Музыкальное воспитание и здоровье.Часть 1

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4 из 5 (18 оценок)
Прослушать подкаст по этой статье
3040 прослушиваний
Читает Марина Дараган

Начнём с самого начала. И даже ещё раньше. Как говорят музыканты, "из-за такта".

Музыкальное воспитание детей

Музыка помогает воспитать здорового ребёнка ещё до рождения. Поверьте, эта фраза — не шутка и не фантазия. Сегодня многие врачи-педиатры с лёгкой руки доктора медицинских наук М.Л.Лазарева признают такую возможность. Они утверждают, что ребёнок еще до рождения положительно реагирует на музыку. Более того, музыка способствует здоровому физиологическому развитию самого юного слушателя.

Метод Лазарева получил в науке название "Сонатал". Он применяется во многих странах с 1983 г., поскольку прост и доступен для любой будущей мамы после 40 недель беременности. К этому времени между мамой и будущим ребёнком устанавливаются контакт и понимание. Достаточно несколько раз в день на 5-7 минут приложить к животу наушники, через которые будущий музыкант может послушать мелодичную, негромкую, лучше всего классическую музыку.

Как утверждают врачи, ребёнок, прошедший курс такой музыкальной терапии в чреве матери, впоследствии развивается быстрее, опережая своих сверстников. Кстати, Михаил Лазарев придумал также специальный пояс для беременных "Маматон". Этот чудо-пояс позволяет будущему ребёнку общаться с мамой при помощи музыкальных звуков.

Метод Лазарева становится яснее, если вспомнить, что даже молекулы воды (человек, как известно, на 70-75% состоит из них) при звучании классической музыки выстраиваются в симметричный, красивый рисунок. Что-то вроде узоров от мороза на окне. При звучании же тяжёлой, немелодичной — превращаются в уродливое подобие кляксы. Впрочем, общение с музыкой положительно влияет на здоровье детей не только в дородовой период...

Выдающийся швейцарский педагог и композитор Э.Жак Далькроз (1865-1950) считал, что раннее музыкальное воспитание (слушание музыки, игра на элементарных ритмических инструментах — барабане, хлопушках, бубне и т.п.) помогает интеллектуальному и психическому развитию ребёнка. Современные исследования подтвердили, что движение под музыку, пение, элементарное музицирование соответствует естественным биологическим потребностям малыша. Такая музыкальная терапия оздоровляет детский организм, снимает стрессы и неврозы, развивает координацию движений, по выражению Далькроза, "излечивает нервы". Кроме того, совместное элементарное музицирование способствует, по его мнению, появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Метод Э.Жака Далькрозе врачи — педиатры рекомендуют при лечении некоторых патологий в развитии ребёнка: нарушениях способности к концентрации, психических заболеваниях, двигательных отклонениях, ослабленном зрении.

Особенно актуален метод в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации. Согласитесь, что дети живут не в параллельном мире, и полностью уберечь их от отрицательных последствий всей этой "суеты сует" просто невозможно.

Идеи Жака Далькроза использовал Карл Орф при создании своей системы элементарного музицирования. Выдающийся немецкий педагог и композитор, как и Жак Далькроз, считал, что элементарная музыка не существует сама по себе, а тесно связана с пением, движением, танцами.

Некоторые упражнения

  1. Включите негромкую, ритмичную музыку и дайте малышу любой детский ударный инструмент: бубен, хлопушку, кастаньеты, барабанчик и т. п. Возьмите сами подобный инструмент. Пританцовывайте и сопровождайте музыку ударным аккомпанементом.
  2. Спойте с ребёнком детскую песенку, сопровождая её исполнение ритмическим аккомпанементом. При этом можно использовать для сопровождения не только детские ударные инструменты, но и хлопки в ладоши, топанье ногами, щелчки и другие звуки.
  3. Звучит ритмичная музыка. Пусть ребёнок попробует для сопровождения разные ударные инструменты и сам определит, какие более всего подходит именно к этой музыке.
  4. Предложите ребёнку движениями выразить музыку, которую он слышит.
  5. Просто потанцуйте вместе под ритмичную музыку, выбирая па, которые вам нравятся. Особенно эффективно проходят такие сеансы музыкальной терапии в небольшом детском коллективе.

Ритмические музицированию — это не только так необходимые вашему ребёнку движения, но и выход эмоциональной энергии, живой ритм, радость и веселье. Кроме того, такое музицирование развивает чувство ритма.

Несколько советов
Не запрещайте ребёнку бить в барабан и громко дудеть на дудочке. Подобные звуки, конечно, трудно вынести, но зато они позволяют малышу выразить себя эмоционально. Особенно это важно в тот период, когда малыш проходит через так называемый кризис трёх лет. Попробуйте поставить себя на место сына или дочки. Проявите терпимость и понимание. Не приказывайте, а объясните, почему лучше сделать так, а не иначе. Если уже совершенно невозможно перенести грохот барабана, то просто скажите: "Не бей в барабан! Я устала!" Или что-то более мягкое, например: "Ты очень хорошо стучишь, но, пожалуйста, чуть потише. У меня болит голова".


По существу, именно Э. Жака Далькрозе можно считать основателем современной аэробики. Кстати, движения под музыку как средство не только музыкального воспитания, но и оздоровления для России — это не новое, а хорошо забытое старое. Ещё в 1923 году по распоряжению наркома просвещения А.В.Луначарского в нашей стране была организована "Студия пластического движения" под руководством Э.Вербовой. В этой студии учились двигаться под музыку не только взрослые, но и дети.

