Содержание:

К парадоксальному выводу пришел американский журналист Джейсон Буг. Чтобы дети, став подростками, не тратили все свое время на общение в социальных сетях и не подвергали себя опасности, разглашая личные данные, знакомить их с работой Twitter и Facebook нужно в дошкольном возрасте. Дети в это время еще полностью доверяют родителям, и правила, усвоенные в нежном возрасте, защитят их в дальнейшем в Интернет-пространстве.

Facebook, Twitter и маленькие дети: когда и как начинать?

Первый аккаунт я завел, когда мне было чуть больше двадцати. Когда я занялся журналистикой, неотъемлемой частью моей повседневной жизни стали Twitter и Facebook — эффективнейшие средства взаимодействия с читателями и поиска сюжетов для статей. В какой-то момент работы над этой книгой я обратился к друзьям в Facebook за рекомендациями лучших детских книг и смог пополнить свою подборку списком в несколько сот наименований.

С бесчисленными сетями я познакомился уже взрослым, но совершенно не представляю, что бы это был за опыт, будь я ребенком. Моя дочь (как и все дети, родители которых читают сейчас эту книгу) будет расти в цифровом мире, опирающемся на социальные сети. В отличие от меня, наши дети познакомятся с этим миром задолго до совершеннолетия и будут чувствовать себя в нем настолько свободно, как мне и не снилось. Когда они станут старше, это им даст огромный выигрыш как в социальной, так и в профессиональной жизни.

В то же время для наших детей социальные сети представляют и гораздо большую опасность, ведь они войдут в этот мир, не защищенные взрослыми представлениями и установками, которыми обладал я, вливаясь в компьютерные сообщества. Так что начинать учить ребенка правильному поведению в соцсетях и здоровому отношению к онлайновой жизни нужно уже сейчас.

В книге «Приложение для родителей: что такое семья в цифровую эпоху» Линн Кларк, писательница и профессор, читающая университетский курс по кино и журналистике, пишет. «Мы должны придумать, как объяснить детям, что такое цифровой след — ведь он будет тянуться за ними всю жизнь. Им необходимо относиться к тому, что они размещают о себе в социальных сетях, гораздо более осознанно».

К содержанию

Детские сети: что там происходит?

Взгляните на приложение Toontastic с собственной простенькой соцсетью, где дети выкладывают миллионы собственноручно созданных коротких комиксов. С помощью этого цифрового инструмента дети создают маленькие анимационные фильмы с участием экранных персонажей. Дети постарше могут выложить свои произведения на Toontube — онлайновый ресурс компании, предназначенный специально для этого. На данный момент в этой усеченной соцсети уже выложены пять с лишним миллионов видео из более чем 200 стран.

Создатель приложения Энди Рассел заверяет, что это тщательно контролируемая и безопасная среда: «Мы обязываем родителей просматривать любой контент, прежде чем он будет выложен в Сеть. Когда ребенок заходит и создает мультфильм, мы высылаем его родителям электронное уведомление, в котором говорится: „Привет, посмотрите это, пожалуйста, и убедитесь, что содержание вас удовлетворяет“. В конце концов, у каждого свои представления о том, что можно выкладывать в общий доступ. На наш взгляд, важно, чтобы это решал родитель, а не мы».

Компания также мониторит свою соцсеть, чтобы исключить использование бранной лексики и неприемлемого контента. Но Рассел призывает родителей контролировать общение ребенка в социальных медиа: «Это касается любой сети — не оставайтесь в стороне и не перекладывайте ответственность на разработчика сети или приложения. YouTube не знает, что лучше для вашего ребенка. А вы знаете. Ваши дети должны научиться ответственно подходить к участию в онлайновых сообществах, и это, скажем прямо, ваша забота».

Кэролайн Кнорр из Common Sense Media рассказала, что ее сыну нравится сайт LEGO — еще один ресурс, где дети имеют возможность обнародовать свои творения (LEGO Create & Share Galleries). Сначала она сама не пожалела времени, чтобы познакомиться с этим сайтом, и делится с родителями советом, на что следует обращать внимание: «Для меня важно, чтобы комменты имели приемлемое содержание. Кто-то на сайте должен отвечать за то, чтобы пользовательский контент соответствовал возрасту вашего ребенка. Я всегда обращаю на это внимание».

