Содержание:

Вы любите кино, но вас раздражает, когда рядом грызут попкорн и смеются над тупыми шутками? Вам нравятся объемный звук и спецэффекты, но наслаждаться просмотром мешают комментарии соседей? Получить от фильма все, что было заложено при съемках, позволяют домашние кинотеатры. Корреспондент "ИП" Николай Герасимов выяснил, как оказаться внутри кинокартины, не слезая с дивана

В США идея полного погружения в кинофильм пришла в дома еще в начале 1980-х годов. Сначала появились бытовые стереовидеомагнитофоны, умевшие раскладывать звук по двум каналам.

После возник стандарт Dolby Surround, когда на носитель записывались две дополнительные дорожки для фронтального и тылового каналов.

К "фронту" при производстве фильма подмешивались диалоги актеров, а к "тылу" - спецэффекты. Для воспроизведения этого стандарта требовались видеомагнитофоны системы Hi-Fi Stereo и специальные акустические системы с двумя дополнительными колонками.

В России, где даже обычные "видаки" появились в свободном доступе только в конце 1980-х годов, эти форматы остались практически невостребованными. Наша страна от монофонической магнитной записи почти сразу перешла к цифровому видео, которое в последние годы записывается с использованием от шести до восьми каналов.

К содержанию

Стреляли...

Разделение каналов записи позволяет определить местоположение мнимого источника звука: зритель понимает, с какой стороны окликнули экранного героя и откуда к нему приближается опасность. Если на экране произошел взрыв с левой стороны, то его будет слышно в левой группе динамиков, а правая выдаст только эхо. Совсем как в реальности. Это разделение обеспечивается современными стандартами записи и воспроизведения Dolby Digital и DTS.

После нажатия клавиши play самая обычная гостиная может превратиться в зону боевых действий или полную опасностей чужую планету - в зависимости от сюжета, качества записи и аппаратуры.

Современный домашний кинотеатр состоит из трех основных компонентов: устройства для получения картинки (телевизора, монитора или проектора), воспроизводящего устройства (DVD-плейера) и акустической системы (усилителя и динамиков). О выборе телевизора ИП расскажет отдельно в ближайших номерах, поэтому сосредоточимся на воспроизводящем и акустическом оборудовании, пригодном для использования в обычных городских квартирах.

К содержанию

Расшифровка сигнала

Любой современный DVD-плейер честно считывает всю информацию, помещенную на диск. Но не каждое устройство может ее полностью интерпретировать. Как правило, на задней панели большинства недорогих плейеров ($50-150) помимо разъемов для видео можно найти стереоразъемы для звука. Этого достаточно для подключения аппарата к обыкновенному телевизору или дешевому комплекту акустики, состоящему из двух динамиков.

На коробке некоторых моделей указано наличие декодеров Dolby Digital / DTS - эти плейеры раскодируют звук самостоятельно, к ним можно подключить комплект многоканальной акустики.

Чтобы облегчить пользователям поиск и настройку оборудования, производители выпускают так называемые коробочные кинотеатры. Их стоимость начинается от $130. В комплект входят плейер и несколько динамиков, что позволяет за сравнительно небольшие деньги получить звучание, не сравнимое со звуком обычного телевизора. Однако в целях экономии схемы приборов значительно упрощены, а в производстве используются дешевые материалы. Все это влияет на качество звука. Гораздо лучшее качество способны обеспечить многокомпонентные системы, где каждое устройство выполняет свои функции: усилитель (или ресивер) раскодирует и усиливает звук, а динамики воспроизводят его с минимальными искажениями.

Покупать нужно с умом, но без фанатизма
Расходы на связь
Чтобы полностью насладиться качеством многокомпонентной системы, следует использовать специальные дорогие соединительные провода (от $10 за метр, покупаются отдельно) и качественные разъемы (их цена доходит до $70 за штуку).
Стоимость коммутации всего оборудования может достигать $1 тыс., не учитывая сопутствующие ремонтные работы. Просверлить стены и подвесить динамики лучше доверить специалистам: качество их работы оправдает расходы на хорошее оборудование. В конкретном помещении проводятся замеры распространения звука, даются рекомендации по звукоизоляции.
Для обустройства домашнего кинотеатра применяют специальное покрытие для стен, пола и потолка, особые экраны-шторки, которые устанавливаются на оконные и дверные проемы. Стоит это мероприятие, включая аппаратуру, обычно десятки тысяч долларов и подходит для зажиточных киноманов-домоседов. И если коробочный комплект вполне можно разместить в стандартной меблированной комнате, например гостиной, то профессиональное оборудование желательно устанавливать в помещении, которое отныне и навсегда будет исключительно домашним кинотеатром.

