Содержание:

Начало

Чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения "для души".

Учебное, иногда его называют изучающим. Оно выполняется по заданию учителя и составляет по данным исследований почти половину всего репертуара чтения школьников. Применительно к учению хоть и ставится задача "учение с увлечением", однако школа, прежде всего, труд, волевые усилия, ответственность. Эти требования распространяются и на чтение программной литературы. Здесь много зависит от выработанной у ребенка привычки к умственному труду, от отношения к учебе в целом. Поддерживая энтузиазм ребенка к учению, мы поддерживаем тем самым и его программное чтение.

Литература, входящая в школьную программу, — это произведения, отобранные временем, ее лучшие образцы. Возбуждая силой художественных образов сопереживание ребенка, эта литература способна влиять на него нравственно и эстетически, пробуждать в нем добрые и светлые чувства. Делает ее учебной только одно: ее сопровождают задания и вопросы, требующие анализа текста. Страх что-то не понять, неправильно ответить, не угадать того, чего от ученика ждет учитель, тормозит полноценное чтение, лишает ребенка удовольствия от общения с книгой. Уже сам факт включения произведения в школьную программу зачастую отпугивает от него ученика.

Показательна история, происшедшая с книгой Сэлинджера "Над пропастью во ржи" — любимой книгой подростков всего мира.

Как только ее включили в программу американских школ, в ее адрес посыпались проклятия американских учеников, произошло массовое отторжение их от этой книги. Пример говорит о том, что дело в большинстве случаев не в самой литературе (ее качество не подлежит сомнению), а в том, что она становится учебным материалом и этим самым теряет свою привлекательность в глазах школьников. Ребенок в этом случае, как он думает, читает "для учителя", а не "для себя", "для оценки", а не "для души".

Совет. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

Другое назначение детского чтения — развлечение, релаксация, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Или, как говорят дети, "чтобы посмеяться". Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция — позабавить ребенка. Психологи установили: критерий "смешная книга" часто олицетворяется у младшего школьника с любимой книгой. Любимая — значит смешная. А смешная — значит любимая. К таким книгам для младших школьников относятся произведения Д. Хармса, Г.Остера, многие рассказы Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского, В.Голявкина и других известных авторов.

Любимой книгой многих поколений, с которой можно весело провести время, остается "Мюнхгаузен". Корней Иванович Чуковский — классик веселой книги для малышей — рассказал в своем педагогическом труде "От двух до пяти", как ребята "ржали" от счастья, как только он прочел им несколько строк из этой книги. Он рассказал о том, как он читал детям под их взрывчатый хохот про топор, залетевший на луну, и про путешествие верхом на ядре, и про отрезанные лошадиные ноги, которые паслись на лугу, и, когда он на минуту останавливался, дети кричали: "Дальше!". Такой час чтения может рассеять любую неприятность ребенка.

Надо заметить, что развлекательная литература для детей составляет в настоящее время 40% от числа всех изданий для детей и подростков. В выборе ее многое зависит от вкуса родителей, приобретающих такую литературу.

Определенное место в жизни современного школьника занимает прагматичное, или деловое чтение. Его функция прикладная — научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте, компьютерах, конструировании. Девочки — о шитье, прическах, макияже, кулинарии. Спросом нынче пользуются книги о дизайне, домашнем хозяйстве. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты. Таких изданий сейчас много. К деловым соображениям, касающимся чтения, являются и стремление повысить грамотность, освоить богатство русского языка. Этот мотив чтения особенно значим для родителей, которые нередко его выдвигают как главный аргумент необходимости школьного чтения.

Большой удельный вес в структуре свободного времени учащихся занимает познавательное чтение. Опросы детей показывают, что книга для них, главным образом, источник знаний. "Читаю, чтобы больше знать", — говорят дети.

Здесь на первое место в последние годы вышли энциклопедии и справочники, которые издаются нынче в огромном количестве. Они становятся настольными книгами во многих семьях. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам и из разных областей знаний. При всей важности такого чтения в нем есть опасность — информированность читателя, лишенная души. Огромный пласт научно-познавательных книг, отличающийся стремлением авторов заинтересовать ребенка окружающим миром, вызвать в нем любознательность, пытливость ума, оказывается в тени безличных и бесстрастных энциклопедий, вырабатывающих эрудицию без глубины собственных мыслей читателя.

