Действительно, актуальный вопрос, как научить ребенка дружить? И нужно ли это, может быть, сам с возрастом все поймет?

Таким вопросом задалась ваша покорная слуга, начитавшись статей по детской психологии на сайтах и на бумажных носителях. Предупреждаю сразу, никаких откровений я не нашла, сама на них не претендую, Но принимая активное участие в воспитании Варвары, скажу больше, взрослея еще раз, но уже осознанно, для себя я на эти вопросы ответила.

На чаше весов оказались такие вопросы как вечная простуда, подхваченная в детском коллективе, и социализация ребенка в раннем возрасте. Ни для кого не секрет, что стеснительные дети чаще всего бывают "залюбленными" и единственными, воспитывавшимися в узком семейном кругу. Они очень тяжело адаптируются в коллективах, тяжело переживают экзамены, публичные выступления, ответы у доски и т. д., и т. п. Проверено на себе! Я редко болела в раннем возрасте, но мучительно долго боролась со стеснительностью!

Моя дочь познакомилась с коллективом в возрасте 1 года и 1 месяца в районном муниципальном детском центре дошкольного воспитания. Она никого не боится, не стесняется, коммуникабельность у нее развита на 5 с плюсом. Часто прохожие заигрывают с Варенькой: "Деточка, а хочешь конфетку, а хочешь поиграть со мной?". При таких предложениях я вспоминаю гайдаевских "Деловых людей" и с неизменной улыбкой предупреждаю, что минут через 15-20 они мне приплатят, чтобы прекратить кататься на качелях (высоко-высоко!!!) и в двадцатый раз близко к тексту рассказывая про репку и Красную шапочку.

А с простудами нас научили бороться на занятиях малышей "Вместе с мамой" под руководством Шумиловой Ларисы Ивановны: возьмите пластиковое яичко, сделайте в нем дырочки, положите туда рубленый чеснок, повесьте на красивую ленточку. Вуаля, бусики готовы!

Так вот, в год, два и даже в три года дети дружить еще не могут (эго, знаете ли, развито). Но научиться дружить со своими сверстниками и с другими взрослыми, причем основываясь на своем собственном опыте, наши детки могут.

Ура! Детка по приходу на площадку не будет зажиматься у ног мамы со слезами: "Мои игрушки отбирают!", а сможет сама отстоять их или, что самое лучшее, поделиться. Скажу больше, маму одной такой малышки я уже давно агитирую пойти с нами на занятия. Кроху, к моему конфузу, Варвара совершенно затерроризировала: "Давай меняться игрушками!" или "Дай что-нибудь посмотреть, давай играть вместе!", а девочка-то не знает как!! И плачет. Мама говорит, что дочери даже во снах Варюша видится, она там на любимого зайца покушается. Но это в 2 года, представляете, что с таким "Моё!" в дальнейшем будет?

Заслуженно горжусь: на занятиях если не Варвара, то я уже научилась регулировать детские и детско-взрослые конфликты: мы научились не только брать, но и отдавать: не отбираем, а ждем своего часа позвонить в колокольчик, как было сказано выше, предлагаем игрушки на обмен или игру вместе. Мы умеем адекватно ситуации выражать свои желания: "Я тоже хочу позвонить в колокольчик, дай мне, пожалуйста, колокольчик!" или "Варварушка, мама в сотый раз не хочет скатываться с горки, ей хочется делать куличики, ты пойдешь?".

Кстати, когда папа весь день на работе, а мальчик страдает от слишком нежного воспитания? У нас в группе необщительный Василий становится почти душой общества в компании Миши и его папы Дмитрия. Они вместе работают с материалами, и Вася даже становится в круг, держа за руку Мишиного папу. Без него в хоровод он не становился. Представляете, в таком возрасте, а уже мужской шовинизм: девчонки и их мамы - ну что там делать настоящему мужчине? А теперь можно и свечу задуть, а потом, светясь от гордости, аплодисменты от благодарной публики получить.

Еще раз про свечу: задувание свечки - это возможность научиться видеть других детей, терпеливо ждать своей очереди. Наш Степан мчится задуть каждую зажженную свечу, но он вынужден остановиться и оглянуться, находя человека, для которого пелась песенка. Илюша, переминаясь нетерпеливо с ноги на ногу, уже научился ждать. Услышав конец песенки "Гори, гори ясно", он стремглав мчится и на лету ее задувает.

В группе знакомятся, общаются и начинают дружить между собой и мамы. Я долго обижалась на Льва Николаевича - почему такая возвышенная и самая им любимая Наташенька Ростова в конце романа вбегала в гостиную с грязными пеленками, а два года назад поняла. В группе я нашла единомышленников, бездетные подруги не понимают многочасового обсуждения детского сада, марок овощного пюре, проблем детского сна и, конечно же, горшковые проблемы (кому актуально, вы меня понимаете?).

На этой жизнеутверждающей ноте и прощаюсь с вами. Всего вам доброго!

Ася, asya68@yandex.ru.