Эта поездка состоялась благодаря полугодовой шенгенской мультивизе, которую "шлепнули" нам в испанском консульстве. Мы всего-то собирались съездить в Испанию в сентябре и подавали документы на одну поездку, а получили "мультик", который каждый день после возвращения "чесался" и не давал покоя. И вот, решено: в Париж!

В Париж... Конечно, шикарно, кто б спорил. Только ведь не секрет, что Франция — одна из самых дорогих стран Европы. Поэтому передо мной встала задача организовать поездку так, чтобы посетить-посмотреть как можно больше, а денег при этом потратить как можно меньше. Задача непростая, учитывая, что у нас трое детей: старшему, Степану, на момент поездки исполнилось уже 13 лет, и он во многих местах уже не проходил как ребенок, а младшей, Арине, исполнилось 2 года, и она уже должна была на самолете лететь не как "инфант", a с детским билетом.

Как правило, треть затрат на поездку — перелет, поэтому перво-наперво мониторю сайты авиакомпаний. Смотреть прямые перелеты в Париж Аэрофлотом и Айрфрансом — бесполезно, дешевле 200 евро за билет в одну сторону не найти. Смотрю стыковочные рейсы, а также варианты самолет плюс поезд. Итак, найден самый дешевый вариант. Туда: перелет Москва-Кельн авиакомпанией Germanwings, детского тарифа нет, 80 евро/билет. Далее поезд Кельн-Париж Thalys: 39 евро взрослый, 15 евро — детский (5-12 лет), если покупать за 3 месяца (чем ближе к дате поездки, тем дороже). Обратно: стыковочный перелет Париж-Берлин-Москва авиакомпанией Airberlin: взрослый 98 евро, детский 67 евро. Все билеты бронировала непосредственно на указанных сайтах, деньги списались с карточки сразу, авиакомпании прислали на е-мейл подтверждение брони с номером, а билеты на поезд прислали по обычной почте в конверте недели через две. Поскольку стоимость билетов зависит от дат вылета, то она окончательно и определила даты нашей поездки: 14-25 марта 2010.

Следующий шаг — составление программы поездки, бронирование отелей, машины, входных билетов в парки. Это хорошенькая такая задачка на оптимизацию: посетить максимум желаемого, потратив минимум времени и получив максимум удовольствия. Нужно учитывать время работы музеев-парков (в марте еще "не сезон" и многие достопримечательности доступны в ограниченное время или вообще только по выходным), их посещаемость людьми, чтобы избежать толп народа, правильно выбрать время суток посещения того или иного объекта, например, чтобы получить качественные фотографии и т.д. В общем, я целый месяц пребывала в полнейшем погружении в эту задачу, "обложившись" картами и схемами Парижа, перечитывая сотни отзывов туристов, и, наконец, выдала план поездки. Он с блеском был претворен в жизнь.

День 1. Кельн. Перелет компанией Germanwings и обслуживание в аэропорту Внуково — без нареканий: спокойно, вежливо, точно по расписанию. На борту еда платная, но об этом известно заранее. Из аэропорта Кельна в город идет электричка "S-bahn" (на указателях буква "S" в зеленом кружочке), перед спуском на платформу стоят билетные автоматы, но, честно скажу, сами мы бы не справились (немецким мы не владеем абсолютно): почему-то нужно выбирать в списке конкретную электричку по расписанию. Но мы ж прилетели не одни! К нам подошла русскоговорящая девушка и ловкими нажатиями нужных клавиш быстренько купила нам 2 взрослых (по 2,4 евро) и 2 детских (до 14 лет, по 1,2 евро) билета. Автомат "кушал" только наличные евро.

Никаких турникетов перед платформой нет, билеты проверяют и компостируют контролеры непосредственно в вагоне. Центральный вокзал Кельна сразу после моста через Рейн, электричка идет минут 15. Вышли из здания вокзала, и — ах! Головы кверху, рты открыты — вот он, знаменитый Кельнский собор — огромный, величественный, воздушно-красивый. Возможно, мы сделали ошибку — не пошли в собор сразу, потому что вечером после ужина нам не хватило сил до него дойти, а ранним утром у нас уже был поезд в Париж.

