Содержание:

Большинство родителей считает, что научить ребенка читать необходимо не позже, чем к первому классу. Однако к дошкольникам нельзя применять те же методы, что и к 7-летним детям. В прошлый раз мы выяснили, что до изучения букв стоит озаботиться словарным запасом ребенка и тем, умеет ли он рассказывать истории. Сегодня — о том, как продвигаться в обучении чтению дальше.

Готов ли ребенок учиться читать? Тест и игры со звуками

К содержанию

«Ты имеешь в виду, что слова сделаны из звуков?»

Мы уже установили два аспекта языка, которые образуют основу для развития грамотности, а потом и чтения: это словарный запас и мастерство рассказчика. Третий компонент называется фонологическим осознанием. Мы пользуемся фонологическим осознанием, когда можем выделить звук «б» в слове «болт» или звук «л» в слове «полено». На самом деле для маленьких детей это очень сложная задача.

Как вообще ребенок приходит к пониманию того факта, что слово «кот» составлено из 3 различных звуков? Откуда нам знать, развилось ли уже у ребенка фонологическое осознание?

Некоторые исследователи предлагают маленьким детям манипулировать со словом или анализировать его звуки. Например, ребенка можно попросить: «Скажи «топ». А теперь снова произнеси это слово, только без звука «т». Или: «Скажи „ключ“. А теперь произнеси это слово снова, но убери звук „ч“, а вместо него вставь звук „в“. Что получится?».

К содержанию

Тест на звуки и слоги

Один из самых блестящих подходов был разработан доктором Изабель Либерман. В ходе экспериментов четырехлетним детям вручали палочку, а потом просили стукнуть ею по столу столько раз, сколько звуков они услышат в заданном слове. Затем каждому ребенку читали вслух (по одному) 42 односложных слова, каждое из которых состояло из 1–3 звуков (фонем).

Далее доктор Либерман тестировала другую группу четырехлетних детей, прося каждого выполнить то же задание, только уже со слогами. На этот раз детям зачитывался список из 42 слов, состоявших из 1–3 слогов. Например, доктор Либерман могла попросить ребенка: «Сколько частей ты слышишь в слове „ракета“?».

Каковы же были результаты? Четырехлетние дети, проходившие тест на фонемы, не ответили правильно ни на один вопрос. Зато примерно половина четырехлетних справилась с задачей на слоги. Этот факт ведет к двум выводам. Во-первых, это означает, что дошкольники умеют играть в эту игру, когда единица анализа (слог) достаточно велика, чтобы они могли ее заметить. Во-вторых, это показывает, что дошкольники недостаточно чувствительны к индивидуальным звукам (фонемам), из которых состоят слова.

Затем доктор Либерман давала задание на фонемы более старшим детям, которые уже учились читать. Она обнаружила, что дети, лучшие в классе по чтению, поголовно справились с тестом на фонемы. А из тех детей, кто провалил тест на фонемы, половина принадлежала к наиболее слабой в навыках чтения части класса.

Готов ли ребенок учиться читать? Тест и игры со звуками

К содержанию

Как научиться различать звуки? Играть!

На сегодняшний день очень многие другие исследования подтвердили эти открытия. Теперь уже ясно, что недостаток фонологического осознания — одна из ведущих причин проблем с чтением. Мы также знаем, что дети, обладающие таким осознанием, лучше читают. И мы знаем, как помочь детям обрести фонологическое осознание. В основном — путем детской игры!

Играйте с речью, распевая песенки или читая детские стишки, обязательно рифмованные. Простые песенки и стишки типа «Над лампой мошки, под лампой кошки» помогают детям осознать, что начальные звуки в словах могут заменяться другими. Заменяйте начальные буквы, создавая новые имена из прежних, например: «Ваня — Саня — Даня — Маня». Подобных игр с превращениями слов можно придумать множество.

Очень удобно играть со словами в транспорте или во время поездки в машине. Обращайте внимание на предметы, названия которых начинаются с различных звуков: «Можешь найти что-нибудь, что начинается со звука „ч“? Ой, я кое-что вижу. Это человек!». (Такого рода игры могут даже снизить частоту детских вечных вопросов: «А мы скоро приедем?».)

Еще один вариант: проговорите знакомое ребенку слово и попросите его произнести одну из его частей без другой: «Ты знаешь слово „балкон“. А что будет, если убрать „кон“?»

К содержанию

Внимание: чтение!

Как устная речь составлена из звуков, которые сами по себе бессмысленны, так и письменная речь состоит из «закорючек» на странице, которые сами по себе бессмысленны. Только когда ребенок взламывает этот код и обнаруживает, что «закорючки» имеют определенное значение, он может научиться читать.

Представьте, что вы берете в руки книгу, написанную на языке, с которым вы незнакомы, например по-гречески или по-китайски. Что вам потребуется для того, чтобы научиться читать эти непонятные значки?

Прежде всего вам понадобится умение отделять буквы друг от друга. Если вы не можете отделить один знак от следующего, как тогда вы прочтете слова? Далее необходимо узнать, какому звуку соответствует каждая буква или группа букв. Ведь чтение — это, в сущности, перевод печатного текста в устную речь, даже если этот перевод происходит молча и только «в голове».

Еще вам нужно знать, как объединять буквы и обозначаемые ими звуки в слова, сливая их вместе. Хотя нам, взрослым, это дается без усилий при условии, что текст написан на нашем родном языке, — не так-то легко будет это сделать, к примеру, с греческим текстом; а ведь именно этому приходится учиться нашим детям.

У этой головоломки есть еще один фрагмент. Еще до того, как вы начнете идентифицировать буквы или значки, необходимо знать, в каком направлении движется незнакомый текст. Может быть, так же, как в английском, — слева направо. А может быть, его следует читать сверху вниз (как китайские иероглифы) или справа налево (как иврит).

И наконец, необходимо знать, в каком направлении переворачивать страницы книги. Англичане читают книгу с начала к концу, верно? Так вот, то, что для нас — начало, для других языковых групп — конец! На иврите читатель начинает с того места, которое по-нашему является концом книги.

Удивительно — и как мы только сумели сложить вместе все фрагменты этой головоломки таким образом, что к концу первого класса школы могли читать маленькие книжки совершенно самостоятельно?!