Содержание:

В наши дни учат читать не только старших дошкольников. Уже никого не удивишь грамотными трехлетками и призыв "читать раньше, чем ходить" тревожит умы многих молодых родителей. Но чтение — это не просто умение обращать значки в слова и предложения. Намного важнее любить книги, понимать и осмысливать печатный текст, создавать образы, расцвеченные воображением, чувствовать музыку, красоту речи. И малышу, даже не знакомому с буквами, вполне по силам стать настоящим читателем.

К содержанию

Театр одного актера

Картинки с подписями, кусочками ткани, пищалками, появляющиеся в коробке с игрушками у 6-8-месячного ребенка — это только тренировка будущего приобщения к литературе. Ближе к году малыш получает в подарок первые книжки. Как привлечь к ним внимание, как сделать бумагу или картон более желанными, чем яркие игрушки и снабженные звуковыми и световыми эффектами развивающие центры?

Прежде всего, книжка должны быть качественной — простой, эмоциональный и умный текст, хорошие, достоверные иллюстрации. Не менее важны и артистические способности родителей. Читать нужно на разные голоса. Не бойтесь выраженной, даже утрированной, интонации и мимики. Получается, что волшебные превращения (привычные для воображения взрослого читателя) происходят прямо на глазах у ребенка. И он немного настороженно, но с интересом и любопытством оглядывает маму, слегка сомневаясь, мама ли это разговаривает таким медвежьим голосом.

Упоминания действий, где это возможно, сопровождайте жестами (например, "облизнулся", "топнул ногой", "постучал", "обернулся"), в будущем ребенок с удовольствием будет повторять эти движения за взрослым.

Для первых простых сказок можно вырезать из бумаги или сшить главного героя. Пусть картонный колобок покатится по страницам книжки, оживляя печатные слова. "Репкой" может стать и сам ребенок, который с удовольствием будет протягивать ручку на каждое "тянут-потянут".

Приобщение к чтению обеспечат и игры по книжкам. Ставим на стол коробку, выбираем несколько небольших зверюшек и играем в теремок. Дословное следование каноническому тексту не обязательно, в теремке вполне могут поселиться и обезьянка, и тигр, и даже грузовичок. Главное, что малыш поймет основную идею и, возможно, при следующем чтении будет не просто слушать мелодику речи, но и представит, как все происходило.

К содержанию

Меньше картинок, больше слов

В какой-то момент вы поймете, что нужно пополнять библиотеку более содержательными изданиями. Но и от любимых книжек-малюток пока не избавляйтесь. Хорошо, когда после чтения сложного текста ребенок может отдохнуть, послушав что-то простое и знакомое. Первые книжки пригодятся и при обучении чтению.

В книгах для детей двух-трех лет уже не каждое предложение сопровождается иллюстрацией, и, значит, ребенку приходится что-то додумывать и представлять самостоятельно. Для многих детей это достаточно сложно. Но если сам ребенок не протестует против чтения новой книги, внимателен и заинтересован, не стоит от нее отказываться. Однако вы можете помочь малышу в освоении книг с большим количеством текста.

Читая, время от времени делайте отступления и разъясняйте непонятные слова. Только не слишком часто отвлекайтесь, так как ребенку будет трудно уследить за сюжетом. Если в книге идет речь о незнакомых вещах или явлениях, картинка поможет лучше объяснений. Поэтому полезно запасаться различными дидактическими материалами на карточках или плакатах. Например, при чтении рассказов натуралистов незаменима карта с животным и растительным миром Земли. На ней можно не только найти упоминаемых в книге представителей флоры и фауны, но и увидеть места их обитания. Не забывайте и еще об одном неиссякаемом источнике информации — Интернете.

Однако пояснение незнакомых слов не всегда уместно. Есть книги с необыкновенным звучанием (сказки Пушкина, рассказы Ушинского), в которых непривычный стиль и непонятные термины не мешают ребенку почувствовать красоту русской речи.

