Содержание:

Работа в команде стала привычной формой организации труда в офисах. Мы работаем в команде, как дышим, не задумываясь. У большинства из нас сложились давние романтические отношения со своими командами. Впрочем, менеджеры редко принимают во внимание это обстоятельство.

Вопрос, стоит ли все еще полагаться на команду или это прошлый век?

К содержанию

Преимущества команд

  1. Команда считается простым и структурированным способом управления людьми. В классической иерархии есть диапазон контроля, который предполагает границы типичной команды размером от 3 до 12 человек. У каждой команды есть лидер, к мнению которого прислушиваются члены команды. Он, в свою очередь, отчитывается перед вышестоящим менеджером, перед которым подобным образом отчитываются несколько команд.
  2. Команда представляет собой платформу для "мыслительного процесса", решения задач, создания идей и инноваций в той мере, в какой две головы всегда лучше, чем одна, при создании рабочего взаимодействия.
  3. Командам определенного размера проще получить финансирование и бюджеты и развиваться за счет эффекта масштаба. Им проще "протащить" проекты, которые не вытянуть в одиночку.
  4. Команда отвечает основной человеческой потребности — принадлежать к какой-либо группе. На протяжении мировой истории во всех культурах люди формировали те или иные группы; у большинства людей существует потребность в социальной/эмоциональной и в когнитивной/компетентной привязанности. В рабочей обстановке эта потребность частично может удовлетворяться принадлежностью к организации и выгодой от ее репутации, причем чувство принадлежности обычно сильнее, если человек входит в команду какого-либо отдела.
  5. Работать в команде веселее, там можно завязать долгую дружбу, иногда команда становится почти продолжением семьи.

К содержанию

Недостатки команд

Существует и другая точка зрения: чаще всего команды работают далеко не лучше, чем группа отдельных людей. У каждой команды есть потенциальная возможность выдавать хороший результат, но во многих случаях этого не происходит. Причин у этого может быть несколько:

  • плохое управление командой (особенно это касается разноплановых команд);
  • не самый оптимальный состав команды;
  • отсутствие убедительных директив и недостаток полномочий;
  • личные конфликты или конфликты в процессе принятия решений и определения, кто и за что отвечает;
  • плохая или неподходящая структура команды или ее размер;
  • нехватка поддержки от организации.

Неужели Ваша команда не страдает хотя бы от одной из этих проблем? Подумайте, например, о ресурсах и инструментах IT, которые вы каждый день используете в своей работе. Какие из этих инструментов специально разработаны для вашей команды?

Насколько хорошо вы как менеджер умеете управлять разнообразной группой различных людей?

Есть ли возможность у членов вашей группы бросать друг другу вызов, открыто говорить и обсуждать проблемы и делиться информацией?

Компании часто специально тестируют человека на собеседовании, чтобы проверить, "впишется" ли он/она в команду. Есть примеры, когда в команде поощряется "групповое мышление" и податливость общему мнению, в связи с чем команда уже не может принимать решения и не завершает выполнение поставленных задач.

К содержанию

Команда мечты будущего

Какая же она, команда мечты будущего? Командная работа подходит не всем, она может привести к социальному остракизму и изоляции человека или группы людей с последующими серьезными негативными последствиями для него (или для людей). Но опять же, сколько человек могут себе позволить не работать в команде? Ведь организации чаще всего держатся за идеологию командной работы. Просто так делаются дела, и мы натренированы обществом думать именно так.

Но в обществе появились тенденции, которые могут изменить наше представление о командной работе. Самая важная — развитие интернета и его приложений. Выражение "две головы лучше, чем одна" предполагает, что в головах у двух людей содержится больше информации, чем у одного. Конечно, это так, но в сегодняшнем странном мире справедливо будет заметить, что большая часть информации, которую мы используем в нашей ежедневной работе, переместилась из головы в сеть. И она находится либо с помощью поисковиков, либо через сети, которые более или менее прочно объединяют людей: такие, как Facebook, Wikipedia, LinkedIn. Таким образом, наша работа все больше заключается в том, чтобы найти, изменить, критически переработать информацию, которая всегда у нас "под рукой". Чаще всего такая работа наиболее эффективно проделывается отдельным человеком, тогда как выводы, дискуссии, возможное применение и приоритеты лучше всего обсуждать в команде.

Новые поколения (например, дети миллениума или "поколение проекта") создают свои собственные команды, сети, группы на Facebook, тусовки или нечто подобное. Им нужна свобода и поддержка для разных видов работы. Им нужно вдохновение и руководство, а не приказы и ограничения. Организациям же нужно поощрять ситуации, когда неформальные "команды" возникают естественно, на основе общих интересов и качеств личности.

Сообщества по обмену опытом — хороший пример современных команд. Это группы людей либо внутри одной организации, либо же межорганизационные, которые увлечены чем-то одним (например, какой-то специальной программой или техникой маркетинга) и в процессе регулярного общения учатся делать это лучше. Такие сообщества необязательно должны быть посвящены Siebel, MindMap, компьютерным играм или iPad. Они могут заниматься бизнес- или общественными вопросами, которые сегодня волнуют многих молодых людей, такими, например, как социальная ответственность, окружающая среда, экология.

Таким образом, задача заключается в том, чтобы модернизировать работу в самой команде, найти правильный баланс между разными командами внутри одной организации и организовать их взаимодействие с командами вне пределов организаций, дисциплин и границ.