Мы решили засветло прогуляться по Кельну, вдоль набережной — получили огромное удовольствие, несмотря на весьма прохладную погоду. Отель Kunibert der Fiese 3* я бронировала через booking.com, это был единственный отель, отвечающий всем моим требованиям: в пешей доступности от ж/д вокзала, в "старом городе", недорогой — 60 евро за трехместный номер (правда эту цену я "поймала" по спецпредложению). Отель очень понравился, он находится прямо на набережной, мы получили номер "под крышей" с прекрасным видом на Рейн и Кельн. Здание отеля, если верить цифрам на его фасаде, построено в 1234 году, оно буквально пропитано романтическим духом: узкие коридоры и витая деревянная лестница, один "древний" лифт чего стоит, мы никогда такого не видели — как в музее, но в номерах оснащение современное. На первом этаже уютный ресторан в том же романтическом стиле, на стенах — репродукции картин Ван Гога (в тему поездки), мы в нем отлично поужинали (76 евро за 4 основных блюда, салаты, пиво и напитки). После ужина мы погуляли около расположенной совсем рядом красивой церкви Св. Мартина. Кельн оставил очень приятное, теплое, романтическое ощущение, с удовольствием приедем еще раз.

День 2. Кельн-Париж. Париж-Диснейлэнд. Поезда из Кельна в Париж ходят довольно часто, я выбрала самый ранний, отправление в 7:44, билеты были у нас на руках. Пришли на вокзал за 25 минут до отправления поезда — более чем достаточно. Оказалось все очень просто: на табло увидели номер поезда и соответствующую ему платформу, вышли на нее и дальше только ждали, поезд подали за 5 минут до отправления.

Билеты никому предъявлять и компостировать не надо, их проверяют контролеры уже на ходу в вагоне. Оказалось, что я купила билеты в середину вагона, где 4 места "лицом друг к другу" и посередине — столик, так что наша поездка была очень комфортной. Поезд идет очень быстро и неимоверно мягко, наш навигатор зафиксировал максимум скорости — 300 км в час, невероятно! Мы порадовались, что не полетели в Париж напрямую: из окна поезда с большим интересом рассматривали весенние нежно-зеленые пейзажи, деревеньки и города. Поезд сделал всего три остановки, и среди них оказался Брюссель! Если б я это знала заранее, мы б остались там на денек, но — не судьба, в следующий раз. Три часа дороги пролетели очень быстро, и вот он — Северный вокзал Парижа, Gare du Nord. Париж встретил нас ослепительным солнцем и теплом в +15, как мило. Хотелось увидеть все и сразу, но по плану у нас был сначала Диснейлэнд, поэтому мы по указателям отправились на станцию RER (сеть пригородных электричек, проходящих через центр Парижа). Транспортную карту Парижа я тщательно изучила заранее, она есть на сайте ratp.fr, на этом же сайте можно рассчитать оптимальный маршрут, задав начальную и конечную "точку", причем маршрут будет содержать не только подробное описание, на какой станции-остановке сесть, на что пересесть, но и время в пути с точным указанием времени отправления электричек. И на Северном вокзале, и на станции в Диснейлэнде есть "человеческие" кассы, можно без знания вообще какого-либо языка показать на карте (или написать на листочке) нужную станцию и на пальцах показать количество билетов, можно расплатиться банковской карточкой. Мы купили 3 взрослых билета (6,6 евро) и 1 детский (4-11 лет, 50% от взрослого тарифа на любом транспорте Парижа), не сразу, но все же нашли нужную платформу синей линии RER B, и сели в электричку.

— Мам, мам, а мы правда в Париже?

— Ну конечно, я ж тебе говорила, а ты думала где?

— В Африке.

Я оглянулась по сторонам и не смогла сдержать смех. Вагон был заполнен на 99% темнокожими пассажирами. Ну вот, и такой он, Париж, тоже. Впрочем, на следующей остановке мы пересели на красную линию RER A, и там "картинка" посветлела. Через 40 минут мы прибыли на конечную станцию Marne-la-Vallee-Chessy, вышли из здания станции и оказались на круглой площади: справа — вход в парк Диснейлэнд, прямо — вход в Дисней-деревню, в центре — информационный киоск, налево — остановка автобусов и такси — она-то нам и была нужна. Мы знали, что до нашего отеля Santa Fe 2* курсирует бесплатный желтый автобус, 3 минуты — и мы в отеле. На сайте Диснейлэнда я бронировала пакет "входные билеты в 2 парка на 4 дня плюс проживание в отеле с завтраком" по акциям "Дети до 12 посещают парк и проживают в отеле бесплатно" и "При бронировании 3 дня парков/2 ночи в отеле + 1 день/1 ночь бесплатно". Скидки по акциям суммировались, у нас получилось 540 евро на всех. Отель превзошел ожидания (все-таки 2* настораживали): отличная структура — на большой, ухоженной территории несколько маленьких корпусов, комнаты достаточно большие, качественная уборка ежедневно, очень профессиональный англоговорящий персонал, сытный завтрак. Бар, сувенирный магазин, детская площадка, камера хранения багажа, парковка — смело можно дать 3*. По вечерам детей развлекал Плуто, работал детский уголок. Единственный минус — очередь на завтрак. В первый день нас это немного расстроило, но на следующий день мы пришли в 7 часов (это нисколько не было трудно, по московскому времени это 9), и спокойно позавтракали. Народ подтянулся ближе к 8.