Если малыш любит мультфильмы, они также помогут перейти к чтению трудных книг. Лучший пример — русские мультфильмы про Винни-Пуха. После нескольких просмотров и трехлетка с удовольствием будет слушать первые главы этой замечательной книги. Но в мультфильмах, даже более, чем в книгах, важно хорошее качество (не только анимации, но и текста).

В некоторых случаях проще при чтении заменять непонятные слова знакомыми ребенку синонимами. При первых прочтениях можно немного сокращать и упрощать текст.

Нередко малышу трудно понять и представить то, чего он сам никогда не делал и не видел. А бывает, что описанные действия знакомы ребенку, но он не знает, как они называются. Поэтому сначала предложите малышу новую игру или занятие, а потом сразу читайте о нем. Если это невозможно, попробуйте ненадолго прервать чтение и напомнить похожую ситуацию из жизни крохи. Точное совпадение опыта ребенка с сюжетом рассказа не обязательно, скорее всего, даже несколько похожих деталей не оставят малыша равнодушным: "И я был на море! Помнишь, я тоже боялся врача? Смотри, велосипед совсем как у меня!" Сочувствие и сопереживание героям - один из важных навыков читателя.

К содержанию

Культура чтения

Невозможно воспитать настоящего читателя, не привив ему любви и бережного отношения к книгам. Ребенок с рождения должен видеть родителей за чтением. Не стоит на глазах у малыша выкидывать книги, использовать толстые энциклопедии как пресс для засолки капусты и вырезать из старых книжек картинки.

Конечно, и книги необходимо выбирать достойные. О составлении детской библиотеки написано множество статей. И в Интернете можно найти немало списков рекомендуемых книг, фамилий лучших детских писателей и художников. Но главный критерий выбора — удовольствие, которое вы сами получаете от детской книжки. Если неприятно читать примитивный текст, бедная рифма возмущает поэтическую натуру, сказочный сюжет кажется откровенной глупостью, а иллюстрации поражают безвкусицей — такая книга не подойдет и ребенку.

Чтобы малыш чувствовал себя активным читателем:

  • оставляйте за ним право выбора книг для чтения;
  • детскую библиотечку храните в доступном для ребенка месте (но обязательно в отдельном от игрушек шкафчике или ящике);
  • воздержитесь от приобретения огромных (и тяжелых) красочных изданий, которых немало на книжных лотках. Выбирайте такие книги, которые ребенок сможет носить и перелистывать без помощи взрослых;
  • установите ритуал чтения (например, перед сном) и нарушайте его только в особых случаях. При этом и в другое время постарайтесь не игнорировать ребенка, пришедшего к вам с книгой;
  • как бы это ни было тяжело, ходите с малышом в книжный магазин. И позвольте ему самому сделать покупку (пусть даже и неудачную).

Замечательное место, где стоит побывать маленькому читателю — библиотека. Нескончаемые стеллажи с книгами, возможность выбрать любую из них восхитят ребенка. И вам самим будет приятно прочитать что-то новое или опять встретиться с книгами вашего детства. Кроме того, в библиотеке можно выбрать удачные издания и после без опаски купить их в магазине или заказать через Интернет.

Не стоит позволять сознательное разрисовывание книг и отрывание страниц. Если же такое произошло — замените обычный ритуал чтения ремонтными работами. Случайно порванные книги (а такое часто происходит, так как ребенку трудно переворачивать тонкие странички) лучше чинить сразу, как только заметите дефект. Подклеивать книги необходимо в присутствии ребенка, не отказываясь от помощи, придумывая ему посильные задания — отрезать скотч, подержать страницу. Старайтесь реставрировать даже самые безнадежные экземпляры (в эпоху Интернета потерянные страницы восстановить несложно). Очень важно дать понять малышу, что ценность старой, потертой книги не теряется.

