Содержание:

Малыши проявляют большой интерес ко всему, что делают взрослые. Особенно их привлекают трудовые действия, потому что приводят к эффективному результату. Например, на огороде только что земля была сухая, листья пожухлые, а как только полили грядки, земля стала густо-черной и листья сразу ожили, налились свежестью, краской. А кроме того, малыш понимает, что взрослые занимаются полезным делом. Даже когда смотришь на это со стороны, испытываешь удивительное чувство соприкосновения с настоящей жизнью. А уж если взрослые берут тебя в помощники, тут уж малыши, чтобы оправдать такое доверие, готовы горы сдвинуть. Взрослым важно занять ребенка так, чтобы не перегружать, но одновременно не подчеркивать беспомощность малыша.

В два с половиной года мальчики и девочки могут переносить грузы примерно одинаковой тяжести — по 500 г в каждой руке. Но скоро мышечная сила у мальчиков начинает преобладать по сравнению со "слабым полом": мальчики могут переносить по 650 г, девочки — 550 г в каждой руке, а с трех лет и старше — соответственно 700 и 600 г. Следите, чтобы этой работой дети не занимались более 5-7 минут и переносили груз на расстояние до 150 м.

Мускулатура спины у трехлеток еще недостаточно окрепла, поэтому очень важно, чтобы посильные для себя тяжести малыши переносили одновременно в двух руках, — это убережет позвоночник от искривления. Приобретите для вашего старательного помощника два одинаковых ведерка с устойчивым дном, чтобы не переворачивались. Насыпьте в них по 0,5 кг сыпучего вещества (того же песка из песочницы). С внутренней стороны каждого ведерка отметьте масляной краской уровень содержимого. Объясните ребенку, что наполнять ведерочко разрешается только до этой черточки. Проследите, чтобы малыш поступал именно так.

К содержанию

Маленькие исследователи

Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока... только накопление практического опыта под руководством взрослого.

Уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает интересоваться окружающим миром. Так проявляется начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребенка.

Если в младенчестве кроха отличается безудержным любопытством и откликается в основном на внешние эффекты, такие, как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, то на третьем году ребенка увлекают скрытые свойства предметов, которые он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т. д. Малыш изучает предмет, обнаруживает свойства, таящиеся в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.

Стремление к исследованиям формирует такое замечательное качество, как любознательность. Мир будит в малыше азарт первооткрывателя. Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом.

Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию — деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.

Многие родители поисковые действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки. Некоторые дети отличаются особой активностью, они неудержимые проказники. И все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  • экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  • экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.

Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь: совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост. Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.

Игры-занятия с элементами экспериментирования, предлагаемые далее, помогут вам:

  • продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе "действие — результат";
  • воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
  • переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему;
  • воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое;
  • практически знакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т. п.);
  • учить малыша выражать словами свои впечатления;
  • обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

К содержанию

"Водичка-водичка"

Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.

Материалы. Репродукция к потешке "Водичка-водичка" (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее две-три минуты. Отвечает на вопросы: "Кто изображен на картинке? Что делает?" Затем взрослый читает потешку:

Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность почувствовать слова: "вода прозрачная, течет".

В конце занятия мама разливает воду из кувшина по стаканчикам, повторяя еще раз слова: "прозрачная", "журчит", "булькает". Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.

К содержанию

"Какого цвета водичка?"

Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски — например, при рисовании кистью).

Материалы. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см).

Ход занятия. Мама обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например красная, зеленая, синяя, желтая, На своем листе белой бумаги она пробует каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка интерес, промывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает название каждой краски. Мамин листочек откладывается.

Ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает ему четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку для вытирания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. "Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, вода умеет окрашиваться", — говорит мама и предлагает попробовать другие цвета.

Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и "шарики" меняют цвет: "Какого цвета шарик?", "А этот какой?" и т. д. "Какой же шарик? Разноцветный!" — говорит мама, показывая последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

К содержанию

"Волшебные краски"

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного (ахроматический цвет) — коричневый и т. п.

Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие) получают при соединении основных цветов с белилами.

Материалы. Гуашь, кисти, четыре-пять пустых прозрачных стаканчиков.

Ход занятия. Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать, моет кисточку в стакане. Таким образом, возникает цветная водичка. Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике.

Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и показывает малышу фокус: наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. "Что у нас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, а также цветочки". Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвет.

В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом, предварительно спросив разрешения у маленького художника.

Любовь Николаевна Павлова,
"Практическая энциклопедия раннего развития"
Статья предоставлена издательством "РОСМЭН"