Содержание:

Если ваш ребенок учится в 4-м классе, очень может быть, вы ищете для него новую школу на следующий учебный год. Особенно если начальная школа была рядом с домом, а качество преподавания в старших классах вас не очень устраивает. В поисках нового места учебы вы собираете отзывы о школах и ходите на дни открытых дверей? Вот на что надо обратить внимание при выборе школы.

Выбор школы

Если в школе пахнет точно так же, как раньше, то можно ли поверить в ее современный характер? Уже при входе родителям ударил в нос знакомый запах мела, старых кроссовок и дешевых чистящих средств. Он пробуждал не всегда приятные воспоминания о собственных школьных годах.

Именно из-за таких воспоминаний родители сюда и пришли: они хотели для своего ребенка лучшего. А это, конечно же, зависело от того, какую среднюю школу они для него выберут. Если они примут неправильное решение, то ребенок будет, может быть, страдать на скучных уроках от несправедливых учителей и от социально чуждых ему одноклассников. В результате у их ребенка будут плохие оценки, он не сможет продолжить учебу там, где ему хотелось бы, испытает разочарование из-за нелюбимой работы, из-за этого будет несчастен в браке и к тому же получит слишком маленькую пенсию. И это еще если все пройдет мало-мальски сносно.

Такое впечатление сложилось у родителей, когда они общались с другими мамами и папами в начальной школе. Те уже в третьем классе ходили на дни открытых дверей в средние школы и составляли подробные списки их достоинств и недостатков.

И вот теперь родители, держа своего четвероклассника за руку, пришли в первую из трех школ, чьи дни открытых дверей они решили посетить, и принюхивались к запаху школы. Они хорошо подготовились, изучили педагогическую концепцию этих учреждений. Их сын спросил своих друзей, в какую школу те хотели пойти.

Школа встретила их продуманной программой для всех участников: для родителей в физкультурном зале были поставлены ряды стульев, на возвышении сидела половина всех учителей, всем своим видом показывая родителям, что не надо делать преждевременных выводов.

Детям не нужно было полтора часа скучать рядом с родителями. Для них была подготовлена своя программа: провели экскурсию по школе. «Вот наш буфет. А здесь типичная классная комната. В музыкальной комнате есть ударная установка (по такому поводу ее осветили и вытащили в середину комнаты). А вот площадка для скалолазания, здесь вы сможете заниматься в свободное время». Дети были в восторге.

Нельзя было, правда, сказать того же о родителях. Они сидели в физкультурном зале и ради блага своих детей задавали критические вопросы. Бывает ли, что в школе травят детей? Может ли любой человек просто взять и войти в здание? Что делается для того, чтобы смягчить стресс при подготовке к экзаменам? Что дают на обед детям?

Директор школы старался изо всех сил и отвечал на все возможные («Нет, у нас не большая текучка кадров, в последнее время все замены происходили, только если учительницы уходили в декрет») и даже невозможные вопросы («Я полагаю, что нам не стоит обсуждать, сколько иностранных детей учится в нашей школе, но думаю, что примерно 15%».). Учителя кивали и явно вздохнули с облегчением, когда директор объявил о выступлении танцевального ансамбля девятиклассников: «Вы должны сами убедиться, что мы не только изучаем программу».

«А теперь мы хотим, чтобы вы еще лучше узнали нашу школу», — объявил директор. Несколько десятков родителей, которым казалось, что их несколько сотен, прошли через холл школы и остановились у входа в образцовую классную комнату. «Как будто квартиру покупаем», — пробормотал отец.

Мать попыталась, стоя в толпе, осмотреть наполненные доброжелательной атмосферой стены класса, которые были увешаны творческими работами более или менее способных детей. Сына уже убедили: буфет! Ударная установка! Скалолазание! Родители пока что не были настолько уверены в своем решении.

Все-таки им надо было посмотреть еще две школы. Одна из них не произвела на сына впечатления: здесь нет ударной установки! На стенах буфета были отчетливо видны засохшие брызги кока-колы. И мало того: его друзья тоже не хотели сюда поступать.

Другая школа выглядела более многообещающе, у нее была репутация, ее считали лучшей школой в округе. И если две другие школы приглашали к себе учеников, то в этой все было наоборот. Перед родителями, которым предложили прийти сюда без детей, выступила только директриса. Она очень ясно объяснила, что для этой школы подходят только определенные дети: жаждущие учиться, работоспособные, и, конечно, хорошо воспитанные.

В тот вечер родители, к большой радости своего сына, решили отправить его в первую школу. Конечно же, они не хотели мешать его восхождению. И хотелось бы, чтобы он поднимался не только на площадке для скалолазания.

К содержанию

Собираем информацию об учителях

Мы знаем по собственному опыту: даже в хорошей школе высоким требованиям соответствуют далеко не все преподаватели, учительский состав — пестрая случайная смесь более или менее симпатичных и компетентных персонажей. Этого предотвратить нельзя — но это не так уж и плохо.

