Глен Доман. Гений на поток

Методика Глена Домана с момента ее появления вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, продолжающуюся до сих пор. Поэтому идея моя не нова.

Полезность: 3,5 из 5 Интересность: 4 из 5 (124 оценки)

Методика Глена Домана с момента ее появления вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, продолжающуюся до сих пор. Поэтому идея моя не нова. Тем не менее, хочется обратить внимание родителей, выбравших эту методику на некоторые детали.

Безусловно, каждая мать хочет, чтобы ее ребенок был самым умным и эрудированным, и, как следствие, успешным в жизни. А сыграть на самых светлых родительских чувствах не составляет труда для опытного продавца развивающих методик. В одном детском журнале печатается реклама: "Этого не может быть! - были мои первые слова, после того, как 3-летняя Аня Смирнова прочитала незнакомый текст со скоростью чтения пятого класса. Прочитала с абсолютным пересказом!".

Теперь давайте разберемся по порядку. Почему именно с абсолютным пересказом, не задумывались? Да потому что текст, скорее всего, ребенок не понял. Как известно из лингвистики, слово имеет план содержания и план выражения. Обучая маленького ребенка чтению по карточкам, мы учим его усваивать план выражения, то есть графическое изображение слова, в то время как содержание слова, его смысл, остается для ребенка тайной за семью печатями.

Конечно, процесс обучения начинается с чтения знакомых слов, но так как мы имеем дело с очень маленьким ребенком, словарный запас которого еще очень ограничен, рано или поздно мы приходим к ситуации, когда графическое изображение опережает образное. "Если ребенок спросит: "Мамочка, а кто такой гиппопотам" или "Что означает "вертеться"?", то лучшим ответом на такие вопросы будет немедленно, но тщательно написанное печатными буквами слово, которое успешно пополнит словарный запас вашего ребенка" - пишет Глен Доман.

Методика Домана дала определенные результаты при работе с больными детьми. Детьми, с поражением головного мозга, но у которых была сохранена способность видеть и перерабатывать зрительную информацию. У здорового ребенка функционируют все пять органов чувств. Перегружая один из них, мы не даем работы для остальных. А уж ни о какой целостности восприятия не может быть и речи. Мы, конечно, можем познакомить ребенка со словом "елка", показав карточку, а можем выйти на улицу, подойти к елочке, потрогать кору, понюхать хвою, послушать, как от ветра с глухим звуком падают шишки на твердую землю, лизнуть острую иголочку, наконец.



Не секрет, что у Домана малыш является объектом обучения. Он запоминает информацию для того, чтобы ее потом воспроизвести. Никакого творчества, никакой загадки для пытливого ума. Голая репродукция. В школьные и студенческие годы мы называли это зубрежкой. Кстати в той же самой рекламной статье: "Ваш ребенок станет лидером. Такие люди не приспосабливаются к жизни, а вершат ее". Вы уверены? Откуда же здесь взяться лидерству! У Домана на этот счет свое объяснение: "Дети, которые больше других знают, это уверенные в себе дети. У них меньше причин хныкать и больше причин улыбаться". А мы то наивно полагали, что самооценка зависит от многих факторов, начиная от стиля воспитания в семье и заканчивая социальным положением в группе.

Доман и его последователи убеждены, что нашли путь к счастью.

"Если вы научите своего ребенка читать, считать и дадите ему энциклопедические знания, то тем самым вы:

  • привьете ему любовь к математике, которую он сохранит на всю жизнь;
  • дадите ему преимущество в овладении разными предметами;
  • разовьете его способности и интеллект;
  • поспособствуете росту и развитию его мозга.

Ну и, наконец, вы просто сделаете его счастливым".

Вот такая американская сказка. А в житейском смысле что-то подсказывает, что счастье заключается не в энциклопедических знаниях. Потребности младенца не исчерпываются познанием, главное, что ему необходимо - физический и эмоциональный контакт с матерью. Почаще брать малыша на руки, целовать, гладить, кормить грудью, хвалить, играть, разговаривать, петь ласковые песенки, просто любить.

