23.07. Ср. Ну вот, мы и в Норвегии. Карликовая растительность приграничной полосы сменилась обалденно красивыми горами. Ну нет слов, как чудесно - горы, реки, каньоны, и НОРМАЛЬНЫЕ водопады, до которых, однако, далековато от трассы. Надо заметить, что дорогу мы выбрали абсолютно случайно. Вот так, без длительных остановок, совершая фотовылазки у видов, оставивших в моей душе незабываемый след, мы доехали до города Альта. Какой там вид на залив!!! Заехали в Инфо, взяли карту Финнмарка - норвежской провинции, по которой нам предстояло ехать, долго искали место поесть - у них в Норвегии даже китайцы начинают кормить только после 13, а дитя уже в 12 по-фински орет от голода. В итоге, не имея возможности ждать 2 часа, мы заехали в банк, обменяли тугрики и - в магазин, где затарились йогуртом, который затолкали в Алиску, слопали сами и поехали все дальше на Север.

Надо сказать, что в Норвегии очень много голосующих вдоль трасс. На картах даже помечены отрезки пути, где это делать рекомендуется. Один престарелый хайкер нам попался 3 раза в разных местах, пока мы гоняли по городу в поисках инфо и еды. Мы решили, что если встретим его еще 5 раз, тогда точно возьмем, подвинув одно из детских сидений (у нас их было 2 - одно, чтоб спать, а второе, следующего размера, с только сидячим положением, как оказалось, дочка до него еще не доросла).

А какие наглые там олени! Скачут себе по дороге перед автомобилем и хоть бы что! Остановились, чтоб с ними сфоткаться. Тут они и бросились врассыпную. Вот он наш суперметод - как прогнать оленей с трассы! Дорога, опять-таки ну очень восхитительная. Мы планировали проезжать в час не меньше 100-120 км, но постоянное петляние дороги и олени всячески препятствовали нашим планам. Нет, ну вы видели, чтоб олени от жары прятались в туннелях? Туннели ведь специально для этого строят. :-).

Самый большой из них, длиной почти 7 км, вел под водой на остров. Когда его проехали, обнаружилось, что халявы тут нет, за удовольствие надо платить и ни много, ни мало, а цельных 30 евро. (140 NOK машина с водителем и 46 NOK пассажир, хорошо хоть дитя еще не доросло до оплачиваемого возраста). Более того, кассир нас обрадовала, что на обратной дорого платить придется еще разок. Я плевалась полдороги до Нордкаппа. И каково же было мое изумление и недоумение, когда на въезде в город снова шлагбаум, касса и снова просят скинуться. Взрослый - 185 NOK, хорошо хоть с меня, студентки, взяли по облегченному тарифу - всего (!) сотню. Детеныш малой - до двух лет нигде не считают. Оказалось, что это вовсе не город (я по серости своей этого не знала), а музейный комплекс на краю света. Рабочее время у него мы оценили - с 7 утра до 2 ночи - дабы все желающие могли полюбоваться незаходящим солнышком. Мы добросовестно обошли все пункты, указанные на картах, которые нам выдали вместе с чеком об оплате. Оценили панорамный видеофильм, показывающий окрестности с разных точек: с борта самолета, корабля, под водой в разное время суток и в разное время года.

Раз уж мы так много заплатили за билет, то на кемпинге решили сэкономить, разбивать палатку разрешается на всей территории музея. Единственный недостаток - отсутствие душа. Но туалет, работающий с 7 утра до 2 ночи, нас устроил. Вместо душа был ночной дождь, заливший 30 автобусов и штук 50 караванов туристов. Место для палатки нашли подальше от стоянки и двух группировок по 3 палатки, чтоб, положив дитя спать, можно было слинять в ресторан и никто бы это не заметил (практически во всей Европе и Америке нельзя детей до 12 лет оставлять одних - уголовно наказуемое преступление). На ужин мы взяли шведский стол, который облегчил кредитную карточку на 25 евро с носа, причем не включая алкоголь. Мы заняли местечко с видом на северное полночное незаходящее солнце и 2 часа (больше не влезало) потребляли разные вкусности (мидии оказались гадостью, рыбу норвежцы готовить умеют, особенно красную, а особенно по душе мне пришлись оленья ветчина и ягодное желе. Ням!) Поутру оказалось, что таких же как мы умников, сэкономивших на кемпинге (они там в 1,5-2 раза дороже финских) было более 20. И наша палатка стояла в самом центре. Надо сказать, что место для палаток там отличное. Камешки покрыты скудным налетом землицы, на которой растет обалденный мох, пружинящий под вашими костями как суперэргономичный матрас.

