Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика

Чем отличается система раннего развития Монтессори от Вальдорфской педагогики.

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (114 оценок)

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно".

Системы раннего развития

Какую методику выбрать?

Если вы решили, что раннее развитие - это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, - тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития. Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование - это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки Монтессори выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!

В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача - разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.



Вальдорфская педагогика

Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).

С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева. Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.

Система Монтессори

Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.

Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори - это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые "Рамки и вкладыши", вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина "Интеллектуальные игры".

Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.

Часть 2       Часть 3

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика"

Вы не авторизованы.

Все дело в том, что мелкая моторика, это не Тюленев. Задолго до него на важность развития мелкой моторики и на взаимосвязанность подобных навыков с развитием речи обратила внимание Монтесори. Причем, у Монтесори то как раз система, все продумано от рекомендаций как действовать педагогу (родителю) до конкретных пособий и даже материалов, из которых эти пособия должны изготавливаться. А в системе МИРР - одни декларации и практически никаких технологий. "Ребенок должен..." Даже если пропустить то, что ребенок никому и ничего не должен, совершенно нет ответов на вопросы, а каким образом он к этому придет по этой методике? Безусловно, хорошо бы, например, чтобы ребенок печатал на машинке рассказы собственного сочинения. Только вот совершенно непонятно каким образом он к этому придет. Очевидно, что просто получив машинку, как об этом написано в МИРР, ребенок гениальным писателем не станет.

Что касается моего мнения, то я считаю, что чтение и счет (конкретные навыки) должны стоять на последнем месте. Целенаправленно этим следует заниматься ну никак не раньше трех (попробовать), а чаще четырех лет. В первую очередь должно идти общее развитие: внимание, память, мелкая моторика, эмоции и т.д.
2001-01-15, Маша
Для тех, кто ищет методики развития для малышей с 1 года, а то и раньше. Адреса подсказать не могу. Но с ноября месяца в Москве я буду организовывать группы детей для обучения таких малышей английскому языку и математике.
Методика разработана Хелен Дорон и еще не известна в России, хотя имеет ошеламляющий успех в мире. Более 150000 тысяч детей обучаются по этой методике в странах Европы и Дальнего Востока. Сейчас пройду тренировочный курс(в Израиле) и вернусь в Москву открую группы. Приглашаю всех! Если вы живете в другом городе и сможете найти людей, которые хотели бы обучиться этой методике, сообщите. Будем продвигать это в России вместе. Правда курс недешевый около 900 долларов. Но я думаю стоит того.
Подробней о методике можете посмотреть сайт www.helendoron.com
2002-08-23, Золотая
Большое спасибо за Вашу статью.
Мне хотелось узнать более подроб-
но о возможности самой индивидуаль-
но заниматься со своим малышом(
ему 2,8 года). Мы живём очень уведи
нённо, но на природе, в садик он
пойдёт немецкий,но без всяких наво-
ротов. Мне бы хотелось знать, может
быть, есть возможность комбинирова-
ния различных методик? А может быть
лучше, следуя тем же японцам,больше
предоставлять свободы действия в
играх и в творчестве, тем самым
не мешая развити фантази и креа-
тивности мышления? Что Вам извест-
но о методиках развития математи-
ческих способностей и раннему обу-
чению игры в шахматы, например,
д.т.н. Береславского из Москвы?
2001-02-03, Ашатан
Жутко интересная дискуссия развернулась... Нашему сыну 2и8, Тюленев ко мне попал примерно в 6 мес. и единственное, что мы оттуда взяли - это отношение к рванью бумаги, игре с мелкими предметами и музыкальное развитие... В остальном по-моему это дейсвительно нечто несуразное... Кроме того, они дают массу контактных телефонов ни один из которых ничего вразумительного не отвечает...
Сами с 7 мес. играем "по Никитину", причем с огромным удовольствием м всей семьей, Недавно начали осваивать математику и чтение, причем читать ему нравиться "по Зайцеву", т.е. слогами, а счет осваивает по пособиям Домана. Серегу нашего очень радует цыфра СТО (сто красных точек):)))
2001-01-15, Мама2000
Если мало говорит, но все (!) слышит и понимает, то самое простое и действенное, что можно с ней (и для нее) сделать - это создать условия и ситуации, когда речь ей просто станет необходима, т.е. вы ее просто не понимаете без слов, звуков и т.п., не понимаете ее жестов, хныканий и капризов. Тогда она будет вынуждена использовать слова, которые она в общем-то знает, теперь она будет пытаться их произносить и использовать для общения и достижения своих целей. Другое дело, если не понимает чего-то из обращенной к ней речи или чего-то не слышит. Вы это проверяли? Тогда совсем другой вариант...
2003-09-24, Марся
Здравствуйте, уважаемая Ася.
Подскажите, пожалуйста, где можно получить:
1. Описание конкретных игр (занятий)для детей 12-36 мес.?
2. Информацию о детских учреждениях (квалифицированных специалистах) проводящих развивающие занятия с детьми 1,5-2 лет.?
Я безвылазно брожу по интернету второй день, перечитала несколько десятков интересных статей о методиках раннего развития, а конкретной информации не нашла, только для детей от 3 лет.
Спасибо.
2001-10-17, Людмила
Моему ребенку 2,5 года. Практически не говорит, лишь отдельные слова и то плохо. Хотелось бы заняться ее развитием. Посоветуйте пожалуйста какие методики я могла бы использовать для занятий с ней.
2003-09-19, Наталья
Поделитесь:

01.08.2000
Обновлено 29.08.2019
Близкие по теме статьи
Горе от ума
Горе от ума
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития. Не верите?
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах
Дети разные. И пути музыкального, как, впрочем, и любого другого воспитания, разные.
Главный урок Марии Монтессори
Главный урок Марии Монтессори
Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!