Сейчас полки магазинов буквально завалены развивающими игрушками, но их обилие часто не облегчает, а только усложняет выбор. Кроме того, многие родители в погоне за модой, которую диктует повальное увлечение ранним развитием, часто покупают игрушки только потому, что они заявлены как "развивающие".

"Как это, у вас нет развивающих игрушек?" - спрашивает такая мамочка у подруги по детской площадке, вытаращив глаза и всем своим видом демонстрируя превосходство. При этом ее мало заботит то, что эти развивалки попросту пылятся у нее дома на полке, а ребенок не проявляет к ним никакого интереса. Главное – сам факт, что ее чадо обеспечено необходимым набором деревянных, пластиковых и тряпочных прибамбасов, которые можно гордо демонстрировать гостям.

Мало иметь развивающие игрушки – нужно уметь играть с ними! Мудрые родители знают, что к развивающим игрушкам положено если не пособие, то хотя бы инструкция по применению. А еще лучше обратиться в развивающий центр и записать ребенка на занятия, ведь кто как не специалист лучше организует работу по данным пособиям! Благо, что таких центров, готовых за ваши деньги (и часто немалые) сделать из вашего отпрыска чудо-чадо, сейчас очень много. Что поделать, спрос, как известно, рождает предложение!

В журналах публикуются статьи специалистов, из которых следует, что прежде чем осчастливить своего ребенка развивающей игрушкой, неплохо для начала разобраться, к какому виду восприятия он больше тяготеет, т.к. для ребенка-зрителя больше подходят одни игрушки, а для ребенка-деятеля – совсем другие. Нетрудно догадаться, что такие типы в чистом виде встречаются редко и определить, к какому из них относится ваше сокровище, довольно сложно, имея под рукой лишь общую схему.

Особый трепет у сторонников раннего развития вызывают авторские игрушки. Вкладыши Монтессори, игры Никитиных, кубики Зайцева… Последние, например, славятся тем, что после того, как вы их приобретете, вам потребуется немало времени и сил, чтобы собрать и склеить их. По форумам ходят легенды о том, как мамы и папы собирали на улицах пробки для наполнителей, как собранные кубики быстро расклеивались и теряли форму…

Можно, конечно, купить и готовые кубики Зайцева по цене около 2 тысяч, но потом может запросто оказаться, что ребенок ими и не заинтересуется. И тогда родители наверняка решат, что, наверное, с их чадом что-то не в порядке, ведь соседские Даша и Федя уже давно по таким кубикам читать научились! А стоит ли ориентироваться на чужих детей, если гораздо разумнее присмотреться к собственным?

Удачным, на мой взгляд, является вариант, когда игрушка делается "под ребенка" – имеются в виду всякого рода развивающие коврики и мягкие книжки. Чудесно, если мама умеет шить и готова потратить пару ночей на такой подарок для своего малыша – мне не раз попадались фотографии таких произведений в Интернете – залюбуешься! А если мама шить не умеет, но очень хочет одарить ребенка подобной вещицей? В чем же проблема? Можно сделать на заказ у местной рукодельницы – коврик обойдется вам "всего лишь" в 1200-1500, а книжка – чуть побольше. Я уж не говорю о том, сколько стоят развивалки импортного производства, которые в большом ассортименте представлены в детских магазинах.

Вот и получается, что люди, не обладающие достаточными средствами, ну никак не смогут обеспечить своего отпрыска многими или хотя бы некоторыми из этих благ. Так что же, выходит, что дети малообеспеченных родителей просто-таки вынуждены остаться недоразвитыми созданиями? А тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос: а много ли развивающих игрушек было у вас самих в детстве?

Ну как же, - скажете вы. - Мозаика, кубики, конструктор… Вот именно! Почти каждая игрушка является в той или иной степени развивающей, и стоит ли лезть из кожи вон и тратить значительные суммы, чтобы приобрести новомодные и часто остающиеся невостребованными игрушки?

Реклама – вообще страшная вещь, в этом убеждаешься, когда, начитавшись о пользе и достоинствах развивающих игрушек на каком-нибудь сайте, ты понимаешь, что практически все из перечисленного совершенно необходимо твоему ребенку, но в действительности это не всегда так. Часто простая большая деревянная пуговица с веревочкой оказывается для ребенка интереснее самой замысловатой шнуровки, а закрывание и открывание коробок из-под обуви, футляра от маминой помады или баночек из-под крема вызывает значительно больший восторг, чем игра с пособиями, призванными выработать аналогичные навыки. А сколько еще можно придумать всего из самых обычных вещей!

Кроме того, нередко дети сами придумывают себе развивалки. Так, однажды мой трехлетний сын, прервав надоевшее ему рисование, начал выкладывать из карандашей геометрические фигуры и буквы, спрашивая у меня: "Мама, а это буква "П"? Мама, а это треугольник?". Мне оставалось только хвалить его и подсказывать, что еще можно выложить. Пару дней спустя он повторил примерно то же с веревочкой, которую случайно нашел в ящике комода, на этот раз у нас появились круги, овалы, буквы "С", "О", сапог и другие предметы.

А что, может, стоит запатентовать его изобретение, назвав его "Волшебные палочки" и "Чудесные веревочки" и собирать себе денежки с доверчивых родителей, которым зачастую просто лень проявить элементарную фантазию?

Mutti.