Содержание:

Всегда повторяется одно и то же. Вы зовете друзей в гости, чтобы похвалиться бронзовым загаром и запечатленным на новенькой камере отпуском у моря. Но уже через 10 минут просмотра зрители умирают от скуки. Да, оператор вы не самый лучший. Давайте учиться! Это легко!

К содержанию

1. Пишите сценарий

Его можно писать в тетрадке, а можно и в собственной голове. Последовательно и сжато изложите все, о чем хотите сделать фильм. Это поможет вовремя остановиться и не снимать лишнее, потому что "много" и "хорошо" - не одно и то же.

Предположим, вы решили снять фильм "С днем рождения, любимый!".

Возможно, ваш сценарий будет таким.

Пролог. Утро. Панорама комнаты. Рука, свешивающаяся с края кровати, спящий мужчина - герой вашего романа (фильма). Звенит будильник. Герой открывает глаза и произносит: "Опять эта камера вместо кофе..."

Завязка. Он пьет кофе, бреется, кормит любимого кота. Он поправляет галстук, протягивает руку за портфелем… И тут вы говорите: "Кажется, я потеряла ключи от машины". (Его лицо крупным планом.) Общий план - он мечется в поисках ключей. Вы позвякиваете перед объективом ключиками и говорите: "С днем рождения, любимый!" (Довольное лицо героя, крупный план.) На фоне закрывающейся двери появляются титры. (Название фильма, как и другие подходящие надписи, можно заранее написать и снять во весь экран.)

Лирическое отступление. Снимаете на видеопленку фотографии, отражающие значимые моменты его жизни: голенький карапуз, дошколенок, первоклашка с букетом, студент…

Развитие действия. Праздничный стол. Звонок в дверь. Первые гости, суета, поздравления. Кот на столе, под шумок ворующий рыбку. Танцы и игры. А чтобы не было монотонности в съемке, проведите интервью с гостями.

Кульминация. Вносят праздничный торт. Все поднимаются с мест, поздравляют. Он задувает свечи. (Снова овации.) Его счастливое лицо крупным планом. Подарки. Общее фото - на память.

Развязка. Тихая музыка. В кадре только вы (снять себя просто: установите камеру на штатив и сядьте напротив). Вы поздравляете любимого, говорите самые нежные слова.

Эпилог. И снова панорама комнаты. Ночь. Любимый и кот, обнявшись, спят. Вполне вероятно, что в ходе работы вы отойдете от своего плана-сценария, но он - ваша основа, тот стержень, на который нанижется весь сюжет.

К содержанию

2. Ловите момент.

Теперь вы превращаетесь в видеооператора и начинаете охоту за интересными кадрами. Колеблющиеся шторы всегда на месте, а вот за котом или мужем придется поохотиться. Это интересно, особенно на отдыхе: подкарауливать героя в самый пикантный момент, когда он разомлел на солнышке. В отпуске чаще случаются неожиданные ситуации. В идеале, взяв камеру в руки, вы всегда должны быть в боевой готовности.

К содержанию

3. Держите камеру ровно.

Чем меньше камера, тем ровнее ее надо держать. Малейшее дрожание рук (от усталости, например) - и снятые кадры будут приплясывать. Ставьте локти на опору (спинку кресла и т.п.). Если такой возможности нет, стойте ровно, камеру держите "жестко", передвигайтесь плавно. А еще лучше делать так: сняла - выключила - перешла на другое место - включила.

Надписи и даты, которые выставляете на самой камере, держите не более 15 секунд (иначе они выдадут все дрожащие погрешности).

К содержанию

4. Смотрите в оба!

Во время съемки оба глаза должны быть открытыми (один смотрит в окуляр, другой наблюдает, что вокруг происходит). Это необходимо для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, как это случилось на свадебной кассете моей подруги. Представьте, на стене висят роскошные оленьи рога. Идет жених. Кто-то окликает его, он останавливается прямо под рогами. Оператор дает крупный план... Надо ли говорить, что эта сценка стала самой пикантной на свадебной кассете…

К содержанию

5. Избегайте монотонности.

За столом гости могут долго веселиться, а в видеофильме достаточно лишь несколько секунд показать красивый стол (пройдите с камерой вдоль стола) и только секунд по 20-30 (не считая тостов) - процесс еды. Тогда это будет легко и весело смотреть. Долго держать в кадре одну картинку нежелательно (например, 10 минут танцев, снятых из одной точки, будут выглядеть скучно). Снимайте танцующих с разных точек: издалека, в толпе, сверху, снизу, пройдитесь по кругу. Те же 10 минут пролетят незаметно.

К содержанию

6. Заканчивайте сюжет статичным кадром.

Перед тем как остановить съемку, на 2 секунды наведите камеру на малоподвижный объект (тлеющие угли в мангале). Это знак, что вот-вот начнется новый сюжет.