Вместе с ребенком можно сделать книжки для игрушек. Интересно смастерить и настоящую книгу — вместе сочинить текст, подготовить иллюстрации (нарисовать, сделать фотографии, отобрать подходящие детские рисунки).

К содержанию

Игры с книжками

Кроме чтения и рассматривания картинок, большинство детских книг оказывается интересным материалом и для игр. Польза таких игр не только в дополнительном стимуле общения малыша с книгой, в возможности сделать перерыв в чтении для родителей неутомимых библиофилов, в разносторонних развивающих упражнениях. С их помощью легко проконтролировать степень понимания ребенком текста, увидеть его варианты интерпретации. Например, читает мама сказку братьев Гримм "Горшочек каши" и не понимает, что ребенок представляет свой горшок.

Для игр подойдет любая книжка с четкими, красочными сюжетными картинками.

  1. Дайте определение какому-нибудь предмету на картинке и предложите ребенку отыскать отгадку. Например: "Я вижу что-то сладкое, вкусное, красное" (кустик земляники).
  2. Попросите указать всех птичек на картинке или отыскать спрятавшуюся в траве улитку. Ребенку постарше предложите задание с обобщением — найти весь транспорт, всю одежду. Можно не просто искать, но и подсчитывать — сколько на рисунке деревьев, сколько цветов. И сравнивать, чего больше.
  3. Если ребенок еще не выучил цвета, полезно показывать и называть все красные (зеленые, желтые) предметы. А потом и сравнивать оттенки (темнее-светлее). Следующим этапом вы сможете просить малыша отыскивать на картинке предметы определенного цвета. Самое сложное задание — перечислить, какими другими цветами художник мог бы раскрасить зеленое яблоко, желтого цыпленка или синее небо.
  4. В некоторых книгах интересно сравнивать картинки на соседних страницах, находя, что изменилось, а что осталось прежним. Ребенку будет легче отвечать, если он хорошо знает это произведение. Взрослый может помочь, задавая наводящие вопросы.
  5. С развитием речи нужно учиться пересказу по картинкам. Не менее полезны ответы на вопросы по тексту. Они доступны и ребенку, который еще не начал говорить.
  6. Читая книгу, намеренно допускайте разные ошибки, пусть малыш вас поправляет. Однако если ребенок встречает каждую путаницу не смехом, а раздражением, от игры лучше отказаться.
  7. Некоторым малышам нравятся задания на тренировку памяти. Закройте ладонью картинку и расспросите ребенка, кто на ней нарисован, во что одет, что держит в руках.
  8. Ребенок, изучающий буквы, с радостью ищет их в тексте книг. Попросите найти, например, все буквы "о" на данной странице и (с вашей помощью) пересчитать их.
  9. Можно играть не с одной книгой, а со всей детской библиотекой. По краткому сюжету или воспроизведенной на память цитате ребенок должен найти соответствующую книжку (просто удивительно, как легко дети справляются с этим заданием, ориентируясь в библиотеке из полусотни книг). Другое поручение — принести все книги о машинах (медведях, птицах).

К содержанию

Читать или слушать

Независимо от возраста, в котором вы начнете учить ребенка буквам, не стоит связывать это занятие с привычным ритуалом чтения. Обещания, что вскоре малыш будет сам читать книжки, могут вызвать недоверие или даже протест против обучения. Преимущества грамотности для крохи не очевидны, а вот ваше нежелание проводить время за книгами наверняка огорчит его.

Еще опаснее для неокрепшей любви к литературе ситуация, когда родители оставляют ребенка, только освоившего технику чтения, один на один с книгой. Практика, несомненно, нужна, но не ценой превращения увлекательной игры воображения в неприятную обязанность и даже повинность. Поэтому пусть малыш тренирует навык чтения на чем-то другом — оставляйте ему записки с интересными посланиями, изучайте вывески и этикетки, найдите друга по переписке. И продолжайте читать вслух до тех пор, пока ребенок сам не потянется к книге.

Юлия Луговская, julug@inbox.ru.