В этот день мы были в парке до закрытия 4 часа, успели осмотреть и покататься только в Discoveryland. В парке было много народу (хорошие спецпредложения и отличная погода сделали свое дело), на аттракционы очереди 30-40 мин, к вечеру "фастпасы" (билетики на проход без очереди) уже кончились. Но мы никуда и не торопились, у нас впереди было еще целых два дня.

День 3. Диснейлэнд. В этот день мы решили обойти весь парк так, как надо — по часовой стрелке, начиная с Frontierland. На входе взяли карту на английском (на русском нет), изучили, поняли, что буквами "FP" обозначены аттракционы, на которые можно взять "фастпас", галочкой обозначаются аттракционы, которые обязательно нужно посетить, синим кружочком обведены аттракционы для всей семьи — и т.д. Если время на посещение парка ограничено, то детальное изучение карты и всех обозначений будет очень полезным. Итак, наше впечатление — тройка лидеров в этой части парка.

1. "Big Thunder Mountain" — несущийся по рельсам поезд на острове-горе, выезжающий на этот остров по подводному туннелю, того глядишь свалишься в реку. FP. Ограничение по росту +120.
  2. "Thunder Mesa Riverboat Landing" — путешествие по речке на белом пароходе "Марк Твен". Никакого экстрима, но очень забавно и романтично. Прекрасные пейзажи и природа.
  3. "Phantom Manor" — дом ужасов. Прикольные ужастики со скелетами и мертвецами. Хотя ограничения по росту нет, маленьким детям лучше не ходить. Лида с Ариной "проехали" весь путь по дому с закрытыми глазами.

Следующая часть парка Adventureland — оказалась для нас самой бестолковой. Самый "крутой" аттракцион "Pirates of the Cariben" был закрыт, а "Indiana Jones" (FP, +140) не произвел впечатления — обычные американские горки. Мы, конечно, слазили в жилище Робинзона, подурачились на подвесном мосту и в пещере-лабиринте, но больше в эту часть парка не возвращались.

Далее — Fantasyland — рай для малышни, вот именно здесь можно бесконечно тусоваться с детьми 2-7 лет. Но и наш старший, и мы с мужем с удовольствием впали в детство, покатавшись на многих аттракционах по 2-4 раза! Несомненно, лидером здесь является "It’s a small world " - путешествие на лодке по земному шару: проезжаешь разные страны, повсюду куклы в национальных костюмах, животные, все это движется, пляшет, поет, плавает и летает, все очень празднично, весело, нарядно, еле успеваешь вертеть головой и не успеваешь закрывать рот. Даже при третьем посещении видишь что-то новое. Остальные аттракционы мы затруднились распределить по местам, все они оставили приятное впечатление: и путешествие в сказку про Буратино, аналогично — про Белоснежку, и полет с Питером Пеном, и беготня по лабиринту, и традиционные "чашки", и "лошадковая" карусель, — все очень симпатично.

Когда вышли из Fantasyland, увидели, что на главной улице уже собирается народ на главное шоу — парад диснеевских героев (ежедневно в 17:00). Интересно, но уж как-то очень помпезно и официально. После парада прокатились вокруг всего парка на поезде по железной дороге.

День 4. Диснейлэнд. Диснейвиладж. В этот день мы решили воспользоваться правом придти в парк раньше других — в 8 утра (для живущих в отелях Диснейлэнда). Это действительно стоит того! Диснейлэнд в утренних лучах солнца, практически без народа производит неизгладимое впечатление. Как будто вся эта сказка — только для тебя. Естественно, никаких очередей на аттракционах, вот тут мы "оторвались" в Discoveryland. Четверка лидеров:

1. "Space Mountain" — полет в космос на бешеной скорости, обалденно красивые галактические пейзажи, если суметь сконцентрироваться именно на них, а не на том, как долететь до финиша живым. FP, +140.
  2. "Buzz Lightyear Laser Blast" — весьма зрелищная, динамичная лазерная стрелялка. FP, для всей семьи.
  3. "Star Tours" — кинотеатр с двигающимися креслами — симулятор гонок. FP, +102.
  4. "Autopia" — машинки с педалями, едущие по рельсу. Ничего особенного, но очень весело, если сесть в машины, следующие друг за дружкой. К тому же можно доверить руль ребенку. Для всей семьи.

