Содержание:

Реклама

По нашему убеждению, распорядок дня, записанный на бумаге и вывешенный на стене, — абсолютно необходимое условие для того, чтобы ребёнок развивался многосторонне (в нашем контексте — занимался музыкой) и сохранил здоровье.

Обучение ребенка музыке

Почему необходимое? Во-первых, благодаря распорядку дня мы сможем точнее оценить реальные временные возможности. Другими словами, сможем понять, что ребёнок успевает сделать, а что не успевает. Во-вторых, сможем построить день таким образом, чтобы чередовать занятия, не требующие особой двигательной активности, с занятиями, связанными с активными физическими упражнениями. Понятно, что речь идёт не о стандартном, типовом распорядке дня, а о конкретном, рассчитанном на вашего ребёнка.

Составлять такое расписание желательно совместно с сыном или дочкой. Неплохо, если удастся в конце дня вместе обсудить, что ребёнок успел сделать, а что не получилось. Возможно, внести по общему согласию в распорядок некоторые изменения. Хорошо, если в составлении расписания принимает участие учитель музыки.

Попробуем сформулировать некоторые общие пожелания:

  1. 1,5-2 часа в день ребёнку необходимы активные физические движения: занятия спортом, танцы, уроки физкультуры в школе, игра в футбол с ребятами во дворе и т.п. Такие движения — важное условие здорового образа жизни. Это как фундамент, на котором строится дом. В день, когда у сына или дочки в школе физкультура или, предположим, занятия в спортивной секции, можно несколько увеличить время для музыкальных занятий или для компьютерных игр.
  2. В рамках нашей темы необходимо выделить ежедневно время для занятий игрой на музыкальном инструменте. Сколько? Трудно дать однозначный ответ. Скажем, так: от 30 минут до 2 часов в день. Повторяем, посоветуйтесь с учителем музыки. Всё зависит от способностей ребёнка и его профессиональных перспектив. Одно дело, если ребёнок (а таких детей подавляющее большинство) занимаются музыкой, так сказать, для "общего развития". Другое дело — желание стать профессионалом.
  3. По единодушному мнению врачей, ребёнок до 7 лет должен спать 10 часов в день. После семи лет — 8-9 часов.

Конечно, желательно придерживаться распорядка дня как можно более точно. И всё-таки ребёнок остаётся ребёнком. Так что некоторые изменения, связанные с самочувствием или настроением сына иди дочки, вполне возможны.

Семья Шульке

Перенесёмся на некоторое время в Германию, в город Кёттен. Там находится старинная музыкальная школа, в которой более 200 лет назад преподавал великий И.С.Бах. На родине Баха и Бетховена во многих интеллигентных семьях сохранились традиции, и обучение игре на музыкальном инструменте входит в число обязательных составляющих воспитания ребёнка.

— В моём классе, — рассказывает один из авторов, преподающий фортепиано в этой музыкальной школе, — была 10 летняя ученица Инга Шульке. Я знал, что в нашей школе учатся также Петер и Эрик — два её 8-летних брата-близнеца. Петер учился на скрипке. Эрик на виолончели. Работая над темой, вынесенной в заголовок, я решил расспросить их маму, Ренату Шульке, как удаётся совместить занятия музыкой трёх детей со здоровым образом жизни. Использует ли она распорядок дня? Тем более, что сестра и братья-близнецы не только хорошо успевали в музыкальных делах, но производили впечатление детей здоровых и жизнерадостных.

— Действительно, всё непросто, — сказала Рената. — Мы живём в 5-комнатной квартире, но слышимость такая, что дети, занимаясь одновременно, мешают друг другу. Кроме того, по правилам нашего дома, нельзя играть на инструменте после 7 часов вечера и в промежуток между 13 и 15 часами. Поэтому все дети имеют своё время для занятий.

— И кто контролирует выполнение распорядка?

— Ни я, ни муж особенно не контролируем, но дети обычно перед сном рассказывают сами, как прошёл день. Мы вместе выясняем, почему что-то не получилось. Или на что-то не хватило времени. Но есть у нас и один секрет: в конце недели ребёнок, точно выполнивший все пункты распорядка дня, получает материальное поощрение. В добавление к обычным карманным деньгам.

— Входит ли в расписание дня физические упражнения, игры на свежем воздухе, занятия спортом?

— Да, входят. Мы с мужем понимаем, как это важно. Рената занимается танцами, Эрик и Петер — ходят в футбольную секцию. Естественно, что всё это успеть без точно просчитанного распорядка дня просто невозможно.

Частные уроки — способ сэкономить время

Конечно, о немецкой пунктуальности ходят легенды, и нам она не всегда под силу. Но кроме распорядка дня, есть другой, вполне реальный способ совместить музыкальное воспитание со здоровым образом жизни. Имеем в виду частные уроки музыки. К плюсам таких уроков относится экономия времени на дорогу в школу. Особенно если школа находится далеко от дома. К минусам — неуверенность в должной квалификации учителя, отсутствии сопутствующих обучению игре на инструменте других музыкальных занятий (хор, сольфеджио, музлитература), К тому же дети, обучающиеся частным образом, имеют меньше возможностей выступать публично.

