Содержание:

Все приходят к этой мысли по-разному: кому-то опостылело "офисное рабство", кто-то чувствует, что занимается на работе не тем, чего просит душа. С молодыми мамами такое вообще случается сплошь и рядом: из декрета не хочется выходить на прежнюю работу, а хочется чего-то нового, что будет лучше сочетаться с семьей, с ребенком и собственными увлечениями. И кормить тоже. Опыт женщин, решивших начать свое дело, и их советы — может, только этого вам не хватало, что сделать первый шаг к собственному бизнесу?

Заработать в Интернете - и в реальности. Женские истории успеха
Людмила Булавкина и Наиля Замашкина в своем шоу-руме

Наши сегодняшние героини, решив заняться чем-то новым, не бросали основную работу: "У нас не было инвесторов, все делалось на свои. Мы осторожны и расчетливы, потому что средств мало, их в обрез — на самое насущное".

35-летняя Людмила Булавкина и 36-летняя Наиля Замашкина запустили свой стартап — проект по аренде вечерних платьев Look100 — первыми на российском рынке, но вдохновлялись крупным американским первопроходцем Rent the Runway. Сейчас подобных проектов по аренде праздничной одежды в российском Интернете уже три, но они почти не конкурируют между собой — скорее, помогают.

Вначале был энтузиазм, опыт работы в маркетинге и 1 миллион рублей. Сейчас, спустя почти год, проект окупает себя, но прибыли пока не приносит. Следующий шаг — развитие франшизы в регионах.

Обе основательницы работают в штате других компаний, где не то чтобы приветствуют их предпринимательскую деятельность, но соблюдают нейтралитет. Наиля — руководитель направления развития платежной системы Деньги@Mail.Ru, Людмила с мая работает в компании YouDo и признается, что сейчас посвящает собственному проекту по 2 часа в день — чаще всего, в ущерб сну. И еще же нужно оставить время на детей: у Людмилы их двое — сыну 6 лет, дочери 4 года, у Наили — 16-летний сын.

Основная бизнес-идея была такова — одни женщины свои платья (неподошедшие, непонравившиеся и проч.) сдают, как в комиссионный магазин, а другие — берут в аренду на несколько дней. Но довольно быстро оказалось, что качество, актуальность, внешний вид сдаваемых вещей не вызывали острого желания их тут же арендовать. К тому же, у ношеных вещей и срок службы оказался небольшой: "Любое платье у американцев работает 20 раз, мы закладывали 10 раз. В реальности же получается 5-6 — и только когда речь идет о новых платьях, купленных нами специально. Такое разное качество материалов и чистки у нас и в Америке", — делится Людмила Булавкина.

В процессе работы оказалось, что не все готовы брать в аренду вещь, не пощупав и не померив — понадобился шоу-рум. Самые большие статьи расходов: разработка сайта (нужно было делать срочно), аренда помещения, фотосъёмка. Инвестиции в прямую рекламу тоже бы не помешали — но их нет. Однако девушки использовали все бесплатные возможности. Например, предложили свой сайт в качестве "подопытного кролика" сервису контекстной рекламы Begun — их контекстная реклама размещалась бесплатно, за это они должны были предоставить доступ ко всей статистике.

Как скоро выяснилось, ожидания предпринимательниц оказались завышены в 5 раз: "Мы планировали сдавать по 10 платьев в день, а через 3 месяца сдавали по два. Изначально, когда открывались, было 70 платьев. Если бы денег было больше, мы бы расширили ассортимент: хороший товар сам себя продает".

А самое неожиданное последствие нового проекта Наиля прочувствовала на себе: "Видите, я сегодня в платье? В настоящем платье, которое сшила портниха? Это я — человек, который до этого 365 дней в году ходил в джинсах. Платье привлекает внимание и вызывает уважение — и у женщин, и у мужчин. Это как раз к известному правилу: „У вас не будет других 30 секунд, чтобы произвести первое впечатление“. Платье ставят все на свои места, то есть привносит женское в поведение, в то, что делаешь, и как это делаешь".

Заработать в Интернете - и в реальности. Женские истории успеха
Людмила Булавкина с детьми

К содержанию

Самый главный вопрос

— Может ли стартап прокормить семью?

— Так хочется ответить, что может! — улыбается Наиля. — Но это не всегда так. Преподавая электронную коммерцию в Высшей школе экономики, я спрашиваю на лекциях магистров, знают ли они бюджет своей семьи? Основной контингент люди 25-28+, чаще всего семейные, с маленькими детьми. Поднимают руки не больше половины... Что это означает? Что живут не по доходам, а "как придется" и "как получится". Есть необходимые траты, которые не зависят ни от настроения, ни от наличия или отсутствия работы — квартплата, телефон, детсад, еда. А есть уже траты не обязательные — кино, ресторан, отпуск за границей, машина или новые гаджеты.