И не могу я согласиться с Доманом в том, что: "И ничего страшного не было бы в том, если бы новорожденный проводил на полу все 24 часа в сутки. Напротив, это было бы только замечательно". Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта.

Также невозможно согласиться с Гленом Доманом, что детские игры - это пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя к взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает свою фантазию. Трудно переоценить значение игры в детском возрасте. Голые факты, сухие знания не научат малыша главному - адаптироваться к окружающей действительности.

И, наконец, главный вопрос. "Прежде чем ребенку исполнится 6 лет, - пишет Доман, - его легко сделать гением". ЗАЧЕМ? "Если вы организуете систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний, ваш ребенок достигнет 6-летнего уровня в 4 года, а его IQ будет равен 150". ЗАЧЕМ? "Если вы будете руководствоваться данной методикой, он достигнет такого результата в 3 года, а его IQ будет 200 и выше". ЗАЧЕМ? Все равно к 20 годам он станет обычным среднестатистическим взрослым. Ну, разве что, сможет выиграть главный приз игры "Кто хочет стать миллионером".

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Глен Доман. Гений на поток"

Вы не авторизованы.

Я с Вами во многом согласен: каждый ребенок - потенциальный гений! Я полностью разделаю энтузиазм и идеи Домана и поддерживаю Ваши цели и планы, Тася!
Более того, другие специалисты по развитию в раннем возрасте, наприер, Тюленев в кратком "Обзоре и анализе методик раннего развития" пишет, что Доман - состоявшийся гений, гигант новой педагогики, он, по сути, один восстал против педагогов, традиционного образования в своей стране, и всем, кто почитал Домана стало ясно, что традиционные педагоги и психологи попросту вводят в заблуждение родителей...
Ну, да бог с ними - у них там свои планы. Мне импонирует Ваши - действительно, сделать так, чтобы Ваш ребенок полность, или максимально реалирзовал свой потенциал. Об этом и пишет Доман, и к этому он призывает. Я призываю Вас быть последовательными: сказали "А", давайте говорить "Б" и т.д.
При всех громадных достоинствах результатов и программ Домана, в книгах, в публикациях на этом сайте, 7ya.ru Тюленев обнаружил у Домана ряд существенных недостатков. Давайте на них обратим внимание и либо согласимся, либо будем действовать по своему, в соответствии с нашими родительскими планами.
Как быстрее и эффективнее сделать так, чтобы ребенок действительно стал гением?
1. Ребенок, потенциальный гений, но у Домана и его последователей, начинает "истинно" читать в 3,5 года, хотя заниматься с ним начинаю с самого рождения - об этом четко написано в книгах Домана, изданных еще в 1996 году. По методике "Читать - раньше, чем ходить" Тюленева дети начинают читать гораздо раньше: на 2 и даже три года раньше, и это видно на видеоматериалах, к тому же они печатают слова на машинке!
Так что я люблю Домана, и может быть, страшно недоволен Тюленевым, - я пока не могу повторить, достичь его результатов! - но истина мне дороже!
И если я буду уважать факты и правду, то и мне воздастся, со временем.
2. В чем причина провала ДОмана в обучении чтению? Да в том, что и вы сами знаете и наверняка убедились, если занимались с ребенком: Доман собстивенноручно пишет, что ребенок не в состоянии освоить скажем букву "А" лет до шести! Я убежден, что Ваш ребеночек давно знает хотя бы несколько букв и тем самым наглядно и во всеуслышание опровергает главный "закон Домана"!
Это вовсе не умаляет гениальности Домана, - ведь он создавал свои программы до 90-х годов прошлого века и не читал книг Тюленева.
3. Имеется масса других ошибок в рекомендациях Домана, и я не буду о них писать, так как безмерно уважаю великого Домана. Скажу только одно: ни одно пособие Домана не прошло у Тюленева, хотя он также считает Домана супер-педагогом, который сделал для гениальности детей больше, чем все педагоги консерваторы в США вместе взятые, вместе с Монтессори, за сто лет!
3. Классификация периодов развития головного мозга ребенка у Домана так же не соответствует тому, что родители наблюдают у своего ребенка, хотя эта классификация Домана, по мнению Тюленева, - неизмеримо более научная, чем то, что предлагают наши педагоги и психологи: она помогает родителям понять, чувствовать что, собственно, и почему они развивают у ребенка?
Но, увы, новая, более точная истина дороже. Просто время идет вперед, возникают новые педагогические, гуманитарные открытия.
Я тут совсем не виноват: виноваты результаты обучения гениальных детей чтению.
Есть и много других проблем, котоыре вас ожидают и чтобы избежать их, я могу ответить на те вопросы, которые, может быть, у вас уже намечаются или созрели. Ведь нужно куда-то устраивать ребенка: отдавать в детский сад, или в систему Тюленева? Там, в книге "Читать - раньше, чем ходить" имеется понятие минишкола, макрошкола, где цели будут те же, великие, Домановские, но в методиках не будет ошибок.
Проще сделать у себя дома мини или макрошколу МИР ребенка, и записать туда сразу совего ребенка и всех своих детей... И пусть у вас будет много гениальных детишек!
Но мне кажется, сначала необходимо внимательно почитать здесь, на сайте методики с позиций результатов. Вот критика действительно, часто бывает неточной, презвзятой и т.п., я тут согласен. Надеюсь, сам я не такой! :-)