Кроме того, в этот день мы покатались на лошадке и на старинном автомобиле на главной улице парка. Пофотографировались-подурачились с диснеевскими героями. Посмотрели выступление ансамбля ирландских танцев, а Лида приняла в этом шоу участие: вместе с другими детишками вышла поучиться-поплясать за руку с профессионалами. Осмотрели замок Спящей красавицы и посмотрели театрализованное представление по этой сказке около замка. Не торопясь изучили ассортимент магазинчиков, особенно понравился магазин украшений и стекла-хрусталя в замке Спящей красавицы, где стеклодув делал при покупателях разные чудо-фигурки. Ну и конечно, дети покатались в третий-пятый-десятый раз кто на чем.

Этот день оказался праздничным — День святого Патрика. Парк работал до 21:00, и вечером было шоу с фейерверком. Везучие мы!

После парка решили прогуляться по Диснейвиладж: "деревня" бутиков и ресторанов-баров-кафе. Несколько забавных "пятачков" для фотографирования. Деревенская улица упирается в набережную озера, на которой можно не только посидеть на лавочке и отдохнуть, но и подняться в небо на воздушном шаре (12 евро/взрослый, 6 — детский). В кафе "Mikkey" диснеевские герои развлекают малышню, давая возможность родителям наконец-то спокойно посидеть и поесть.

День 5. Диснейстудио. Этот парк, на мой взгляд, совершенно незаслуженно получил в интернетовских рассказах о Диснейлэнде роль второго плана. Да, он меньше Диснейлэнда, но по уровню новых ощущений, сюрпризов, необычности нам понравился ничуть не меньше, даже в какой-то степени больше. Мы провели в парке весь день, этого нам как раз хватило, чтобы все обойти, все посмотреть и вдоволь покататься на аттракционах. Безусловный лидер здесь — шоу каскадеров. Потрясает всех — и детей, и взрослых. Видеозапись этого шоу есть в интернете, и, как оказалось, наш папа видел его, но, тем не менее, впечатления, полученные от увиденного наяву, оказались гораздо сильнее. Дорога к площади, где проходит шоу, идет мимо мастерских со стеклянными стенами — можно посмотреть на инструменты, детали, всевозможные штучки, которые используют для своих "ласточек" мастера. На второе место мы поставили "The Twilight Zone Tower of Terror" — приключения в темном лифте, падающем быстрее скорости свободного падения. FP, +102. На третье — "Rock’n Roller Coaster starring Aerosmith" — поезд, несущейся по туннелю с музыкальными пейзажами под рок-н-ролл. Аналог Космической горы в Диснейлэнде, но помягче, доступен детям +120, есть FP. В 14:45 в парке происходит главное действо — парад диснеевских героев на ретро-автомобилях. И этот парад нам понравился больше, чем в Диснейлэнде: во-первых, очень красивые машины, во-вторых, герои, проехав по парку, "выгружаются" на сцену и разыгрывают представление, после которого подходят к каждому ребенку (это возможно, потому что детей намного меньше, чем в Диснейлэнде). Получается очень доброе, веселое действо, которое "трогает", в отличие от парада в Диснейлэнде. Эх, если б еще знать французский, было бы совсем замечательно. Что еще хочется отметить: "Stich Live" — интерактивный мультик, герой которого чудесным образом слышит с экрана то, что говорят дети в зале в микрофон ведущего (нет, это не заготовка, дети произносят свои имена и т.п.) — невероятный эффект. Для подростков и взрослых: "Armageddon" — взрыв в космическом корабле, "CineMagique" — волшебное путешествие современного героя по известным фильмам, интересные эффекты проникновения человека со сцены в экран и обратно. Для детей: "Playhouse Disney Live on Stage", "Animagigue" — спектакли с куклами. Ну и конечно, аттракционы в "Toon studio": ничуть не хуже, чем в Диснейлэнде, а народу намного меньше.

Ну, вот и все, пришло время прощаться с Диснейлэндом. Мы отлично провели время, нам повезло с погодой, наше пребывание здесь оставило очень теплые воспоминания. Обязательно приедем сюда еще раз, когда Лида и Арина подрастут, и им станут доступны новые аттракционы. И они, в силу изменившегося сознания, воспримут этот парк по-другому.