Сегодня метод Далькрозе снова возродился в некоторых детских садах. Там проходят музыкально-оздоровительные физкультминутки, которые и вы можете проводить дома со своими детьми.

Наиболее эффективными оказались физкультминутки, когда негромко звучащая ритмическая музыка соединяется с речитативами. Ну, например:

1.А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду собрать,
Надо глубже приседать ( приседания несколько раз).
Нагулялся я в лесу,
Ягоды домой несу (ходьба в ритме музыки).

2. В течение речитатива дети плавно поднимают то левую, то правую ногу.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Левую подняли ногу,
Правую подняли ногу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
И тогда придёшь домой ( ходьба в ритме музыки).

3. Жил на свете попугай.
Крылья шире расставляй (руки в сторону).
Он любил летать всех выше —
Выше ели, выше крыши (потянуться на носках, руки вверх).

4. Чок-чок. Каблучок.
В танце кружится сверчок (кружения).
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения, имитирующие игру на скрипке).
Звонко хлопаем в ладошки ( хлопки),
Весело шагают ножки (ходьба).

Несмотря на явное поэтическое несовершенство стишков, подобные речитативы, соединённые с ритмической музыкой, нравятся дошколятам, объединяют малышей, помогают им сконцентрироваться.

Комментарий читательницы

На нашу статью "Зачем нужна музыка?", в которой мы в восторженных тонах рассказывали о положительном воздействии музыкальных занятий на разные стороны личности ребёнка, пришёл комментарий от читательницы, который несколько поумерил наши восторги. Приведём его полностью.

"Я сама в детстве окончила музыкальную школу. Да, действительно, она научила меня концентрации внимания, умению планировать время. Но минусом явилось то, что на физическое развитие и даже на ежедневные прогулки времени не оставалось. У меня растут две дочки и у обеих прекрасные слух и голос. Но отдать их в музыкалку в том виде, как это было у меня, рука не поднимается. И у многих моих знакомых из тех, кто в детстве учился в музыкальной школе, стойкое нежелание отдавать туда своих детей".

В связи с этим вспомнился одному из нас Алёша Фелистов, 10-летнеий лауреат конкурса детских музыкальных школ московской области 1980 года.

Шёл концерт лауреатов конкурса. Алёша обращал на себя внимание не только отличной игрой, но и явно излишним весом.

— Талантливый мальчик, — поделился я женщиной, сидевшей рядом.

— Мой сын, — мама светилась гордостью.

В антракте разговорились.

— Почему Алёша такой полный? — не совсем тактично поинтересовался я. — Он болен или просто мало двигается? Может, ему имеет смысл заняться спортом?

— Да что вы! Какой спорт! Он и на улице то почти не бывает. Занимается на фортепиано по три часа в день. А ведь ещё и школьные уроки надо сделать. Это, конечно, не главное, но всё-таки.

Аргументы читательницы серьёзны. От них нельзя отмахнуться. Музыкальное воспитание, конечно, прекрасная вещь. И всё же оно, как и музыкальные успехи лауреата-Алёши, блекнут, если в жертву им приносится здоровье ребёнка. Кстати, точное понимание этого необходимо не только при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте, но и при некоторых других занятиях, связанных с отсутствием физических движений. Например, игре в шахматы, рисовании, чтении книг, долгого сидения у телевизора и, что сегодня особенно актуально, при излишнем увлечении компьютерными играми. Надо во всем знать меру. Выстраивать приоритеты. Приоритеты, в которых здоровье ребёнка всегда должно занимать первое место. Это аксиома. Однозначная и безусловная. Аксиома, с которой, вроде бы все согласны, но которой далеко не все придерживаются. Родителям необходимо научиться проходить между Сциллой неподвижного образа жизни и Харибдой "зарывания в землю" талантов ребёнка.

Легко сказать "научиться". Как это сделать? Об этом мы и поговорим дальше.

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Музыкальное воспитание и здоровье.Часть 1"

Вы не авторизованы.

Статья хорошая, но думаю не многие будут её читать, считая музыку бесполезной. К тому же многие люди просто не понимают хорошей музыки (не хочу никого оскорбить).
В самом начале статьи у вас идет предложение "Как говорят музыканты, "из-за такта"." Хотелось бы немного вас поправить, правильнее будет употребить "с затакта". Так как "такт" и "затакт" это две разные вещи. Вот выдержка из википедии: Затакт (в музыке) — неполная доля такта, предшествующая первой доле последующего такта. «Затактом» («затактовой фигурой» или «анакрузой») также называют один или несколько звуков в начале пьесы, которые записываются перед первой тактовой чертой. Просто вы пишите о музыке и допускаете ошибку. Хотя возможно и ваше употребление правильное, но я в этом не уверен.
2010-11-07, varss
:) это такое профессиональное выражение. Возможно, надо было написать "из затакта". Если "пьеса начинается с затакта", то да, вы правы. Но если "начни из затакта", то привычнее такой оборот :)
2011-12-03, aria
Поделитесь:

21.10.2010
Обновлено 04.03.2019
Близкие по теме статьи
Как учиться музыке с удовольствием: 6 секретов
Как учиться музыке с удовольствием: 6 секретов
Как сделать обучение музыке приятным и интересным
Чему учит музыка
Чему учит музыка
Занятия музыкой способны помочь освоить общеобразовательные школьные дисциплины.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!