Вот несколько советов, как уменьшить влияние минусов.

  • Узнайте, кто из педагогов музыкальной школы занимается частной практикой.
  • Поговорите с родителями учеников таких педагогов. Их мнение поможет вам сделать выбор.
  • Если вы нашли учителя по объявлению, попросите его показать диплом об окончании музыкального учебного заведения. Не стесняйтесь. Вы нанимаете его на работу, и это абсолютно нормальная процедура.
  • Посидите на первых уроках нового учителя, и вам станет ясно, умеет ли он общаться с детьми. Не забывайте, что далеко не каждый музыкант может учить детей. Игра на инструменте и обучение игре на инструменте — разные вещи. Знаем немало примеров, когда хорошие музыканты проявляли полную беспомощность в роли учителя. Тут, кроме опыта и знаний, нужны качества, которыми владеет не каждый музыкант: терпение, понимание детской психологии, а, главное любовь к детям.

Профессиональное обучение музыке или обучение "для себя"?

Затрагиваем этот вопрос, так как ответ на него непосредственно связан с темой, вынесенной в заголовок. После первых 2-3 лет обучения игре на музыкальном инструменте надо попытаться понять, сможет ли ребёнок стать профессионалом-музыкантом и хочет ли он этого. Посоветуйтесь с педагогом. Поговорите с сыном или дочкой. Да и успехи юного музыканта подскажут вам решение. Почему это важно? Потому что профессиональное обучение музыке требует, конечно же, значительно больше времени для занятий (2-3 часа в день). Соответственно, усложняются проблемы, связанные со здоровьем. Становится сложнее удовлетворить потребность детей в движении, обеспечить достаточное пребывание достаточное время на воздухе и др.

Музыка лечит

Ещё древние заметили, что слушание музыки и игра на инструменте оказывают благотворное влияние на здоровье человека. Древнегреческий математик и философ Пифагор, пишет его современник, " ...смешивая различные мелодии, поворачивал к противоположному состоянию раздражение, неуместную ревность, крайность страстей".

В методе Пифагора нет ничего мистического. Дайте вашим сыну или дочке послушать бодрые, оптимистические мелодии, например, музыку Исаака Дунаевского, и вы увидите, как улучшится настроение ребенка. А заодно, и ваше. Излишне возбудимого, нервного малыша успокоит нежная, мелодичная музыка. Например, "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского или "Песня Сольвейг" Грига.

Американские учёные в результате продолжительных экспериментов пришли к выводу, что древние были правы, и правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Чайковского, Шопена снимает стресс, нервные напряжения. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.

Кстати, сегодня в аптеках Китая, Индии и Японии продаются диски с музыкальными альбомами, которые, в буквальном смысле слова, лечат. Они так и называются: "бессонница", "нервы", "почки", "печень" и т. п. На этих дисках собраны отрывки из произведений различных композиторов, прослушивание которых позволяет излечить те или иные заболевания. При этом замечено, что особенно часто звучит музыка Моцарта. Почему?

Феномен Жерара Депардье

Идею Пифагора (слушание музыки лечит) продолжил французский врач-отоларинголог Альфред Томатис. По мнению Томатиса, особо сильное целительное воздействие на человека оказывает музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

В этой связи рассказывают необычную историю известного французского актёра Жерара Депардье. Юный Жерар страдал депрессией, сильно заикался. Но он с детства мечтал стать актёром и не мыслил жизни без сцены. Приятель посоветовал ему поехать в Париж к доктору медицинских наук Томатису, метод слуховой терапии которого уже широко использовался для лечения детей от речевых расстройств.

— Я помогу вам, — сказал врач. И назначил совершенно необычное лечение. — Приходите ко мне ежедневно и слушайте музыку Моцарта.

В это трудно поверить, но уже через несколько таких "сеансов" Депардье почувствовал себя лучше. Появился аппетит. Улучшился сон. А, главное, всё более уходило косноязычие. После трёхнедельного курса заикание ушло окончательно, а Моцарт стал любимым композитором великого актёра. "До Томатиса, — вспоминает актёр, — я не мог довести до конца ни одного предложения. Этот врач вернул меня к жизни".

Мы тоже советуем вам больше давать детям слушать музыку Моцарта. Конечно, и других композиторов тоже. Но всё-таки больше слушайте Моцарта.

Почему именно Моцарт?

Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впрочем, в жизни есть много труднообъяснимого. Выскажем лишь некоторые соображения.

  • Значительная часть музыки гениального композитора написана в совсем юном возрасте и, может быть, поэтому близка детям.
  • Музыка Моцарта ясна и понятна.
  • Моцартовская музыка в большей степени, чем музыка других композиторов, соответствует самому важному правилу золотой середины: "не слишком". Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не слишком громкая и не слишком тихая. Возможно, музыка Моцарта, выражаясь научным языком, поможет ребёнку восстановить энергетический баланс. Как говорил уже упоминаемый нами Пифагор, "привести страсти к равновесию".

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог