Помните, когда-то люди верили, что земля плоская и располагается на трех китах? С тех пор знания о мире существенно расширились и многие представления в корне изменились. Однако фигура, имеющая три точки опоры, по-прежнему считается самой устойчивой. И до сих пор самые сильные наши убеждения, а иногда и заблуждения основываются "на трех китах". То есть, для того, чтобы классифицировать явление по принципу "хорошо-плохо", вполне достаточно трех признаков.

Если говорить о раннем развитии, то все аргументы его противников сводятся в конечном итоге к тому, что раннее развитие — это сложно, вредно и модно. Именно на этих трех китах основывается любая критика развивающих занятий с крохой. Все остальные доводы являются лишь вариациями на тему. Однако мы люди образованные и знаем, что три кита — миф, а Земля круглая, поэтому на вопрос раннего развития мы посмотрим под другим углом и попытаемся понять, как же все на самом деле.

Итак, первый кит утверждает, что раннее развитие — очень трудоемкое и сложное занятие. Для того чтобы заниматься, нужно много сил и свободного времени, все методики требуют выполнения строжайших предписаний и регламентируются жесткими правилами. Одна только подготовка материала занимает всю ночь, а наутро — все признаки усталости и недосыпа налицо.

На самом деле, если отстраниться от мифологии и вернуться в реальность, то становится ясно, что в жизни мы часто пугаемся чего-то, еще даже не приступив к действиям. Мы рисуем себе воображаемые сложности, с наслаждением придумываем причины, по которым желаемое невозможно, и, махнув рукой, в итоге отступаем. Дело тут не в кажущейся сложности именно раннего развития, а в том, что человеку вообще свойственно искать поводы для того, чтобы чего-нибудь не делать. По этой причине, например, многие из нас, дав себе обещание хотя бы раз в неделю посещать спортзал, так туда и не попадают. А ведь стоит только один раз позаниматься, ощутить приятную усталость в мышцах, почувствовать энергию движения, как все возражения пропадают. Остается только удовольствие от процесса.

То же самое и с занятиями с малышом. Все кажется сложным, непонятным. Но стоит только начать и увидеть первый восторг и удивление крохи, искренний интерес в глазах и ожидание следующего занятия, как все придуманные сложности меркнут. Может быть, на первых порах от вас действительно потребуется чуть больше дисциплинированности, чем обычно, но это только поначалу. Если вспомнить пример со спортзалом, то тут как с первыми тренировками: пару недель вы еще уговариваете себя, зато потом организм сам начинает просить упражнений и нагрузки.

Если все-таки не хватает каких-то знаний и поддержки, то в эпоху Интернета это решается очень просто. Практически на любом форуме можно узнать ответы на все волнующие вопросы, найти единомышленниц и подруг, получить ценнейшие советы. Кроме того, мамы активно обмениваются различными материалами и полезными ссылками, охотно делятся своими ноу-хау и открытиями, радуются успехам друг друга. Главное — желание радоваться и делиться.

Что касается выбора методики (то есть, системы упражнений), то тут ваше творчество ничем не ограниченно. Вы можете остановить свой выбор на любой из уже созданных, можете объединить элементы нескольких методик в одну, а можете и придумать свою собственную систему развития малыша. Самое главное при этом — ориентироваться прежде всего на своего кроху и прислушиваться к его желаниям и потребностям. Он лучше любого тренера и инструктора подскажет вам, чем, как и сколько раз он хочет заниматься.

И здесь мы сталкиваемся со вторым китом: все эти эксперименты не только вредны, но и опасны. Ни к чему изобретать велосипед и рисковать будущим малыша. Точно так же наверняка кричали и древние люди, уверенные в том, что Земля плоская, когда пытливые умы соплеменников пытались установить истину опытным путем.

В чем же заключается эта истина? Действительно ли раннее развитие несет вред? Неужели изучать вместе с малышом мир, знакомиться с окружающими предметами опасно? Сторонники этой точки зрения чаще всего говорят о "форсировании естественного развития", "преждевременной интеллектуализации", погоне за знаниями по методу "Быстрее! Выше! Сильнее!". В основе такой критики лежит убежденность, что основная цель раннего развития заключается в том, чтобы любой ценой вырастить из ребенка гения.

Если бы я не знала, в чем заключается основная задача всех развивающих методик, я бы с ними согласилась. А на самом деле главный смысл занятий с малышом — это удовольствие от совместного общения, от изучения друг друга, от знакомства с окружающим миром и тесного эмоционального контакта. Лучше всего об этом сказала моя знакомая, мать очаровательных двойняшек: "Я не хочу воспитать двух гениев, я хочу, чтобы мои дети познавали мир с удовольствием и жили в нем с удовольствием!". И так считает любая мама, понимающая, что такое настоящее раннее развитие.

Цель занятий — легко и гармонично знакомить кроху с окружающим миром. Большой упор в раннем развитии делается на игровые формы подачи материала, эмоциональное общение, на творческое взаимодействие, совместную деятельность, приносящую радость и новые открытия и родителям, и малышу. Благодаря занятиям с раннего возраста любое обучение будет ассоциироваться у ребенка с веселым, приятным занятием. Согласитесь, не у каждого из нас была возможность учиться с удовольствием. Чаще наоборот, мысли об учебе вызывали скуку, а самообучение давалось не так легко, как хотелось. Раннее развитие как раз дает нашим деткам такую возможность. Представляете, какими яркими, удивительными, многообразными красками наполняется мир при таком подходе? А сколько в совместных занятиях для мамы возможностей самореализоваться, по-новому посмотреть на привычные вещи и раскрыть свой творческий потенциал!

Опасность есть там, где присутствует фанатизм, а раннее развитие вовсе не предполагает его. Напротив, основная установка раннего развития — ориентация на потребности малыша. Чтобы заниматься ранним развитием, нужно быть очень чутким и мудрым родителем и уметь слышать своего ребенка. Важно понимать, что именно малыш является ведущим в ваших занятиях. И кроха прекрасно знает, что ему нужно, а что нет. Он просто не будет делать то, что ему неинтересно, ненужно или вредно. Реакция ребенка — лучший способ понять, правильно ли вы двигаетесь. Согласитесь, если следовать этому простому правилу, невозможно навредить малышу. Наоборот, вы научитесь лучше понимать друг друга, станете ближе.

Как видите, раннее развитие, это не сложно и не опасно. Но у тех, кто активно выступает против развивающих занятий с малышом, есть еще один аргумент в запасе. Третий "кит" основывается на заблуждении, что раннее развитие — новомодное, временное явление, вызванное желанием пустить пыль в глаза внешними результатами. Следовательно, и время на это не стоит тратить.

Что же на самом деле? А на самом деле возраст раннего развития измеряется тысячелетиями. Практически в каждой культуре существовала своя традиция обучения и воспитания ребенка с самого рождения, а у некоторых народов уделялось повышенное внимание развитию малыша еще на внутриутробном этапе.

Вспомните русские народные потешки, пестушки, игры, загадки, сказки. Это же синтез идей раннего развития наших предков! Те или иные элементы раннего развития мы можем найти в традициях любого народа. Это не новомодное увлечение, а возвращение к своим корням, к опыту наших мудрых предшественников, который чуть было не потерялся в гонке за достижениями цивилизации. Это знания, проверенные веками.

Что касается мнения, что родители занимаются с ребенком, чтобы его достижениями тешить свое тщеславие, то позволю себе повториться: цель раннего развития не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы удовлетворить природную пытливость и любознательность детского ума, помочь малышу познать этот мир, наполнить общение с ним радостью и взаимопониманием. А результаты в виде чтения в год и знания иностранных языков в два — это не цель, а приятные следствия ваших занятий!

Древние люди верили, что мир стоит на трех китах. Наши познания идут гораздо дальше. Мы можем шире смотреть на вещи, не ограничивая себя узкими рамками предубеждений. И мы можем подарить любовь и интерес к этому яркому, красочному миру нашим детям.

Юлия Терёхина, педагог

Статья предоставлена сайтом "Умница. Методика раннего развития"