Хотелось бы поговорить об учебниках, точнее, о тех учебниках, которые выпускаются последние годы, на примере издания 2006 года (не стереотипные, то сеть с изменениями и дополнениями).

Я мама двух детей, и хотела бы сформулировать, что вызывает основные проблемы у детей. И почему помощь родителей нужна очень часто.

Проблема N1 - формулировки на научной основе. Приходится переводить на русский язык авторские перлы. Например, ученику 6,5 лет в учебнике по русскому нужно выучить определение, которое начинается так: "Фразеологизмами называются...". В этом слове 15 букв, и юный маленький ученик честно пытается преодолеть это слово, не вникая в смысл.

Или приоритет действий формулируется как "Действия первого порядка ...действия второго порядка..." и так далее на пять предложений. Прочитав это, ребенок говорит: "Мама, я ничего не понял". В средней школе все настолько научно и затейливо, что вооружиться можно толковым словарем и помощью родителей. Вопрос по литературе для самостоятельной работы: "Какой образ впечатление возникает у вас при прочтении..."

Знаком ли автор с русским языком, не очень понятно.

(Автора не помню, программа Занкова, "Русский язык", 1 класс) (Истомина, Математика 4 класс)

Проблема N2 - в учебниках нет теории. Зачастую пропустившие по болезни дети не могут самостоятельно сделать задания, ибо в параграфе есть только тема и дальше сразу задания. Или теория по математике в 4 классе представлена в виде диалога между Мишей и Машей, по прочтении которого непонятно, кто же прав, и как вообще правильно нужно делать. Жалко родителей, детей, учителей, в конце концов. Что проще - понятное и краткое правило в рамочке, дальше примеры и потом задания.

(Истомина, Математика 4 класс)

Проблема N3 - задания и вопросы в конце параграфа и в рабочих тетрадях не совпадают с содержанием параграфа.

Вопрос: "Что такое стебель?". Определения в тексте нет вообще, значит, надо формулировать своими словами! "Узнайте растение". В тексте про него ничего нет, нужно дополнительно покупать атлас-определитель.

(Плешаков, "Я и мир вокруг меня", рабочая тетрадь) Или еще вопрос - найдите эпитеты в тексте. Но в хрестоматии по литературе нет ни определения, ни примеров эпитетов.

Проблема N4 - лишняя информация. В истории не найти дат, зато много мифов и религии, история ислама, христианства. Ранее все мифы предлагалось прочитать как дополнительную литературу. Не чувствуется логики, временных промежутков и главных действующих лиц истории.

(Донской, История средних веков, 6 класс)

Проблема N5 - контурные карты и атласы. Несовпадение атласа и карт в одной (!) брошюре по масштабу. И в принципе учитель не объясняет, что такое условные знаки, как работать с картами.

Уверена, что многие родители каждый день встречаются с похожими проблемами.

И еще - вот наглость - хотелось бы ответа от Министерства просвещения, есть ли у них обратная связь с родителями, и почему никто не контролирует очевидные ляпы в учебниках.

Ирина Филимонова, filimonova_i@mail.ru.