К содержанию

Многоголосие

На коробке с домашним кинотеатром указывается количество каналов звука. Больше всего распространены системы 5.1 (один низкочастотный динамик, два фронтальных, два тыловых и один центральный) и 7.1, где кроме фронтальных и тыловых динамиков нашлось место еще одной паре - для более плавного перехода звуковых эффектов. Сегодня лидирует формат цифровой записи (обозначается на DVD) 5.1, поэтому воспроизводящие системы 7.1 расширяют панораму искусственно.

Некоторые производители, чтобы максимально удешевить комплект оборудования, выпускают системы формата 2.1, где специальный процессор раскладывает шесть исходных каналов на один низкочастотный и два фронтальных динамика. При этом звук не становится полностью объемным и все равно сосредоточивается спереди от зрителя.

Существуют и менее распространенные воспроизводящие системы - 6.1 (то же, что 7.1, но центральный канал распределен между фронтальной парой динамиков), 8.1 и даже 9.1. Однако фильмов, записанных в этих стандартах, немного, поэтому результирующий звук - самодеятельность каждого конкретного процессора.

Покупать домашний кинотеатр с любой из современных звуковых систем имеет смысл, только если вы будете смотреть на нем лицензионные диски. На болванках, содержащих экранные копии фильмов и целые коллекции из двух и более картин, звуковые дорожки для экономии места закодированы как максимум в стерео. Вся дорогостоящая аппаратура в этом случае окажется бесполезной и будет воспроизводить одну и ту же информацию по каждому из каналов.

Тут хорошее качество уже ни один процессор не обеспечит.

К содержанию

Что слышно

В коробочной системе можно найти динамики разной формы и величины. Недорогие комплекты вроде BBK DK929 ($170) выдают не более 10 Вт на каждый из тыловых и фронтальных каналов, и лишь сабвуфер - самая внушительная по размерам колонка - голосит на 30 Вт. Усилитель такого комплекта либо встроен в плейер (подключается пассивная акустика), либо вмонтирован в корпус сабвуфера (активная акустика).

Поскольку низкие частоты в меньшей степени отражаются от предметов, место сабвуфера в пространстве необязательно четко выверять. В то же время высокочастотные динамики (сателлиты) должны быть расположены в соответствии со схемой (прилагается к устройству). В недорогих комплектах сабвуфер берет на себя почти всю работу по мощности, поэтому сателлиты бывают очень маленьких размеров. Это не самое оптимальное решение, потому что при большой концентрации звука в одном источнике теряется реалистичность, а при перегрузке в самые драматические моменты фильма сателлиты могут начать хрипеть или дребезжать и отбить всякую охоту смотреть кино дома. Правда, эти неудобства компенсируются крайне низкой ценой.

Динамики более качественных акустических систем (покупаются отдельно или входят в комплект дорогих моделей) имеют больший запас мощности (сотни ватт) и не сваливают всю работу на сабвуфер, выдавая звук, как это было задумано при записи.

Получить качественное звучание и выбрать акустику позволяют многокомпонентные системы, состоящие из плейера, мощного усилителя (ресивера) и колонок. Некоторые производители, чтобы удешевить конструкцию, комбинируют плейер и блок усилителя. Эти устройства мало отличаются от коробочных плейеров, но продаются отдельно от динамиков. Как правило, такие аппараты при цене от $160 могут "раскачать" колонки мощностью от 25 до 50 Вт на канал.

Ресиверы подключаются к цифровому выходу DVD-плейера, декодируют и усиливают звук самостоятельно. Производители подобных систем уделяют гораздо больше внимания блоку усилителя (десятки и сотни ватт на канал) и качеству компонентов. На первый взгляд, ресиверы выполняют ту же работу, что и коробочный универсал, но их производители не экономят на умной электронике. Наличие схем защиты от искажений, болеекачественные разъемы - все это позволяет создать хороший звук.

Часто компания-производитель рекомендует использовать со своими устройствами динамики той же фирмы. Действительно, их совместимость тестируется еще на стадии производства. Но если электронные компоненты, скажем Yamaha, не вызывают нареканий, то в производстве акустики эта компания не является лидером. Лучшее звучание смогут обеспечить комплекты колонок производства лидеров рынка JBL , Bose и др. Такие системы могут стоить от $600 до $15 тыс. и выше.

Николай Герасимов
Статья предоставлена журналом
Имеешь право