В конце концов, дети ведь учатся в школе в том числе уживаться с самыми разными людьми со своими особенностями. Кроме того, детям нравятся разные типы учителей: одному ученику его учитель кажется слишком строгим, а для других его несговорчивость как раз создает необходимые для учебы рамки.

Мать и отец получают первое впечатление об учительском коллективе, когда слышат мнения других родителей — но эти отзывы должны быть только одним фактором, влияющим на выбор школы. Кто знает, совпадают ли ваши запросы с запросами тех, кого вы расспрашиваете?

К содержанию

День открытых дверей: какие вопросы задать

Как родителям заглянуть за блистательный фасад школы, которая во время дня открытых дверей стремится показать себя в самом лучшем виде? Надо задавать правильные вопросы: например, какой процент бывших пятиклассников в прошедшем году дошел до десятого класса? В школе, где за шесть лет половина учеников ушла, скорее всего, недостаточно хорошо работают со слабыми детьми. Может быть, учителя предпочитают отсеивать вместо того, чтобы развивать?

Всегда интересно задать вопрос о ситуации с наркотиками. Родители должны очень сильно напрячься, если они не получат никакого подробного ответа или же если руководство школы просто заявит: «Наркотики? У нас в школе такой проблемы нет!». Но не бывает такой школы, которая могла бы остановить распространение молодежной культуры, и, кроме того, обязательно возникают проблемы с обычным курением и потреблением алкоголя.

Другой важный вопрос касается того, какие средства используются для предотвращения насилия. Здесь надо действовать так же, как и при вопросе о наркотиках: нет таких школ, где бы не происходило применение силы в отношениях между учениками и, к сожалению, между учителями и учениками.

Отзывы о школах

К содержанию

Нужна ли вам сильная школа

Многие школы гордятся хорошими результатами выпускных экзаменов, однако абсолютные числа ничего не могут сказать о том, каким образом здесь будут поддерживать более слабых учеников. Если родители станут опираться только на сухие факты, то их дети могут оказаться в школе, где они будут постоянно находиться под большим давлением — а регулярный отсев может быть разрушительным для чувства самоуважения многих учеников.

При этом неважно, сталкиваются ли они с этим непосредственно или только косвенно: если в классе плохая обстановка и друзей отчисляют из школы, то многие дети начинают бояться, что это же может завтра произойти с ними — причем подобный страх не зависит от их фактических оценок.

Во многих школах у родителей создается впечатление, что учителя очень сильно рассчитывают на них в плане помощи с домашними заданиями. Но мать и отец — это не репетиторы и не институт по приготовлению домашних заданий, многие просто с этим не справляются. Перед тем как отправлять своего ребенка в школу, родители должны поинтересоваться у школьного руководства, чего ждут от родителей: общей поддержки или конкретной помощи?

Те родители, чьи дети уже ходят в эту школу, могут дать очень ценное представление о том, что здесь на самом деле происходит. Например, действительно ли школа пытается установить контакт с родителями, когда ребенок только начинает учиться хуже, а не только в тот момент, когда он уже прочно получает плохие отметки.

К содержанию

Как стать детективом

Изобразите из себя детектива и обратите внимание на следующее: как обставлена классная комната? Хотя на стенах и висят плакаты, но, может быть, все они порваны? В коридорах видны производящие большое впечатление картины, но не были ли они созданы в рамках курса искусства для способных учеников? Иногда по подобным знакам родители могут судить, царит ли в школе культура безразличия и отведения глаз или же здесь все внимательны к детям и это идет им на пользу.

И не забудьте заглянуть в школьные туалеты. Места общего пользования помогают составить свое мнение не только в детективных романах.

Лучше всего, если вам удастся посмотреть, как новая школа вашего ребенка живет своей повседневной жизнью. Правда, неизвестным людям не так уж просто посреди учебного дня пройти по школе. Но вам ничто не помешает отметиться у секретаря и совершенно официально повсюду ходить. Перемена — самое интересное время: что делают ученики? Наблюдают ли за ними на перемене педагоги или же все они укрываются в учительской? Каким образом разрешаются конфликты?

К содержанию

Подходит ли ребенку школа?

Не только школы различаются между собой, но и школьники тоже. Именно поэтому родители должны обязательно иметь в виду, что школа, которая прекрасно подходит одному ребенку, может быть не такой уж хорошей для его братьев или сестер.

Многие ученики — настоящие математические гении, но мучаются при изучении любого иностранного языка или наоборот. Некоторые дети чрезвычайно подвижны. Особенности могут также быть результатом заболеваний.

Любую из подобных ситуаций стоит обсудить со школьным руководством и выяснить, готова ли школа учесть особое положение ребенка.