2008-08-04, ВиталийКК
Я прочитала Вашу статью и должна признать, чтокатегорически с Вами не согласна. Вы спрашиваете ЗАЧЕМ? ЗАЧЕМ из ребёнка делать энциклопедического гения, если потом он всё равно станет среднестатистической личностью? У Вас уже заранее запрограммирована установка на эту среднестатистичекую личность. Вы видите только короткий отрезок времени, на протяжении которого ребёнок развивается, но Вы не видите того, что может получиться из этой гениальности! Возможности человека БЕЗГРАНИЧНЫ, мы очень многое не знаем о себе, огромные внутренние резервы спят в нас целую жизнь и мы уходим из этого мира, так и не воспользовавшись ими. Разве не печально? Вы всё спрашиваете ЗАЧЕМ. Большая часть человечества живёт в спячке, ведёт сонно-ленивый образ жизни. Конечно, если в современной жизни можно вполне обойтись без таких сверх способностей, если можно заработать на жизнь и еду без них, да, конечно, ради Бога, ЗАЧЕМ, если и так стерпится. Большинство человечества -- это толпа, серая масса, среднестатистические люди, НЕ личности! Всмотритесь в историю, кого Вы там видите? Толпу? Нет. Вы видите ЛИЧНОСТИ, людей с большой буквы, которые творят историю, делают открытия, завоёвывают, правят. А теперь попробуйте представить историю без них и... что? Пустота. Толпа- это пустота. Вспомните биографии ЛИЧНОСТЕЙ, людей, которые стали чем-то известными, за которыми пошли остальные. Они всегда что-то делали не так, как остальные, были непохожи на других, у них была своя собственная звезда, которая вела их. Их умственные способности были просто невероятными, а откуда всё начиналось? У многих всё начиналось с семьи (возьмём того же Гёте, которому отец дал домашнее образование, не отдавая в школу, у мальчика было более, чем достаточно знаний, чтобы поступить в университет, к тому же он владел несколькими иностранными языками). Впоследствии Гёте говорил, что наивысшее счастье, которого может достичь человек, это ощущение своего творческого роста, что достигается большим умственным трудом, кропотливой внутренней работой над собой. И тогда Вы достигнете звёзд. Методика Домана - это и есть путь к своему внутреннему гению, главное не останавливаться на достигнутом (остановка - время - и всё, Вы -среднестатистический). А это, извините, недюжинный внутренний труд, поиск мотивации, внутреннего стимула, это огромные внутренние усилия. Усилия, чтобы развиваться самому, усилия, чтобы развивать своего ребёнка: каждый день неустанно работать с ним, не просто лениво перебирать карточки (как написано в одном из Ваших отзывов, что, может, её ребёнок и умеет читать, ну во всяком случае научится - и человек начинает придумывать разные "ЗАЧЕМ?", если и так сойдёт). А всё дело в Вас самих, милые родители, в Вашей лени. Конечно, осуществлять методику Домана на практике напряжно, и родители, а заодно такие же учёные начинают придумывать разные "умные" формулировки, которые якобы содержат рациональное зерно касательно бесполезности методики Домана. Доман - это личность, создатель, а критиковать всегда легче, чем что-то создавать. Исходя из всего сказанного я предлагаю Вам положить руку на сердwе, заглянуть в себя очень-очень внимательно и рассмотреть там спящего гения, тогда Вы всё поймёте!
2006-03-15, Marina
Ну ладно, раз на то дело пошло. Доман создал школу не для одаренных детей, а для детей с проблемами (браин инюры). Вся его методика строилась на исползовании психомоторных образцов. Как ему показалась она работала и дети начинали делать успехи. Тут же Доман решил использовать эту методику и для здоровых детей. Вообше-то этот называется метод Доман-Делакато. Однако когда институт педиатрии и научное американское сообшество рассмотрел его утверждения и саму методику, то сделало заключение в 1960-ом году, что теория основана на неправильном линейном понятии развития ребенка. Про методику забыли, из научных учебников по педиатрии она была вычеркнута. Одна в 1996 годы она неожиданно всплыла на канале НБЦ. Передачу на столько нашумела, что академия педиатрии была вынуждена вновь создать консилиум. Однако