Кэролайн Кнорр также считает принципиальными следующие моменты: «Ищите серьезные параметры конфиденциальности, убедитесь, что вас удовлетворяют правила пользования сайтом. Удостоверьтесь, что ваш ребенок понимает эти правила, чтобы с обеих сторон не было никаких нарушений».

Учительница начальных классов из Канады Карен Лиренман пользуется на своих уроках материалами блогов, социальных сетей и других онлайновых ресурсов, благодаря чему наработала бесценный опыт в этой неизведанной области. Карен советует родителям Twitter для первого знакомства детей с соцсетями. Незачем открывать ребенку собственный аккаунт, достаточно вашего.

Еще совет от Лиренман: свяжитесь через Twitter с любимыми писателями своего ребенка. Если ему нравится какая-то книга, напишите ее автору или художнику-оформителю. «Через Twitter дети могут напрямую сообщить автору, что им понравилось в книжке, или задать вопрос, — говорит Карен. — Как правило, авторы довольно быстро отвечают. Это показывает вашим детям, что их мнение имеет значение».

Facebook, Twitter и маленькие дети: когда и как начинать?

К содержанию

Научить дошкольника пользоваться Facebook: что это значит

Лиренман подчеркивает, как важно научить ребенка безопасно и счастливо жить в онлайновых мирах: «Объясните им правила в отношении персональных данных: не сообщать свой телефонный номер и адрес, держать при себе сведения личного характера. Факты, которыми вы делитесь только с доверенными людьми, не должны обнародоваться в социальных медиа».

Ученики Лиренман ведут блоги и сами решают, что и в каком объеме рассказывать о себе. Учитель контролирует всю систему создания постов: все, что в конечном счете публикуется в блоге класса, сначала получает ее одобрение.

Лиренман предлагает родителям последовать ее примеру и завести семейный блог в Blogger, Wordpress или даже в Facebook или Twitter: «Дети могут иметь целиком и полностью собственный блог, который будут вести из дома, описывая свою учебу или творчество. А родители пусть займутся фотоальбомами».

Занимайтесь всеми этими делами в Интернете вместе с ребенком — и вы избежите проблем в дальнейшем, если он начнет знакомиться с социальными сетями уже подростком. Неважно, что именно вы делаете, главное — делать это вместе. Иначе вы фактически приучаете ребенка к мысли, что общение в социальных сетях — сугубо уединенное занятие.

Моя дочь Олив растет, ежедневно наблюдая, как я сижу в Facebook или Twitter или пользуюсь другими инструментами, чтобы выполнить свою работу. Но видит она и дурные мои привычки. Если вы бездумно просматриваете страницы в Facebook, непрерывно выкладываете семейные фото или ежеминутно лазаете в Twitter-канал, ребенок научится у вас тому же самому.

«Мы, родители, можем проявлять интерес к детям, интересуясь их онлайновыми мирами», — заключает Кларк Лиренман. Она также призывает следить за тем, чтобы самоуважение ребенка не определялось соцсетями. Для детей, живущих в XXI веке и публикующих свои творения на LEGO или Toontastic, это серьезная проблема. На мой взгляд, ничто не имеет в их глазах большей ценности, чем признание интернет-сообщества. Всего 10 лет назад такой проблемы вообще не существовало, и неудивительно, что большинство родителей об этом попросту не задумываются.

Подтверждения я вижу в собственной жизни. С появлением соцсетей работа писателя кардинально изменилась. Прежде я творил для неизвестной аудитории, а теперь могу через несколько секунд узнать, как читатели приняли мой опус. Я уже привык получать их отклики в онлайн-режиме через социальные сети, и если какой-то мой текст не вызывает реакции пользователей, это кажется мне провалом. Порой я трачу слишком много времени на поиск и изучение оценок виртуальных аналитиков. Не хотелось бы, чтобы Олив переняла эти привычки, перевернувшие мою жизнь.

Скорее всего, вам самим это знакомо. Может быть, вы то и дело заглядываете в Facebook, чтобы узнать, кто «лайкнул» ваш пост, или изводите себя, не в силах дождаться ответного мейла. Но все мы (в том числе родители и дети) должны стремиться к таким коммуникациям, которые способствуют нашей работе и поддерживают идеи, не подрывая нашу уверенность в себе в ходе онлайнового взаимодействия.