Содержание:

Проблема воспитания впервые остро проявляется на третьем году жизни ребенка. Бытовые хлопоты отходят на второй план, постепенно малыш осваивает горшок, начинает самостоятельно есть, одеваться, играть, может рассказать о своих желаниях и потребностях. Но проступки подросшего крохи все труднее списывать на детские шалости, и большинство родителей терзают мысли — не закрепятся ли в характере ребенка проявленные равнодушие, жестокость, жадность; как воспитать умение заботиться о других и сопереживать им, как воспитать бережливое отношение к природе, способность дружить и сотрудничать; как сформировать внутренний морально-нравственный закон.

Первые и главные наставники ребенка — сами родители. Причем намного важнее их советов, наказов и нравоучений — личный пример, которому прежде всего и пытается подражать малыш. Среди прочих воспитателей, не всегда желанных, есть у родителей очень важный союзник — книги.

Художественное слово может оказать более сильное влияние, чем привычные советы родителей. Возрастной кризис заставляет малыша сопротивляться просьбам взрослых, но перед книгами не нужно отстаивать свою самостоятельность и независимость.

К содержанию

Когда книги приходят на помощь

Вот несколько основных проблем, встающих перед родителями, разрешить которые помогают детские книги.

Что такое хорошо и что такое плохо. Одна из главных задач воспитания — формирование у ребенка собственных морально-нравственных ориентиров. Недостаточно добиться того, чтобы малыш заучил несколько правил, поскольку в жизни ему предстоит решать более сложные, неоднозначные задачи. Навык различать добро и зло будет развиваться и совершенствоваться долгие годы. И очень важно поменьше читать морали и больше давать малышу поводов для размышлений. Ситуации для обдумывания можно находить не только в реальной жизни, но и на страницах книг. При этом нужно помнить, что вопросы важнее ответов, и избегать книг, где автор сам все разъясняет, не оставляя ребенку шанса задуматься над решением этических проблем.

Что можно почитать:
Н. Носов. Леденец, Фантазеры, Огурцы, На горке, Карасик
В. Осеева. Волшебное слово и др.
Е. Пермяк. Пичугин мост
А. Барто. Вовка — добрая душа и др.
А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка
Т. Макарова. Мечта Маленького ослика, Слон Хортон ждет птенца
Н.Артюхова. Мяч и песочные пироги
Л. Улицкая. Про доброту
О. Романченко. Галина сказка, Уговорил, Хитрый Шурик

Воспитание чувств. Ребенок может съесть или испортить угощение для всей семьи, мешает отдыхать уставшим родителям, драчлив, топчет насекомых и вырывает с корнем растения, не замечает чужих слез, никогда не предлагает свою помощь. Если речь идет о трехлетке — такое поведение типично. Себя он считает центром мира и не способен без подсказки заботиться о других. Но, тем не менее, учить сочувствию и сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации, идентификации испытываемых чувств необходимо и в раннем возрасте. К сфере чувств и эмоций легче всего пробиться с помощью искусства — музыки, живописи и, конечно, литературы. Считается, что поэзия быстрее вызывает эмоциональный отклик, но не все дети любят слушать стихи. Впрочем, и проза может дать важный навык. В книгах малыши обычно отождествляют себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно учатся заботиться о других.

Что можно почитать:
В. Осеева. Плохо, Просто старушка, Печенье, Перышко
Б. Алмазов. Лягушонок
В. Катаев. Цветик-семицветик
Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок
Е. Благинина. Посидим в тишине
Г. Циферов. Паровозик из Ромашково
А. Барто. История на просеке и др.
Д. Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров

Сложные законы взрослой жизни. Осваиваясь во взрослом мире, малыш нередко попадает впросак. Он торопится поскорее стать таким, как родители, научиться делать то, что они умеют. Но руки и ноги не всегда слушаются, мешает незнание законов природы и свойств вещей. Истории о детях или животных, сталкивающихся с такими же трудностями, отчасти научат малыша предугадывать последствия своих действий, понимать причинно-следственные связи. И самое важное, что такие истории поднимут самооценку ребенка, избавят от страха неудачи. Благодаря таланту писателей, говорящих на языке детей, малыш поймет, что не он один постоянно ошибается, научится смотреть на неудачи с юмором, попытается, как и герои книг, победить непокорные предметы окружающего мира.

Что можно почитать:
В. Драгунский. Денискины рассказы
Н. Носов. Мишкина каша и др.
З. Александрова. Смешные человечки
Л. Воронкова. Маша-растеряша
В. Осеева. Хорошее, Строитель
Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить, Как Маша стала большой
С. Маршак. Вот какой рассеянный

Дружба и сотрудничество. В среднем дошкольном возрасте у малыша просыпается интерес к сверстникам. Теперь ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба — дело непростое. Легко было научить годовалых карапузов играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком. Новые проблемы посложнее — как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще — вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

Что можно почитать:
В. Сутеев. Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка
Л. Муур. Крошка Енот
Е. Пермяк. Самое страшное
И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука
Русские народные сказки: Лиса и журавль, Репка
Н. Носов. Бенгальские огни, Прятки
Л. Улицкая. Грустная история
А. Линдгрен. Принцесса, не желавшая играть в куклы
В. Осеева. Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай
Э. Хогарт. Мафин и паук
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
М. Пляцковский. Урок дружбы и др.
А. Костинский. Тигренок, который говорил "Р-Р-Р!" и его друзья

Опасные последствия. Обеспечить безопасность крохи вполне по силам родителям, а вот исследовательский инстинкт ребенка постарше не остановят никакие преграды, замки, заглушки. Остановить смышленого малыша могут только многократные предостережения и рассказы о неприятных последствиях. И конечно, книги (обязательно снабженные выразительными иллюстрациями), в которых эмоционально рассказывается о героях, нарушавших запреты.