24.07. Чт. Ну вот, цель поездки осуществлена - на самой северной точке Европы мы побывали. Теперь дорога обратная. Утро началось с дождя, который испортил нам все запланированные съемки пейзажей. Но мы все равно сделали серию кадров "в серых тонах".

Не в тему: Норвегия страна нефтяная, но что ж бензин-то такой дорогой?..

Вот мы и снова в Лапландии. Саамский музей в Инари - стоящая вещь. Провели в нем 3 часа, но этого было мало - экспозиция вроде небольшая, но насыщенная: и деревянные строения в парке под открытым небом, и стенды, посвященные всему тому, чего полно в Лапландии - снегу, ягодам, жалящим насекомым, животным, местным ремеслам и т.д.

По дороге в кемпинг заехали поглядеть на Karhunpesakivi - камень-Медвежья берлога. Супер! Снаружи огромный валун, а внутри обширная пещера, со специально положенной тетрадочкой для надписей типа "здесь был Вася".

25.07. Пт. День небольших переездов, с длительными музейными экскурсиями. Первые полдня провели в Kultamuseo - музее золотодобычи в Танкаваара. Желающие могут там намыть себе золотишка все лишь за 3.5 евро в час, а кому мало, то 10 евро стоит дневной билет. Мы не желали, так как золота там в одном кубометре всего лишь 0.2 г - уместится на ногте мизинца. А сидеть под палящим солнцем, по колено в воде, в резиновых сапогах - кайф, на наш взгляд, невелик.

Вторые полдня - Аметистовый рудник (обязательная часть нашей программы). От парковки до рудника минут 40 пешком. Для ленивых два раза в день ходит автобус, но те кто любит пешеходные прогулки имеют возможность проверить эрудицию, отвечая на вопросы, развешенные на столбах. Экскурсия рассчитана на час. Примерно 30 минут мы под прохладительные напитки, выданные на халяву, слушали экскурсовода и еще минут 50 азартно копали себе аметисты. Алиска отрывалась от души, она обожает в камешках ковыряться. А когда она увидела ведро для отмывания камней, то счастья ее не было предела. Облив с ног до головы девушку-экскурсовода, которая взялась за ней присматривать, дочурка наша все-таки умудрилась нырнуть в это ведро с грязной водой. Благо там было неглубоко. Один из найденных камней можно было унести с собой. Самым тяжелым был выбор - какой именно. Так как, будучи лично выковырянными из горы песка и камня, отмытыми в ведре, они были все безумно дороги сердцу.

Народу было немного - всего 2 семьи, и у каждой свой экскурсовод, так как мы предпочли экскурсию на английском, а вторая семья была финская.

К сожалению, фотоаппарат мы оставили в машине 9, так что придется съездить туда еще разок. Чуть не забыла - в промежутке между этими двумя мероприятиями мы посетили церковь с мумиями в подвале - как обещал путеводитель - можно попросить у свидетелей факел и поглядеть на них. Мое буйное воображение тут же нарисовало мрачное подземелье, по которому нам предстоит долго ходить при отблеске факелов и под угрозой падения какой-нибудь мумии на голову. Все оказалось гораздо более прозаично. На пожелание поглядеть мумий, девушка-служительница выудила из кармана малюсенький, размером с указательный палец фонарик, и сделала приглашающий жест рукой. Дойдя до середины церкви посветила между деревянными половицами, и действительно, в увиденном без проблем угадывались очертания мумифицированного человеческого тела. Вот так. Заночевали мы в Пюхятунтури.

26.07. Сб. По утрянке съездили поглядеть на пятиглавую вершину на горнолыжном подъемнике. Повстречали наверху экскурсию на мотоциклах. (Вот бы нам так же, но ничего, дитя подрастет, скатаемся). Хотели насладиться видом мореной гряды Пункахарью, но обломались, потому что разразился бурный ливень, и мы рванули дальше - в городок Посио - ателье Пентик и музей кофейных чашек. Палатку установили в кемпинге Kylmaloma.