К содержанию

7. Запоминайте последний снятый кадр.

Начиная снимать следующий эпизод, вспомните, каков был предыдущий. А заодно и прислушайтесь, о чем говорят герои. Иначе может получиться так... Пляж, солнечные блики на лице мужа… Он протягивает руку и говорит: "Ах, я без нее жить не могу"... Счастливый взгляд его жены… И вдруг любимый делает брезгливое лицо: "Кажется, она с душком, пора выбрасывать". На самом деле вторая фраза относилась к колбасе… Просто она была снята после небольшой паузы.

К содержанию

8. Сочетайте разные планы.

Предположим, за кадром голос подруги говорит: "И что она нашла в этом парне?" А камера показывает этого парня в рост - это общий план. Затем приближается и показывает его по пояс - это средний план. Затем камера во весь экран берет лицо (или карман, из которого торчит бумажник) - это крупный план. (Подмигивающий глаз героя - сверхкрупный план.) Планы надо чередовать, потому что именно так мы привыкли смотреть на мир. Сначала окидываем взглядом все вокруг, а потом рассматриваем что-то более детально, потом переводим взгляд на окружающие декорации.

Облизывающийся пес, шашлык на шампуре, лесная поляна, лес… Ведь вы ведете настоящий кинорассказ, а не регистрацию фактов.

К содержанию

9. Перебивочные кадры.

Фильм строится так, чтобы зритель не был все время в напряжении, мог отдохнуть. Такую передышку создают "перебивки" (цветы на дачной клумбе, следы на песке…). Они помогают сделать плавным переход от одной сцены к другой.

Старайтесь выбирать "перебивки", которые перекликаются с темой фильма. Используйте спецэффекты, заложенные в функции камеры.

К содержанию

10. Снимайте корректно.

Однажды дама, увидев своего "снятого" на пляже мужа, долго хохотала: "Что? Неужели это волосатое и тощее - моя любовь? Развестись, что ли…" Увы, камера бесстрастно зафиксирует все, что попадет в кадр. Чтобы человек получился не хуже, чем в жизни, надо правильно выбрать точку съемки. Если человек стоит на горке, а вы снимаете снизу, он будет выглядеть как монумент на пьедестале. Худощавый и высокий окажется еще более длинным. Если же вы с камерой на горке, а человек внизу, он получится коротышкой.

Если снимать чуть снизу (на корточках), то у героя появятся длинные ноги. Если сверху из-за головы - то пышная грудь. Не увлекайтесь крупным планом! Только малыши всегда выглядят очаровательно… Некоторые тактичные операторы придерживаются принципа: чем старше человек - тем дальше камера… (Взрослые - по грудь, пожилые - по талию, и не ближе!)

11. Учитывайте освещение и время суток.

Полные лица лучше снимать, когда свет на них падает сбоку, так как при фронтальном (в лоб) освещении любое лицо выглядит гораздо круглее, чем есть на самом деле. А вот худое лицо, наоборот, не любит бокового света, так как он резко выделяет все дефекты.

12. Готовьтесь к неожиданностям.

Многие считают своим долгом подшутить над оператором. Что тут можно сделать? Пообещать снять так, что мало не покажется. Почему-то после этого абсолютно все "строятся" и делают то, что вы сказали.

Маленькие хитрости

Стоп-прием. Для выполнения нужна 100-процентная устойчивость камеры. Ваша подруга собирается уходить. Она, сидя в кресле, говорит: "Я исчезаю". И действительно исчезает. Делается это так: сняли первую часть, выключили камеру и, не сдвигая ее с места, включаете после ухода подруги. Так же делается чье-то внезапное появление или превращение.

Танец на ладони. Герой становится на колено и протягивает руку на уровне груди ладонью вверх. Замирает как статуя. Героиня отходит от него метров на 10-15 и замирает. Ваша задача: присев и глядя в камеру, совместить героев так, чтобы девушка оказалась стоящей на его ладони. Затем включайте камеру и, снимая, попросите ее покружиться, как в вальсе, не сходя с места.

Опасный трюк. Ваш сын едет на велосипеде. Вы круто наклоняете камеру и снимаете. В записи выходит опаснейший спуск с крутой горы. Только следите, чтобы в кадр не попали дом или дерево, под таким углом это будет выглядеть нереально.

Надписи и подписи. Напечатайте (или напишите фломастером) титры, комментарии и т.п. заранее, а во время съемок снимайте текст крупным планом - когда какой нужен.

Кругосветное путешествие можно симулировать. На стену (или большой белый экран) проецируете диапозитивы (Ниагарский водопад, субтропики, Антарктида - что больше нравится). На их фоне проводите съемку. Только не забудьте, что одежда должна соответствовать "диапозитивному" сезону.

Статья предоставлена журналом
Домашний очаг