Духовным экстрактом культуры является художественная литература — искусство слова. Чтение ее является глубоко личностным процессом. Именно чтение художественных произведений чаще всего дети называют чтением для души. Это о ней они говорят: "Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в реальности я никогда бы не встретился. Они открывают возможность побывать не только в прошлом, но и в будущем". "Благодаря книге я научилась справляться с плохим настроением. Когда мне бывает грустно, я беру в руки книгу, и плохое настроение улетучивается". "Когда я читаю интересную книгу, я погружаюсь в какой-то иной мир, мир героев этой книги. Я переживаю за них, радуюсь, восхищаюсь ими. И в этом мире мне становится легче. И мои проблемы уже не кажутся мне такими трудными".

Художественная литература становится для ребенка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания — самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего "я".

Особое значение чтения "для души" имеет поэзия. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции назвал поэзию "высшей формой словесности". Каждый человек, по его мнению, хотя бы в малой степени должен обладать сердцем, зрением и разумом, присущим поэту. В этом он видит предназначение человека. А чтобы исполнить его, человеку с детства необходимо читать поэзию и получать от нее наслаждение.

Из множества существующих видов и мотивов чтения мы назвали лишь несколько, главным образом те, на которые указывают сами дети.

Мы вправе думать, что перечисленные мотивы чтения присущи в той или иной степени и всем нашим школьникам.

К содержанию

Детское чтение нуждается в поддержке

Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне.

Решается не просто участь детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. Неслучайны прокатившиеся по всей стране акции и конгрессы в поддержку чтения. Прошли многочисленные конференции, посвященные этой теме.

Создано в России Межрегиональное отделение Международной Ассоциации Чтения с отделениями в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. 2007 год был объявлен Годом чтения.

Созданы предпосылки и обоснована необходимость создания Национальной программы чтения. Российским книжным союзом, возглавляемым С.В.Степашиным, создан Комитет по чтению, который участвует в разработке такой программы. Цель программы — воспитание читающей нации, а ее ядро — молодое поколение. Создание программы и ее реализация невозможны без участия общественности, в том числе родителей подрастающего поколения.

По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение ккниге и чтению. Разработчики Программы выходят с призывом мобилизовать участников движения "Молодая Россия читает!". Чтение как ядро культуры может стать национальной идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным фактором социального и экономического прогресса.

К содержанию

Что могут родители?

Главный вопрос, который беспокоит родителей: "Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?"

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

"Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как "любить"... или "мечтать"...

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? "Люби меня!", "Мечтай!", "Читай!"

"Марш к себе и читай!" Результат? Никакого. Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты. "Ну как, нравится?" Он не ответит "нет", не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать? Успокоенные, мы вернемся к телевизору".

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: "Успокоенные, мы вернемся к телевизору". О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

Вообще зачастую об обременительности воспитания родители говорят незаслуженно много. Время обслуживания ребёнка они несут довольно безропотно, а вот на воспитание у них нет ни времени, ни желания. Будто им в оправдания, социологи недавно вычислили время, которое в среднем может уделить на воспитание своего ребёнка мать — 20 минут в день. Смехотворная цифра! И вместе с тем — печальная. Но что такое воспитание в чистом виде, разве не проникает оно в досуг, хозяйственные дела, чтение — словом, во всю семейную жизнь? И если уж дела со временем у замотанных родителей так плохи, то, очевидно, следует чем-то поступиться ради духовной жизни детей. Давно известна истина: чем больше детям уделять время и души, тем больше они походят на своих родителей. В это их главная награда, их продолжение, ведь духовное богатство, чтобы стать действительно непреходящим, должно обрести достойных наследников. Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, — прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

Совет. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть — ребенок.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — "не" в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. При чтении вслух у детей возникнет море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребёнка; он не станет держать свои мнения при себе, когда подрастёт. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

Совет. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене "Экран прочитанных книг", где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается ("Нет времени!"). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Естественно, читать надо с выражением, "на голоса", чтобы это напоминало игру.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.

Продолжение
Гарифуллина Татьяна Ринатовна,
библиотекарь, Уруссинская СОШ №3.