Содержание:

Мудрые родители учат детей соизмерять свои финансовые возможности и желания, грамотно тратить и экономить. Однако ни один мудрец не застрахован от неожиданных и досадных финансовых ловушек. Одна из них – чужое благосостояние. Стремление иметь что-то "как у всех" – естественная потребность любого человека. Но желания наших детей часто отличаются крайним максимализмом и порой для нас, родителей, это становится настоящей проблемой.

Тезис "бедность – это плохо" активно внушается и взрослым, и детям. И, скорее всего, это действительно так. Однако самое главное – дать ребенку возможность понять, что в жизни важно не то, сколько денег ты зарабатываешь и как материально обеспечена твоя семья, а то, насколько ты уверен в себе и как сумеешь реализовать свои способности.

Если ваш ребенок может приспособиться к любым меняющимся условиям, обладает душевным равновесием и эмоциональной устойчивостью, то он будет в состоянии адаптироваться к любому обществу и приноровиться к любой ситуации. Он спокойно будет переносить как недостаток денег, так и большое их количество, сможет разумно и рационально накапливать деньги и тратить их. Разумная самостоятельная позиция – вот что важно сформировать в ребенке, чтобы деньги не стали ни кумиром, ни демоном, ни тормозом его жизни.

К содержанию

Если не как у всех...

Как же быть, если денег в семье нет или не хватает? Ведь одно дело, когда ты говоришь своему ребенку "нет" из воспитательных соображений, и совсем другое, когда отказываешь ему из-за того, что у тебя пусто в кармане. Предугадать и удовлетворить все желания ребенка невозможно. Рано или поздно растущие детские потребности и запросы наткнутся на предел родительских возможностей. И снова закрутится механизм недовольства. Тем более что вам придется соревноваться почти со всем светом: у Тани – красивая кукла, у Вани – машина, у Оли – чудесное нарядное платье, а Петя на новогодние каникулы едет в Турцию…

Сравнения не в вашу пользу – это заведомо проигранный бой. Поэтому не стоит создавать у детей ложное впечатление о ваших доходах и возможностях. Научить детей не заглядывать в чужой карман и не хотеть того, что есть у других – задача не из легких. Это не тот случай, когда достаточно один раз объяснить, и дети сразу все поймут и тут же с вами согласятся – предстоит длительный процесс, в течение которого ребенок не раз будет проверять вас на прочность. А если вы видите, что ваш малыш остро и мучительно переживает проблему отсутствия денег в семейном бюджете, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Постарайтесь объяснить ребенку, что, как бы много у вас ни было денег, всегда найдется человек, имеющий больше.
  2. Обсудите с ребенком последствия вашего согласия приобрести ему ту или иную вещь. Объясните, что если вы купите ему на последние деньги, к примеру, новую марку мобильного телефона, такого, как у одноклассника, то папа останется без зимней обуви, а бабушка без лекарств. Нужна ему вещь, доставшаяся такой ценой?
  3. Не сдавайтесь перед аргументом: "У всех ребят в классе это уже есть!" Приучите ребенка к мысли, что в вашей семье принято считать точкой отчета и нормой существования уровень жизни ВАШЕЙ семьи, а не семьи богатого одноклассника.
  4. На просьбы: "Хочу новый компьютер или сотовый" отвечайте своими желаниями: "Хочу новый автомобиль, хочу поехать в Париж". Если ни на то, ни на другое у вас нет средств, просто сядьте и помечтайте об этом вместе. Осознание того, что в семье могут быть финансовые проблемы, дает ребенку очень полезный опыт. Да, в жизни бывают разочарования, но именно преодоление этих трудностей, ожидание желаемого и стремление к нему – истинный двигатель человека.
  5. Попытайтесь на собственном примере показать отношение к данной проблеме. Не расстраивайтесь из-за невозможности купить ту или иную вещь, ведь главное – это то, что вы все вместе, живы и здоровы, готовы помочь и поддержать друг друга в любую минуту.
  6. Выделите ребенку сумму на карманные расходы и скажите: "Я готов покупать тебе хорошие вещи по разумной цене. Если ты хочешь что-то сверх этого, можешь приобрести приглянувшуюся вещь на собственные деньги. Не хватает их? Копи!"
  7. Действенное педагогическое средство – воспитание назидательным примером. Восточный мудрец сказал: "Я сетовал, что у меня нет обуви, пока не встретил человека, у которого не было ног". Любой человек, даже самый маленький, не так огорчится из-за несъеденного мороженого, если будет знать, что рядом кто-то голодает. Важно только, чтобы это знание рождало искреннее сочувствие, а не чувство превосходства.
  8. Будьте оптимистом, не теряйте веру в будущее и внушите это оптимистическое отношение к миру своему ребенку.

К содержанию

Будьте примером!

По крайней мере до достижения подросткового возраста ребенок воспринимает своих родителей как главный авторитет и эталон. Пользуйтесь этим! Взрослый, который уверен в правильности избранного пути, на вопрос, почему он не стал банкиром или предпринимателем, всегда готов дать спокойный и убедительный ответ. И его самоуважение оказывается неуязвимо для упреков.

Детские терзания по поводу недосягаемых благ чаще всего прямая проекция неосознанных или бессознательных родительских терзаний. Если же, несмотря на превратности судьбы, родители смогли сохранить свое достоинство, то и ребенка трудно унизить чужой обновкой или дорогой игрушкой. Ни в коем случае не оправдывайтесь перед детьми в собственной бедности и не страдайте из-за этого. Просто скажите малышу, что вы понимаете его чувства, знаете, что ему многое хочется иметь, но есть вещи, которые просто необходимы для жизни – еда, одежда, оплата курсов английского языка и т. д., и именно им вы отдаете предпочтение в первую очередь.

Расскажите ребенку, если он уже школьник, какой доход имеет ваша семья. Покажите ему статьи расходов, объясните, куда уходит основная часть денег. Пусть он сам посчитает, сколько остается свободных средств, и остаются ли они вообще. Если ребенок видит и знает, как много вы работаете, он смирится с существующим достатком. Со временем у него поменяются взгляды на жизнь, он усвоит новые ценности, сам начнет работать.

Помните: залог душевного здоровья ребенка – душевное благополучие его родителей, счастливый родитель – счастливый ребенок. Независимо от уровня дохода.

Светлана Забегайлова, психолог
Статья предоставлена журналом "Семейный Бюджет", № 12 2007 год
Семейный Бюджет