Содержание:

Ежегодно московский Департамент образования публикует список лучших школ столицы. Сегодня рейтинг школ формируется иначе, чем несколько лет назад, — и по-прежнему вокруг него много споров. Кто-то выступает «за» своего рода инструмент «школьной мотивации». Кто-то считает, что рейтинг в действительности — пустышка, которая скорее сбивает с толку родителей. Кто прав? О том, как формируется рейтинг школ и что о нем думают директора образовательных учреждений, рассказывает Дарья Игумнова.

Рейтинг школ

К содержанию

Рейтинг школ: 5 лет назад и сейчас

Впервые рейтинг столичных школ был опубликован в 2011 году. В то время школы делились на «сильные», «нормальные» и «не очень». Были лицеи, гимназии и спецшколы, в которые могли поступить самые способные (говорят, были еще привилегированные, но это неофициальная версия). Были рядовые общеобразовательные школы, которые принимали всех детей «с района». То есть тогда школа выбирала учеников.

Как и следовало ожидать, в топе оказались лицеи, гимназии и спецшколы. По сути, рейтинг-2011 был первым официальным отчётным документом. Вот, родители, список лучших школ. Об их преимуществах, в принципе, говорит уже их название. Пробуйте, поступайте.

Затем настало время перемен. В том же 2011 году те, кто заведуют столичным образованием, решили всёрьёз взяться за школьную оптимизацию. Теперь не школа выбирает ученика, а ученик выбирает любую школу, а внутри неё — профильное направление по вкусу и способностям. С этого момента все учебные заведения на равных. С этого момента суть столичного рейтинга школ категорически меняется.

Из показательной таблицы он должен, по замыслу, трансформироваться в мотивационный инструмент. Рейтинг теперь должен обеспечить конкурентную среду, в которой школы будут работать над качеством образования.

При составлении топа начали учитывать итоги независимых диагностик в школах. Также в список критериев рейтинга вошли: профилактика правонарушений, обучение детей с особенностями развития, социокультурная деятельность, эффективность работы дошкольного отделения.

К содержанию

Зачем нашей гимназии рейтинг школ

Патрикеева Ирина Джолдошевна, директор ГБОУ «Государственная столичная гимназия», 62-е место в рейтинге

По итогам 2014-2015 учебного года ГБОУ ГСГ в рейтинге московских школ занимала 50-е место. В рейтинге 2016 года мы потеряли баллы за результаты в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, при этом значительно улучшили следующие позиции: количество зачетных результатов независимых диагностик МЦКО в 4-х и 7-х классах, количество высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ. Больше баллов получено за результаты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря широкому набору критериев рейтинга есть возможность выявить и проследить вклад каждого педагога в отдельности и педагогического коллектива в целом в достижение (или потерю) высоких позиций. Важно вдохновить сотрудников на достижение цели, найти для каждого зону его успеха. Но для управления большим коллективом (в ГСГ сегодня более 500 сотрудников) мало воодушевленного директора, нужна команда управленцев-единомышленников.

Сейчас мы учимся жить большой организацией, принимая во внимание разные запросы москвичей. Пять лет назад имидж ГСГ был связан с успехами в гуманитарной сфере, а теперь мы реализуем проект «Углубленное изучение математики». Ну, и важнейший урок — сегодня уже нельзя недооценивать достижения других школ района.

К содержанию

Что влияет на место в рейтинге?

Корнеева Елена Ивановна, директор ГБОУ Школа № 1352, 102-е место в рейтинге

В 2014-2015 учебном году ГБОУ Школа № 1352 занимала 146-е место. В 2015-2016 — улучшила позиции в рейтинге на 30,1%. Во многом — благодаря введению дополнительных критериев оценки.

Значительно улучшились результаты ЕГЭ и ОГЭ. Благодаря созданию в школе условий по развитию талантов учащихся, наши дети стали участниками и призерами не только регионального, но и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сохранили мы хорошие результаты и в Московской олимпиаде школьников.

Благодаря активному участию наших школьников и педагогов выросло число призеров и победителей олимпиад «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений»

Успешно справились с диагностическими работами 95% четвероклассников. Хорошие баллы принесли школе и семиклассники.

Список лучших школ

К содержанию

Основные принципы рейтинга школ

Прозрачность. Для участия в рейтинге не нужно подавать заявок, собирать информацию и презентовать себя в лучшем свете. Рейтинг формируется автоматически и исключительно на основании открытых образовательных результатов.

С 2016-2017 учебного года будет публиковаться промежуточный рейтинг школ. Учебные заведения еще в процессе могут оценить, по каким параметрам они проигрывают другим школам и какому образовательному критерию следует уделить особое внимание, чтобы улучшить свои позиции.

Не учитываются оценки всевозможных экспертов — они могут базироваться на опыте прошлых лет и быть необъективными. Не учитываются школьные оценки — формально школы могут «сыграть» хорошую успеваемость своих воспитанников для повышения позиции в рейтинге. Оцениваются исключительно итоги независимых диагностик.

Мотивация к работе с каждым учеником. Критерии рейтинга разработаны таким образом, что школа не может улучшить позиции, «избавляясь» от неуспешных учеников. Именно поэтому при подсчёте результатов не учитываются средний балл ЕГЭ и промежуточная успеваемость.

Цель рейтинга — мотивировать педагогов к работе с каждым ребёнком. Ребёнок не может понизить балл, он может только его повысить.

К содержанию

За что критикуют рейтинг школ

Нередко на различных форумах появляются отзывы из репертуара «справедливо/несправедливо». Например: ребёнка готовят репетиторы, а баллы за его результаты ЕГЭ получает школа. Несправедливо!

Что можно на это ответить. 220 баллов (начиная с этого показателя результаты школьников идут в рейтинг) — это не запредельный результат. Достичь планку «220» под силу каждому ребёнку, если он будет внимательным на уроках и старательным при подготовке к экзаменам. Задача репетитора, как правило, выйти за пределы школьной программы. Ребята, освоившие такой дополнительный курс, получают не менее 270–280 баллов.

Кто-то полагает, что разные московские школы всё же нельзя считать равноценными игроками в борьбе за место в рейтинге. Ведь есть учебные заведения, которые за счёт своей привилегированности надежно «оккупировали» места в топе.

Что можно на это ответить. Да, раньше учебные заведения разделялись по статусу на гимназии, лицеи, школы. Лучшими считались те, где ресурсы распределяются наиболее эффективно и продуктивно. Им и денег доставалось больше других.

Теперь все столичные школы имеют абсолютно равный доступ к материальным ресурсам. Школьному руководству не нужно «выбивать» деньги, всеми правдами и неправдами обосновывая свою финансовую нужду. Каждое образовательное учреждение получает определенную сумму средств за каждого ученика (приблизительно 123 тыс. руб. на ребёнка), а также дополнительное финансирование на детей с особенностями развития.

Место школы в рейтинге может меняться в зависимости от того, грамотно ли она распределила финансовые ресурсы и сформировала кадровый состав. Успех компании зависит от эффективности деятельности её сотрудников. Так же со школой: чтобы стать успешной, необходимо обеспечить учебный процесс, прежде всего, «качественными» учителями, квалифицированными, способными предлагать что-то новое и способствовать развитию школы, в которой работают.