ну давайте скажем ребятам, которые живыми выводили из окружения свои взводы под Сталинградом и в Афгане, что, мол, не надо вам наград - самая высшая награда, что товарищи живыми остались. И милиционерам отменим награды, ведь для них самое лучшее, что опасный преступник обезврежен.

По-моему, налицо система двойных стандартов. Конечно, жизнь отца - это бесценно, и никто её призом не оценивает. Но во все времена считалось правильным и нужным показать отношение общества (!), продемонстрировать признание заслуги и, если хотите, оценить её.
2009-06-30, Крохозябр
Утопающие часто топят своих спасителей :(, а избиваемого защищать - дело ещё более неблагодарное.
Я бы не хотела, чтобы мой сын полез "защищать избиваемого", особенно, если избивает группа обкуренных подростков.
Я бы хотела, чтобы он быстро сориентировался и позвал помощь ,или позвонил в полицию.

Другое дело, что у меня складывается впечатление , что народ не то, что защитить - а в милицию позвонить боится, и дёру даёт...это, конечно, кошмар. Притом, что у всех есть мобильные телефоны !
Я смотрела ужасный репортаж (в Москве дело было) о том, как таджик насиловал девочку прямо под окнами жилого дома , народ смотрел из-за занавесок и НИКТО не позвонил в милицию !Ни один человек !
Когда опрашивали свидетелей, народ отвечал :"Не моё дело", "Я думал, это парень с девушкой занимаются экстремальным сексом" и прочий бред.
2009-07-04, Birke
насколько показалась правильной играмотной первая часть, настолько плохое впечатление от второй. То ли под именем автора писали два совершенно разных человека, то ли вторая часть просто "высосана из пальца". Про романтизм (выпадение романтической фазы у олигофренов) вообще отлично : по логике статьи - мы с мужем оба олигофрены :)
Про "необходимый для мальчиков героизм" - я живу в стране , более 600 лет не ведущей боевые действия. Героев типа Павлика Морозова или Александра Матросова здесь нет (подозреваю, что и не было) - и ЧТО ? Все мальчики трусы , а мужины и не мужчины вовсе ?
2009-06-30, Birke
Важно трезво оценивать ситуацию. Если я плаваю плохо, а тонет здоровый мужчина - это одно, но если наоборот? Пока я буду куда-то звонить, уже будет поздно. Вообще важно избегать крайностей, чтобы не впасть как и в ненужный героизм, так и в
Недавно я видела драку подростков и вызвала милицию. Осталось ощущение того, что могла бы сделать больше.

А отношение "моя хата с краю" возможно и формируется тем самым отрицанием якобы ненужного героизма.
2009-07-04, ЮлияФ
Правильно. О чести - в прошедшие времена было много перегибов на эту тему. Вспомнила рассказ "Честное слово" , который входил в школьную программу. О мальчике, давшем честное слово стоять на посту во время игры, про которого дети забыли и убежали домой. А он всё стоял, уже ночь наступила..."Я не могу уйти, я дал ЧЕСТНОЕ СЛОВО". Проходивший мимо офицер , узнав , в чём дело, "снял его с поста" , как старший по чину.
Дикий идиотизм, имхо.
2009-07-04, Birke
Ага, помнится, мы писали сочинения на тему "В жизни всегда есть место подвигу". Парадокс в том, что в правильно организованной жизни места подвигу, вроде как, и нет. То есть нет войны, никто не купается в неположенных местах, на пляже дежурят профессиональные спасатели, милиция бдит, преступность низка и т.п. Естественно, нам до этого далеко. А вот если доживём до такого счастливого будущего - ну тогда уж и не знаю...
2009-06-30, Лена Г.С.
Поделитесь:

30.06.2009
Обновлено 02.10.2014
Близкие по теме статьи
Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика
Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика
Препубертат: когда спят гормоны. Выбор профессии и увлечения на всю жизнь
Как воспитывать мальчика? Мифы и реальность: 3 истории
Как воспитывать мальчика? Мифы и реальность: 3 истории
Мальчики: какие они на самом деле. Ошибки воспитания будущих мужчин
Еще немного о воспитании. Часть 1
Еще немного о воспитании. Часть 1
Как наладить отцу отношения с дочерью-подростком?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!