заключение осталось прежним - ошибочная лженаука. Вот дословное заклучение "Доман-Делакато психомоторная методика является построенной на несостоятельной теории, которая терпит неудачу когда проверяется в реалных условиях". НО никто не запрешал людям, особенно в Америке читать книги, интересоватся методикой. К сожалению Доман делает на этом деньги и немалые до сих пор. Педиатры просвешают наивных родителей, особенно больных детей, не купится на это и не тратить свои деньги. Однако кто-же слушает, особенно когда это последний шанс. Ну а Россия, всегда хватает то, что блестит, вспомните Гербалaиф.
2006-08-25, amerimama
Собрать все книги бы, да сжечь! Гипербола, конечно, но это то, что хочет автор статьи. Абсолютно ней не согласна. Я работаю со студентами старших курсов. Самая большая проблема 90% выпускников - отсутствие интереса к жизни, неумение познавать, неумение анализировать информацию и делать собственные выводы. Все, что интересует среднестатистического студента - это планы на вечер. Не хвастаясь, скажу, что мои лекции очень интересные, познавательные и больше напоминают мастер-класс, чем лекцию в обычном понимании, т.е. я никогда не пересказываю учебник - это вседа теория переплетенная с сегодняшней практикой. Что удивляет, то что интерес есть только в рамках лекции и пять минут после неё, но нет ни желания, ни умения копать дальше, вглубь, нет попыток ответь на поставленные в рамках лекции вопросы, на которые я сама не даю ответ, надеясь на творческий поиск студента. То, что предлагает Доман - это фундамент исследователя. Сначала к познанию мира призывает родитель, он показывает как жизнь интересна и удивительна. После накопления определенного объема знаний и получения привычки(!) познавать каждый день что-то новое малыш становится сам активным исследователем. А к этому моменту он уже умеет и читать (самое главное), и считать, и обладает определенным большим багажом знаний. Отличники - неудачники - это вседа разные истории жизни. Их личные истории неудач - вовсе не повод к "сожжению книг".
2006-05-18, Ирушка
Я согласна с Юлией К. Мы с дочкой сейчас ей почти три, прикупили в свое время (в 6 месяцев) набор слов по методике Домана и по сей день с удовольствием играем в слова только не соблюдая рекомендации данные в книжке мы её давно потеряли. И полностью всю методику в современных условиях выполнять просто не возможно да и не нужно. Карточки у нас и лото и настенные книжки, а все слова мы сопоставляем с предметами, вещами, людьми, животными или картинками. Иногда выбираем слово из кучки, а потом его рисуем, лепим, ищем игрушку. Английские слова тоже в ходу. Дочке очень нравиться. Не могу утверждать, что мы умеем читать, но иногда мне кажется, что да умеем, но для нас чтение не сама цель, читать все рано или поздно научатся, мы общаемся и играем и одновременно учимся, и заметно впереди всех сверстников, и когда они в свои пять лет будут изучать то что мы сейчас уже знаем, мы будем идти дальше и узнавать что-то новое. Я считаю если в 5 лет ребенок знал больше своих сверстников, то и в 17 лет он будет впереди них, если конечно родители будут продолжать в том же духе что и в5 лет (я имею в виду образование). Успехов вам мамочки и вашим деткам, самая главная идея Домана- эта то что каждый ребенок гений от рождения. Я считаю что в процессе воспитания мы воспитываем из гения среднестатистического ребенка.
2005-12-28, ТАНЮШКА
Мне было бы более интересно мнение тех, кто проходил курс под руководством самого Домана или его учеников, нежели по книжке. В этом смысле мне импонирует книга Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Она описывает свою поездку в центр Домана. ее подход взвешен, никаких заранее восторгов или предубеждений. Именно поэтому она была очень удивлена успехами домановских детей. И главное в этих успехах для нее (и для меня) было следующее: живость, энтузиазм и радостность самих детей, в малые года играющих на скрипке, решающих не по возрасту задачи и т.п. Т.е. о зубрежке в плохом смысле речи не идет, заставлять детей не нужно.

