Содержание:

Этим летом две трети американских пользователей Интернета, по данным компании Compete, посещали сайты социальных сетей. В Тор 10 самых популярных входят MySpace, Youtube, Blogger, Classmates, Facebook, Tickle, MyYearBook, Evite, Livejournal и Typepad. За полтора года посещаемость "социального сегмента" Сети выросла на 109%! Не желаете ли присоединиться?

Социальные сети в Интернете — ресурсы, объединяющие людей в соответствии с целями и интересами, моделирующие онлайн-аналоги реальной жизни. Социальные сети предлагают своим пользователям следующие возможности:

  • поиск коллег, одноклассников, однокурсников;
  • поиск знакомых в цепочках своих знакомых;
  • объединение знакомых онлайн и, напротив, объединение оффлайновых знакомых;
  • поиск сотрудников и работы;
  • поиск людей со схожими интересами, создание сообществ;
  • поиск интересного контента (дневников, фотографий, видеоматериалов, информации о людях и компаниях и т.д.);
  • самовыражение через публикацию собственных записей;
  • общение на форумах, в сообществах, чатах, с помощью внутренних сообщений и комментариев (обмен идеями, полезной информацией, получение оценки собственных идей и т.д.);
  • знакомства с членами сетей (для работы, бизнеса, дружбы и т.д.).

Сайт становится сетью, если он постоянно дополняется новой информацией, интерактивен, позволяет людям знакомиться, обмениваться данными, оставлять свои контакты или как минимум обращаться друг к другу (главное для сети — постоянная качественная аудитория). Создать свой сайт может любой — были бы деньги на регистрацию и оплату хостинга. Построить и поддерживать сеть намного сложнее (нужна идея) и дороже. На восстановление деятельности возрожденной социальной сети Friendster, по сообщению Wall Street Journal, требуется $10 млн. Знатоки говорят, что и в России менее чем $50 тыс. в год не обойдешься — нужны хостинг с запасом, бесперебойная веб-поддержка, модератор контента, баннерный обмен и т.д.

К содержанию

Ваш фасончик, ваш размерчик

Сегодня на карте Всемирной паутины множество социальных сетей. От Classmates (поиск одноклассников, русский аналог — "Одноклассники.ру") до Live-journal (ведение дневников), от Mommybuzz (сообщество мам) до LinkedIn и Ryze (профессиональные сообщества). Чем больше у человека социальных ролей, тем больше у него регистраций и контактов. "Мне по долгу службы нужно следить за всеми сетевыми интересными ресурсами, поэтому я регистрируюсь во всех подряд, смотрю, кто в них состоит, какова структура и функции, как быстро они работают, — говорит Антон Носик, основатель Lenta.ru. — Но состою я в 12 сетях. Что выбрать? Все зависит от ваших интересов. Стоит зарегистрироваться в LinkedIn и "Мой круг" как больших сетях. Можно также вступить в несколько сообществ, которые соответствуют вашим специфическим запросам. Но всякий раз спрашивайте себя: зачем я это делаю? Сеть должна помогать, а не отвлекать".

Вопреки существующему мнению о том, что социальные сети — изобретение, нужное только детям, подросткам и тем, кому нечем заняться, среди пользователей немало успешных профессионалов. Все зависит от того, о каком сообществе идет речь и какие цели преследует сам человек. На сегодняшний день эталонным профессиональным сообществом считается LinkedIn (более 7 млн. пользователей по всему миру). С его помощью можно найти самых разных специалистов, зарегистрированных в сети, найти и разместить вакансии, запросить рекомендацию у тех, кто присоединен к вашей сети, вычислить знакомых в сетях ваших знакомых, связаться с интересующими людьми через общих знакомых и т.д. "Хочется верить, что толк от этого ресурса есть — по крайней мере, один мой знакомый, искавший работу, благодаря LinkedIn ездил на интервью в финансовые компании в США, — вспоминает Глеб Покатович, старший эксперт Центра фискальной политики, пользователь LinkedIn. — Но, с другой стороны, он гениальный менеджер..." "LinkedIn был первой успешной сетью и теперь служит моделью для многочисленных копий во всем мире", — говорит Антон Носик.