Что можно почитать:
С. Маршак. Пожар
Э. Успенский. Про Веру и Анфису
А. Усачев. Умная собачка Соня
М. Горький. Воробьишко

К содержанию

Читаем, думаем, играем

Прочитав с малышом книгу, подобранную с воспитательными целями, хочется вовлечь малыша в обсуждение прочитанного, узнать, что и как он понял. Однако лучше, если инициатором разговора будет ребенок. Если малыш внимательно слушает, как вы читаете, но не задает вопросов, не стоит опасаться, что ему неинтересно или он ничего не понимает. Попробуйте через некоторое время вернуться к этой книге. Возможно, крохе нужно будет что-то осмыслить, чтобы сделать свои выводы.

Обсуждение книг не должно напоминать моралистическую беседу. Отношение к героям и событиям преподносите малышу как свое собственное (а не единственно верное) мнение. Пусть ребенок сообщит, согласен ли он с вами. Скорее всего, вначале крохе будет трудно обозначить свои чувства словами. Поэтому попробуйте поиграть с текстом книги. Например, придумайте вместе с ребенком другое окончание рассказа или продолжение, где герои будут действовать в соответствии с предопределенными характерами. Если малышу понравится такое занятие, при чтении новой книги прервитесь и спросите его: "А как бы ты поступил? Как думаешь, что сейчас произойдет?"

С ребенком постарше можно попытаться взглянуть на ситуацию с точки зрения разных героев. Полезно отыскивать хорошее в плохих событиях, и наоборот: "Котенок промок под дождем. А кому дождь полезен?" Говорите о чувствах, которые переживают герои, по ходу рассказа. Беседу лучше всего строить в форме вопросов и ответов. Взрослый может сообщать свои мысли (иногда нарочно ошибаясь), а ребенок будет соглашаться или возражать.

По любимым книжкам устраивайте спектакли, предоставляя ребенку выбрать персонажа или попробовать себя в разных ролях. Или изготовьте картонные фигурки героев и разыгрывайте кукольные представления. Если вас пугает мысль о театрализованных действиях, просто вносите эпизоды прочитанных историй или отдельных персонажей в игры с ребенком.

Воспитанию чувств способствует соединение чтения с другими видами искусства. Например, подберите музыкальное сопровождение для какого-нибудь произведения. Или репродукции картин, которые оживят "скучные" описания природы. Если ребенку понравятся такие занятия, предложите ему игру: слушая музыку или рассматривая картины (желательно настоящие, в музее), придумывайте, для какой книги они послужили бы наиболее выразительным сопровождением.

Поддерживайте связь между книгой и реальностью. Во время чтения напоминайте о похожих событиях из жизни малыша, а в жизни иногда сравнивайте поведение ребенка или других людей с литературными персонажами.

Если ребенок отказывается от обсуждений прочитанных книг — не стоит настаивать. Чтение хороших книг и само по себе важная часть воспитательного процесса.

К содержанию

Размышления у книжной полки

Выбирая книгу для чтения и обсуждения, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Содержимое книги не должно противоречить принятым в семье нравственным установкам. Например, кто-то считает важным учить малыша защищать свою собственность, в другой семье приучают к щедрости. Бессмысленно спорить, кто прав, но с автором выбранных книг вы должны придерживаться схожих убеждений.
  • Ребенку важно отождествлять себя с одним из персонажей, иначе книга не найдет отклика, не заинтересует его. Помешать отождествлению может пол, возраст, какие-то черты характера героев.
  • Учитывайте актуальность проблем для жизни малыша. Например, когда ребенок начинает интересоваться сверстниками — подбирайте ему больше книг о дружбе.
  • Важно регулярно читать книжки на родном языке, чтобы малыш усваивал ценности, убеждения, нормы, свойственные вашей культуре.
  • Не забывайте о качестве иллюстраций — персонажи должны выглядеть искренними, эмоциональными, с выраженными (иногда и утрированными) чертами характера. Чтобы не ошибиться, выбирайте издания, украшенные такими мастерами детской иллюстрации, как В. Сутеев, В. Чижиков, К. Ротов, В. Владимирский, Е. Рачев, П. Репкин, А. Пахомов, Т. Александрова, И. Семенов, Ф. Лемкуль, Э. Булатов, О. Васильев и др.

Решив пополнить детскую библиотеку книгами не только развлекающими и развивающими, но прежде всего воспитывающими, вы поймете, насколько обманчиво изобилие детской литературы в магазинах. Больше половины изданий встретят вас серой бумагой, наскоро составленными на компьютере рисунками, бессмысленным текстом. Но и оставшиеся, нередко любимые детьми книжки, вызывают сомнение в их способности воспитания нравственности, доброты, сопереживания.

Как же быть? Распечатывать тексты из Интернета, отыскивать лучшие книжки в библиотеках, самим сочинять сказки и истории. Все усилия стоят того, чтобы потом с гордостью любоваться собравшейся на книжной полке разношерстной компанией добрых друзей и верных помощников.

Юлия Луговская, julug@inbox.ru.