В то же время, и здесь я снова согласна с Сесиль, каждый родитель не сможет повторить ни одну методику так, как это делает создатель метода. просто мы берем то, что подходит ЛИЧНО НАМ. А найти недостатки со своей точки зрения или непонятки можно во всякой методике.

Объективно успехи есть. Подходит ли эта дорога лично мне -нет, но это не основание отказывать детям в целостности восприятия мира только потому, что они имеют бОльший объем пассивных знаний. Думаю, мы действительно используем мозг лишь на малый процент и Доман добавил еще полпроцента, вряд ли более. Отсюда -методика вряд ли вредна сама пос ебе. А уж как ее применять...:))) Это другой вопрос. :)
2006-01-02, Oazis
Лично у меня сложилось впечатление, что автор этой статьи, как и другие резко критикующие Домана, очень невнимательно читали его книги (если вообще читали). Все в чем его упрекают очень хорошо освящено в его книгах. Как это ни странно, но вопросы поднятые в статье далеко не оригинальны. И, наконец, я не верю, что ребенок, которым занимались родители в детстве, в 20, 40 или 60 лет будет стреднестатистическим. Он будет Личностью. И неважно какую методику выбрали в свое время родители, лишь бы она подходила ребенку. А вот дети, родители котрых считали, что все рано или поздно прийдет само, нечто серенькое и получили. Методика Домана - это не просто показывание карточек. Это совместный труд и общение родителей и ребенка. Это постоянное повышение умственного и физического потенциала родителей (вы можете проделать многие упражнения предложенные Доманом). Это активные прогулки с ребенком, требующие полной самоотдачи. Попробуйте заниматься по Доману, и вы почувствуете, что у вас есть мозги в голове и мышцы по всему телу. Нам с моим годовалым малышом очень нравиться. И что может быть приятнее для мамы, чем видеть радость открытия на лице собственного ребенка! Да мой реденок гений и талант! Но Доман говорит, что все дети таковы. И я ему верю!
2008-07-30, Тася
Поделитесь:

27.12.2005
Обновлено 29.05.2020
Близкие по теме статьи
Лечение аутизма и ДЦП: пластичность мозга. Метод Глена Домана
Лечение аутизма и ДЦП: пластичность мозга. Метод Глена Домана
Строение нервной системы. Где произошло повреждение мозга?
Мифы раннего развития
Мифы раннего развития
Помните, когда-то люди верили, что земля плоская и располагается на трех китах? С тех пор знания о мире существенно расширились...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!