Для российского виртуального пространства наличие достойных образцов для подражания особенно актуально — долгое время социальных сетей в Рунете не было в принципе. Первая отечественная сеть, "Мой круг", была создана лишь в 2005 году — именно тогда в ней зарегистрировался первый человек, не входящий в команду создателей проекта. А 28 июня 2006 года в "Мой круг" вступил 100 000-й пользователь (для сравнения — в крупнейшей американской сети MySpace, которую неоднократно называли самой успешной, по данным The Observer, состоит 100 млн. пользователей. Сеть входит в Тор 10 самых влиятельных веб-сайтов). Максим Егоров, директор по маркетингу MoiKrug.ru, вспоминает: "Сеть возникла, потому что Интернет вступил в фазу, когда доступной информации становится больше, а отыскать полезную становится сложнее. Поиск работы или классного специалиста — это одно из проявлений проблемы. Не секрет, что Рунет захламлен устаревшими резюме и липовыми вакансиями. Не менее сложно узнать мнение эксперта, а также подтвердить его репутацию. Именно мнение круга людей, которых мы знаем непосредственно или через цепочку знакомых, позволяет выделить полезную информацию в общем потоке. Подобные рассуждения стали фундаментом для идей социального поиска, а знание современных технологий позволило реализовать их через круги общения. Поскольку в Рунете мы были первыми, то нам пришлось детально изучать опыт западных социальных сетей. В десятках проектов мы не нашли реализации именно нашей идеи кругов общения. В англоязычном Интернете существует много служб, которые фокусируются на одном из аспектов социальных сетей. Для нас общий знаменатель — круг общения. Именно внутри своего круга люди готовы делиться вакансиями, резюме, рекомендациями, новостями. MoiKrug.ru разработан для поиска одноклассников, однокурсников и коллег. На днях через "Мой круг" со мной независимо друг от друга связались два одноклассника, с которыми мы не виделись больше десяти лет".

Еще один проект российского происхождения — "Паутина профессиональных знакомств" Webby.ru — стартовал в январе 2006 года. Его реализует компания HeadHunter. Сервис дает возможность соискателям собирать информацию о работодателе через знакомых людей, работодателям — получать рекомендации о кандидатах от людей, которым они доверяют. По словам Ольги Бруковской, директора по маркетингу HeadHunter, Webby "призван решать проблемы поиска партнеров и клиентов среди тех, кому доверяют ваши знакомые, получения консультаций и экспертных мнений у специалистов, установления бизнес-знакомств, поддержания связей с людьми, находящимися в зоне деловых интересов, восстановления утерянных контактов с однокурсниками и друзьями детства". "Согласно исследованиям в России и за рубежом, примерно в 70% случаев люди находят работу через своих знакомых. Так почему бы не познакомить работодателей с потенциальными кандидатами?"

Но о победном шествии отечественных социальных сетей по просторам Рунета говорить рано. Речь не идет не то что о повторении успеха MySpace (у нас просто нет такого количества пользователей) — не приходится ждать даже появления универсального, многофункционального и удобного сервиса. Уже существующие сети обладают рядом существенных недостатков. Один из пользователей Moikrug.ru, пожелавший остаться неназванным, рассказывает: "Многие достаточно активно подключались к сервису в начале его существования, но стоит сравнить число людей в их первом круге тогда и сейчас — и становится ясно, что почти ничего не изменилось. Это говорит о том, что сервис фактически мертв. В нем не хватает какой-то мелочи — например, встроенной ленты новостей. Того, ради чего стоило бы заходить туда если не ежедневно, то хотя бы раз в неделю".