Так вот, обеспечить обязательный бюджет стартап может. Заработать на небольшом "домашнем" проекте на все, что придет в голову — конечно, нельзя.

Наиля и Людмила предостерегают всех, кто надеется на быструю окупаемость проекта — потому что результаты не бывают сразу ощутимы: год-полтора надо работать, а потом только оценивать: "Что проект не пошел, можно понять довольно быстро. Или лучше сказать, что проект пошел не так, как планировалось. Это не должно вызывать реакцию „все, не получилось, забыли“, это должно толкать на пересмотр самой идеи и стратегии развития. Идеальный вариант — призвать к обсуждению опытных людей. Площадок, где можно посоветоваться и обсудить проект сейчас уйма — это и Startup Women, и Startup Point и многие-многие другие".

Заработать в Интернете - и в реальности. Женские истории успеха
Людмила Булавкина и Наиля Замашкина в своем шоу-руме

Советы начинающим

  • Просите помощи, совета, критики у всех знакомых, родных, друзей. Спрашивайте всех! И помните цитату из "Крестного отца": "Умные люди не дают взяток, они делают друг другу одолжения". Просите помощи у всех — помня, что за это надо будет платить.

  • Читайте много, думайте много, не стесняйтесь обсуждать своей проект с друзьями и не только — пусть это будут случайные люди: они тем и полезны, что находятся снаружи, а не внутри вашего проекта. Как раз взгляд таких людей может оказаться очень полезным.

  • У вас должны быть четкие ориентиры: бизнес-план, план развития, обязательно — на бумаге, сто раз проверенные и соотнесенные с такими же проектами в России или за рубежом. Шаблонов всех этих документов сейчас уйма в Сети — никаких секретов, читайте и заполняйте документы по своему проекту.

  • Попробуйте все возможности, не предлагайте деньги сразу, еще много за что придется платить. Раскруткой на первых порах вполне реально заниматься самим.

  • Любой бизнес, который занимает больше часа в неделю, должен отзываться в душе. Этот внутренний драйв — первичен. Без него тяжко переживать моменты падений.

  • Остерегайтесь долгов и кредитов, если это ваш первый опыт в бизнесе. Идеальный вариант, если начать нужно, а денег не много — найти профильного партнера. Например, мы сняли шоу-рум в одном помещении с ателье — получилась взаимовыгодно и удобно: посетительницы приходят в ателье — видят платья, посетительницы приходят в Look100.ru — видят работы портних ателье. Иногда получалось так, что вместо того, чтобы сдать наши платья в аренду, мы продавали изделия ателье.

  • Мы уверены: всегда можно найти большого партнера, который сможет поддержать ваш эксперимент. Но тематика вашего проекта должна быть близка к тематике бизнеса партнера. И нужно договариваться "на берегу", как именно вас готовы поддержать, и что от вас будут ждать в результате.

К содержанию

Активные женщины — и их возможности

Интернет-площадка StartUp Women придумана специально для общения и взаимной поддержки женщин-предпринимателей, а на самом деле, для всех, кому интересно создание интернет-проектов в нишах food/fashion/kids/beauty/education — в общем, тех, чья целевая аудитория — женщины. Одна из создательниц площадки Мария Косенкова рассказывает:

"Предприниматели зачастую, придумывая идею, решают свою собственную проблему. Интернет дает сейчас уникальную возможность — реализовать любую идею, запустить свой проект — и решить какую-то свою проблему. И что самое важное — сделать это с минимальными затратами — по сравнению с началом оффлайн-бизнеса.

Опять же, свое дело — это независимость, это возможность самореализации, самостоятельного планирования своего времени. Жизнь человека, который решает начать собственное дело, очень яркая, интересная, насыщенная. Не без преград, проблем и тупиков, конечно — но с высокой степенью свободы.

  • 70 % всех потребительских товаров и услуг заказывают женщины
  • около 65 % аудитории Рунета — женщины
  • около 66 % пользователей социальных сетей также женщины
  • 43 % женщин-менеджеров недовольны своей работой, что часто вынуждает их открыть собственное дело, которое можно успешно совмещать с личной жизнью
*Данные исследования Accenture по 29 странам мира (в том числе, и России)

Сейчас активно растет потребление услуг в интернете именно за счет женской аудитории. Появляются всевозможные fashion-проекты (интернет-магазины одежды, блоги, медиа), проекты для родителей и детей (афиши детских мероприятий, продажа товаров и услуг, мобильные приложения), проекты в кулинарной нише (сайты с рецептами, блоги, мобильные приложения по заказу столиков в ресторане), также активно растет ниша образовательных проектов (онлайн-курсы, обучающие программы).

Есть огромное количество ниш, где можно реализовать себя, применить свои навыки, знания, интересы, и даже из своего хобби сделать бизнес!"