К содержанию

Правила хорошего линка

Мало зарегистрироваться в одной из социальных сетей. Нужно знать, как себя вести. Помните о том, что люди меняют места работы, номера телефонов и жилье чаще, чем данные о себе на странице сетевого сайта. Или, опасаясь спама, оставляют адреса почтовых ящиков, которые редко проверяют. Ответ иногда приходит через пару месяцев. Второй минус — переизбыток новых контактов. "Нужно учитывать, что в сети много активных участников, которые предлагают обменяться ссылками, хотя ты их не знаешь, — рассказывает Павел Ройтберг, директор департамента по развитию продуктов и услуг ОАО МТС, пользователь LinkedIn. — Вначале я охотно делал это, но потом понял, что такие связи не имеют ценности. Да, у этих людей может быть 10 тыс. связей, собранных благодаря подобным обменам. Но если ко мне приходит человек от случайного знакомого из сети, которого я никогда не видел и ничего о нем не знаю, для меня это все равно как если бы он зашел с улицы. Письмо от знакомого случайного знакомого — все равно что спам. Не устанавливайте случайные связи — от них сложно избавиться. На одной конференции я столкнулся с создателем LinkedIn и спросил его об этом недостатке. Он сказал, что вскоре будет создана кнопка Delete для ненужных связей. И добавил: люди, которые не понимают значения Social Networking, сами выпадут из сети".

К инструкции сетевого строительства хорошо бы поставить эпиграф из Максима Горького: "Около хорошего человека потрешься, как медная копейка о серебро, и потом за двугривенный сойдешь". "Чатиться" можно с кем угодно, а вот "линкнуться" стоит только с теми, в ком уверен. Некоторые сетестроители считают своей основной задачей "набрать" как можно больше связей, не важно каких. Но всеядность владельца сети отпугивает "випов", которым небезразлично, с кем они окажутся рядом в его схеме. Поэтому они тщательно изучают список знакомых человека перед тем, как обменяться с ним контактами. Однако излишняя избирательность и отказ "линкнуться" может превратить потенциального друга в недоброжелателя. Я как-то видела сценку: девушке-менеджеру пришел отказ от случайного знакомого, начальника отдела крупной фирмы. Она сочла отказ верхом неуважения и начала громко комментировать его.

Если вы хотите воспользоваться связями одного из знакомых по сети, спросите разрешения. Не стоит вламываться в чужие медовые соты со своей большой ложкой и сразу после соединения с кем-то проводить аудит его сети, предъявляя список тех, с кем он должен вас познакомить. Уместна просьба представить одному-двум знакомым. Но будьте готовы к ответной услуге. Впрочем, вы вполне можете отказать, если просители вызывают сомнения. Более того, гражданам, чья репутация кажется туманной, отказывать просто необходимо! Прежде чем пустить кого-либо в свою сеть, тщательно изучите его профайл, а при необходимости запросите рекомендацию у общих знакомых.

Чтобы связи множились, проявляйте активность. Изучив свою записную книжку, разошлите знакомым предложения присоединиться к вашей сети. Вступайте в сообщества или создавайте их, общайтесь на форумах, поднимайте интересные темы. И не забывайте — грамотно заполненный профайл, в котором рассказывается о вашем опыте, достижениях и интересах, в разы увеличивает вероятность встретить в Сети тех, о ком можно сказать: "Наше виртуальное знакомство станет началом долгих и плодотворных отношений..."

Позвольте процитировать...

Удивительно: чем больше "виртуализирована" организация, тем больше ее работникам нужны личные встречи. (Чарльз Хэнди, бизнес-консультант)

Доверие — это то, что движет сетями, и оно зависит от способности работников вести диалог друг с другом. Это диктует необходимость обучения персонала взаимодействию. В качестве примера можно привести программу виртуальной групповой поддержки в British Petroleum.(Билл Кверк, автор книги "Создавая связи")

Цифры и факты

  • 94% директоров, по результатам опроса, проведенного Университетом Шеффилда, считают, что к 2010 году коммуникационные навыки станут главным требованием к управленцу. Участники опроса отметили, что эти навыки включают в себя не только умение грамотно формулировать свои мысли, но и способность адекватно воспринимать события, оказывать влияние и добиваться отклика, а также поддерживать сеть деловых контактов.
  • Во многих западных компаниях есть должность "директор по коммуникациям". Например, в компании Whitbread такой директор управляет сетью из 14 коммуникаторов (топ-менеджеры и признанные специалисты в своем деле). В Royal Mail директор по коммуникациям занимается стратегическим планированием. Его задача — оперативно собирать по сети стратегическую информацию и распространять ее.
Елена Крюкова
Статья предоставлена журналом
Карьера